Современные тенденции совершенствования законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях

курсант Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Со дня вступления в действие КоАП прошло более четырнадцати лет. Анализ практики применения норм КоАП, определяющих общие принципиальные позиции законодателя в сфере административной ответственности, а также его Особенная часть и процессуальный раздел позволяют сделать определенные выводы.

В настоящее время законодательство об административных правонарушениях совершенствуется путем внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на ужесточение административной ответственности, что способствует формированию «наказательной» политики государства. В юридической литературе[1] не раз высказывалось мнение о чрезмерной интенсивности нормативного правового регулирования института административно-деликтного права, что позволяет отнести законодательство об административных правонарушениях к наиболее нестабильным источникам кодифицированного законодательства.

Так, Федеральным законом от 14.10.2014 № ЗО7-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», внесены следующие изменения:

  • - административная ответственность водителей мопедов и скутеров приравнена к ответственности водителей других механических транспортных средств (прим, к ст. 12.1 КоАП);
  • - предусмотрена возможность применения видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий (за исключением личного досмотра) в отсутствие понятых (ст. 25.7 КоАП и др.);
  • - исключена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде «запрещения эксплуатации транспортного средства» (ч. 2 ст. 27.13 КоАП);
  • - обеспечена возможность привлечения к ответственности должностных лиц за выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа (ч. 1 ст. 11.23 КоАП);
  • - уточнены положения п. 1 ч. 1 ст. 27.2 и п. 1 ч. 1 ст. 27.3 КоАП, позволившие сотрудникам полиции осуществлять доставление и административное задержание при возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1

ст. 20.25 КоАП. При этом сама ст. 20.25 КоАП дополнена примечанием, согласно которому к лицу, не уплатившему административный штраф за правонарушение, зафиксированное с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, не может применяться административный арест;

  • - установлена возможность направлять гражданам (ч. 3 ст. 28.6 КоАП) и судебным приставам-исполнителям (ч. 5 ст. 32.2 КоАП) экземпляры постановлений в форме электронных документов. При этом судебным приставам-исполнителям для принудительного исполнения должен направляться второй экземпляр постановления, а первый экземпляр будет оставаться в вынесшем его подразделении Госавтоинспекции;
  • - установлен срок вынесения постановлений по делам об административных правонарушениях, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (ч. 1 ст. 29.6 КоАП). Уточнен порядок вынесения постановлений по результатам рассмотрения жалоб на такие постановления, в соответствии с которым, в случае подтверждения информации о владении или пользовании транспортным средством другим лицом в момент фиксации правонарушения, новое постановление выносится также в форме электронного документа, без участия этого лица и без составления протокола (ч. 3 ст. 28.6 КоАП);
  • - установлена обязанность судей направлять копию решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении должностному лицу, вынесшему постановление или составившему протокол об административном правонарушении (ст. 30.8 КоАП);
  • - сотрудникам Госавтоинспекции в полной мере предоставлены права по обжалованию вступивших в законную силу судебных решений (ст. 30.12 КоАП);
  • - в качестве дополнительного условия для возврата водительского удостоверения и удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) по истечении срока лишения права управления транспортными средствами установлено отсутствие задолженности по уплате административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения (ч. 4 ст. 32.6 КоАП). Помимо этого, в ст. 32.6 и 32.7 КоАП уточнены положения, связанные с порядком исполнения постановлений о лишении права управления транспортными средствами.

Кроме того, Федеральным законом от 31.12.2014 № 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения»[2], вступившим в законную силу с 1 июля 2015 г., внесены следующие изменения в законодательство:

- введена уголовная ответственность за повторное совершение правонарушений, связанных с управлением транспортным средством в состоянии опьянения и невыполнением требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Уголовный кодекс дополнен ст. 264 «Управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 настоящего Кодекса либо настоящей статьей» (наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода

осужденного за период от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет).

Решение проблемы совершенствования законодательства об административной ответственности было предложено Экспертным Советом фракции «Справедливая России» в Государственной Думе. 3 марта 2014 г. был организован «круглый стол» по теме: «Законодательство об административных правонарушениях: проблемы и перспективы развития». В рамках заседания организаторы и участники «круглого стола» высказали мнение о назревшей необходимости создания вместо действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях двух самостоятельных законодательных актов, регулирующих материальные и процессуальные части административно-правовых отношений.

В целях совершенствования норм права об административной ответственности, путем принятия соответствующего кодифицированного административно-правового акта, на наш взгляд, необходимо учитывать следующие концептуальные основы:

  • - административное законодательство в соответствии со ст. 71 и 72 Конституции отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ;
  • - возможность привлечения к административной ответственности не только физических лиц, но и юридических, а также индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица;
  • - в качестве основания привлечения к административной ответственности необходимо рассмотреть противоправное деяние лица, содержащие признаки состава административного правонарушения, а не факт совершения им административного правонарушения, так как лицо, совершившее административное правонарушение может быть освобождено от административной ответственности;
  • - в качестве принципа административной ответственности уместно говорить о презумпции невиновности, а не о принципе вины в совершении административного правонарушения;
  • - понятие административного правонарушения должно содержать необходимые признаки состава административного правонарушения, позволяющие квалифицировать деяние как административный проступок, а также отграничивать от правомерного деяния и иных правонарушений (преступлений, дисциплинарных проступков, гражданско-правовых деликтов). К числу таких признаков следует отнести: общественную опасность, административную противоправность, административную наказуемость, виновность, отсутствие обстоятельств, исключающих административную деликтность деяния;
  • - рассмотреть вопрос о возможности замены уголовного наказания административным при малозначительности преступления и применения уголовного законодательства по отношению к лицу, систематически совершающему административные проступки;
  • - разграничение видов административной ответственности за совершение административного правонарушения и причинения вреда в результате совершения административного проступка;
  • - необходимо учитывать существующие различия процессуальных порядков реализации административной ответственности.

Воробьев Р. О.,

курсант Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя

СООТНОШЕНИЕ НОРМ АДМИНИСТРАТИВНОГО И УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

  • [1] 11 См.: Агапов А. Б. Административная ответственность: учебник. 4-е изд. М., 2011. С.И: Шалыгин Б. И. Состояние законности в сфере административных правоотношений, работа органов прокуратуры и органов, наделенных административной юрисдикцией по предупреждению нарушений законодательство // Административное право. 2009. № 3. 2 См.: Потапенкова И. В., Низаметдинов А. М. Проблемные вопросы реализации процессуальных и материальных норм в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях // Государственная служба и кадры «Практическое и информационное издание. 2014. № 4. 3 ,в См.: СЗ РФ. 2014. № 42. Ст. 5615.
  • [2] См.: СЗ РФ. 2015. № 1 (ч. I). Ст. 81.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >