Религиозные аспекты эксгумации

студентка 3-го курса юридического факультета Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)

Мурашова М. Ю.,

студентка 3-го курса юридического факультета Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)

РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКСГУМАЦИИ

Процедура проведения такого мероприятия как «эксгумация» затрагивает множество аспектов, в том числе моральных, этических и даже религиозных.

Российская Федерация является «многонациональной» страной, которая сочетает в себе присутствие множества этнических общностей, обладающих своими взглядами, традициями и устоями.

В соответствии с ныне действующим законодательством, Российская Федерация является светским государством, что означает, что никакая религия не может быть выбрана в качестве главенствующей. Но тем не менее влияние религии на сознание современного человека достаточно велико.

В своем докладе мы хотели бы сделать обзор отношения ведущих мировых вероучений к эксгумации.

Прежде всего, необходимо добавить, что в переводе с латинского данный термин буквально переводится «из земли» (от лат. exhumation', ex — из, gumus — почва, земля) в противоположность «ингумации», означающему «предание земле».

Эксгумацию стоит понимать не только как следственное действие. Ее проведение имеет место быть и в других целях. Профессор О. X. Поркшеян в своем труде «Эксгумация трупов (классификация поводов). Актуальные вопросы судебной медицины и криминалистики» приводит следующую классификацию оснований и обстоятельств эксгумаций трупов[1]:

  • 1. Официально разрешенные (правомерные) эксгумации трупов:
    • - с судебно-медицинскими целями;
    • - в связи с переносом кладбища с одного места на другое;
    • - в связи с переносом трупа с одного кладбища на другое;
    • - с целью опознания личности захороненного (случаи, не связанные с уголовноследственным розыском личности);
    • - с научными и историческими целями.
  • 2. Случайные эксгумации трупов:
    • - случайное обнаружение захороненного трупа при землеройных работах, при разборке старых зданий и др.
  • 3. Преступные (неправомерные) эксгумации трупов:
    • - с целью мародерства;
    • - с целью удовлетворения половой потребности (некрофилия);
    • - с целью надругательства над трупом.

Согласно социологическим опросам, проведенным в России несколько лет назад[2], выделяют религии, наиболее распространенные в нашей стране. К ним относятся:

  • - прихожане Русской православной церкви (41 %);
  • - мусульмане (6,5 %);
  • - христиане без конфессиональной принадлежности (4,1 %);
  • - другие православные (1,4 %);
  • - тенгриаицы и неоязычники (1,1 %);
  • - прочие (7,9 %);
  • - «духовные, но не религиозные» (25,1 %);
  • - атеисты и безрелигиозные (12,9 %).

Отношение православной церкви к эксгумации можно трактовать в различных аспектах.

По издревле сложившимся православным традициям, беспокоить тела «отошедших в мир иной», которые «не просят об этом» (не являются во сне с просьбой перезахоронить, не подают иных знаков и т. п.) — грех, который церковью не приветствуется. В Библии, конечно, можно найти указания на эксгумацию останков, но подобные изречения относятся к останкам святых людей, чьи тела являются мощами.

В реалиях же нашей жизни бывают случаи, когда необходимо провести процедуру эксгумации. В таких ситуациях, если есть достоверная информация, что был похоронен православный, — следует проконсультироваться со священнослужителем. Возможны ситуации, когда священник будет непосредственным участником данного мероприятия, чтобы прах не был осквернен и, вероятно, перезахоронен.

Ислам является второй религией по количеству последователей в России после христианства.

Мусульмане относятся к данному процессу несколько иначе, нежели христиане. Если православие допускает возможность извлечения останков усопшего в некоторых случаях, то в трактовках Корана с этим дела обстоят по-другому. Тело умершего истинного мусульманина должно оставаться нетронутым, в то время как вероотступники, предатели веры, иноверцы могут быть подвергнуты эксгумации. «Сломать кость мертвому равнозначно тому, что сломать ее и живому» говорят нам хадисы. Из этого следует сделать вывод о негативном отношение приверженцев ислама к эксгумации.

Хотелось бы обратиться к судебной практике в отношении данного следственного действия, предусмотренного ст. 178 УПК. В большинстве случаев суд встает на сторону следствия, так как эксгумация при определенных ситуациях является единственно верным путем установления истины. Но происходили случаи, когда суд вставал на сторону родственников усопшего. Так, например, кассационное определение Краснодарского краевого суда от 27.07.2011 г. по делу 22К-5685/2011 гласит, что проведение процедуры эксгумации противоречит национальным и религиозным обычаям Республики Адыгея. Но при исследовании данного вопроса необходимо учитывать правильный процессуальный порядок проведения эксгумации. Следователю необходимо сначала вынести постановление, а только затем, при несогласии родственников, заявлять ходатайство перед судом о проведении эксгумации (ч. 3 ст. 178 УПК). Во многих субъектах России суды ссылаются на то обстоятельство, что по религиозным основаниям запрещено проведение эксгумации. Но ключевую роль в данном вопросе играет именно позиция права, то есть суда, и ничто иное.

Изучая данный вопрос с разных сторон, стоит обратить внимание на последователей буддизма. У них отношение (в отличие от мусульман) к эксгумации диаметрально противоположно. Они считают, что извлечение покойного из могилы — правильное и нужное решение. Буддисты эксгумируют своих товарищей по вере, чтобы в будущем поместить их в дацан в качестве буддистской святыни.

Хотелось бы указать на некоторые различия в сравнении с иностранным уголовнопроцессуальным законодательством. В Германии, являющейся многоконфенсиональ-ным государством, большинство граждан придерживаются христианства (католицизма и протестантизма). Несмотря на то, что церковь играет важную роль в жизни немцев, Уголовно-процессуальный кодекс ФРГ (Strafprozessordnung — StPO), указывает, что Прокуратура на основании решения суда о проведении эксгумации лишь извещает (или, при определенных предпосылках, не требуется извещение) родственников о проведении данного мероприятия. Их согласие не требуется, решение же суда обязательно. Обуславливается это тем, что в Германии суд играет одну из важнейших ролей в разрешении правоотношений, правомерность действий Прокуратуры не ставится под сомнение.

Подводя итоги всего вышесказанного, хотелось бы еще раз отметить, что отношение к эксгумации в разных вероисповеданиях разнится, и причем очень сильно. Если буддисты «мечтают» о том, чтобы их тело в дальнейшем было извлечено, то ислам же всячески старается пресечь подобные посягательства. Что касается нашего мнения, то оно однозначно против данной процедуры. Неважно, к какой религии принадлежал усопший, — его душа и тело должны оставаться в покое даже после смерти. Многие вероучения говорят нам, что после смерти начинается новая жизнь; так тогда зачем тревожить человека, когда он направился в этот путь? Вместо того, чтобы откапывать мертвых, можно делать всевозможные исследования непосредственно перед захоронением, развивать медицину и науку, а «мертвых оставить мертвым».

1

См.: Головненков П., Спица Н., Хельманн У. Уголовно-процессуальный кодекс ФРГ (Strafprozessordnung— StPO) : научно-практический комментарий и перевод текста закона И URL: http://web-local.rudn.ru/ (дата обращения 20.05.2016).

Гронская И. А.,

курсант 4-го курса

Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя

  • [1] См.: Поркшеян О. X. Эксгумации трупов (классификация поводов). Актуальные вопросы судебной медицины и криминалистики. Труды ЛенГИДУВа. Л, 1966. С. 49, 63-64.
  • [2] См.: Верю — не верю: Атлас религий России И Коммерсант : сайт. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1997068 (дата обращения 07.05.2016). 2 4:1 См.: Библия. Синодальный перевод // Православный календарь : сайт. URL: http://days.pravoslavie.ru/Bible/Index. htm#N (дата обращения 07.05.2016). 3 Энциклопедия хадисов : сайт. URL http://hadis.info/ (дата обращения 07.05.2016). 4 См.: Росправосудие : сайт. URL https://rospravosudie.com/court-krasnodarskij-kraevoj-sud-krasnodarskij-kraj-s/act-413882101/ (дата обращения 07.05.2016).
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >