Проблема применения меры государственного принуждения, связанной с лишением права управления транспортным средством в Российской Федерации

Лишение права управления транспортными средствами — это вид наказания, применяемый в Российской Федерации в рамках уголовного и административного законодательства. В УК лишение права управления транспортным средством предусмотрено в ст. 47 УК. Но чаще всего этот вид наказания применяется за совершение административных правонарушений, предусмотренных гл. 12 КоАП. Лишение права на управление транспортным средством является довольно серьезной мерой наказания, и количество водителей, которые подвергаются такому взысканию, стабильно велико.

В качестве наиболее распространенных административных правонарушений , санкцией для которых является лишения права управления транспортным средством, являются: управление транспортным средством в состоянии опьянения, отказ от прохождения медицинского освидетельствования, выезд в нарушение правил дорожного движения на полосу встречного движения, оставление места дорожно-транспортного происшествия, превышение скорости и некоторые другие нарушения Правил дорожного движения, а также управление транспортным средством с чужими (подложными) номерами.

В частности, лишение права на управление транспортным средством от 6 до 12 месяцев предусмотрено за правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст. 12.5.3 КоАП «Управление транспортным средством с установленными на передней части световыми приборами красного цвета», а также ст. 12.5.4 КоАП «Управление транспортным средством с выключенной сиреной и маячками, установленными без спец, разрешения».

Лишение права на управление транспортным средством на срок от 12 до 18 месяцев предусмотрено за правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст. 12.5.5 КоАП «Управление транспортным средством с включенной сиреной и маячками, установленными без спец, разрешения» и некоторые другие статьи Кодекса об административных правонарушениях.

Согласно законодательства Российской Федерации граждане имеют право на обжалование действий (бездействий) должностных лиц, например, в случаях, когда они считают, что лишение водительских прав в качестве меры наказания наложено на них неправомерно.

Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 3.8 КоАП лишить водителя прав может только суд. Сотрудник ДПС Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России только фиксирует факт нарушения, составляет протокол и передает дело на рассмотрение в судебный орган. В случае, если у нарушителя изъяли права, выдали ему временное удостоверение, при этом решения суда по данному делу нет или оно не вступило в законную силу, гражданин не может обжаловать данное решение. Процесс обжалования лишения водительских прав возможен после решения суда в десятидневный срок в судебном органе высшей инстанции.

Поводом для обжалования решения суда по рассматриваемому вопросу могут послужить неправильно составленный протокол сотрудником ДПС Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, ошибки в названии населенных пунктов, зачеркивания и исправления. Кроме этого, должны быть сведения о техническом состоянии прибора, посредством которого осуществлялась проверка водителя на состояние алкогольного опьянения, должен быть в наличии сертификат качества и свидетельство о прохождении специальных проверок данного прибора. Указанные обстоятельства подтверждают, что сотрудники полиции при составлении протокола об административном правонарушении должны внимательно относиться к данному документу, не допускать ошибок и неточностей в нем.

Граждане имеют право в качестве обжалования меры по лишению права на управление транспортным средством подать ходатайство в суд или ОГИБДД о замене меры наказания штрафом. При этом в ходатайстве необходимо привести смягчающие обстоятельства. Это могут быть какие-либо факторы или непредвиденные обстоятельства, которые вынудили водителя совершить серьезное нарушение правил дорожного движения, например, такими обстоятельствами могут быть крайняя необходимость использовать автомобиль по служебным делам, экстренная транспортировка родственника и другого больного до медицинского учреждения и так далее. Однако смягчающие обстоятельства обязательно должны быть подтверждены — документально или свидетельскими показаниями.

Что можно сказать о такой мере, как лишение права заниматься определенной деятельностью? Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью — вид уголовного наказания, заключающийся в ограничениях по службе или в запрете заниматься профессиональной или иной деятельностью.

Суд, рассматривая любое уголовное дело, обязан не только наказать преступника, но и принять все необходимые меры к устранению причин и условий, которые способствовали совершению преступления. По делам о транспортных преступлениях немаловажное значение имеет применение к виновным наряду с основной мерой наказания дополнительных наказаний. Одним из наиболее часто встречающихся видов дополнительных наказаний, назначаемых судом, является лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Назначение осужденному такой меры уголовного наказания служит гарантией неповторения лицом нового транспортного преступления. В то же время указанное дополнительное наказание наряду с основным наказанием выполняет и задачу кары за совершенное преступное деяние, служит целям исправления и перевоспитания виновного. Назначение судом лишения права управлять транспортным средством нельзя отождествлять с лишением водительских прав, то есть мерой административного наказания[1].

Также хотелось бы отметить, как развивалось в системе Советского и Российского права такое понятие, как лишение права управления транспортным средством. В СССР изначально мера, связанная с лишением права на управление ТС, была введена 24 мая 1956 г. постановлением Совета Министров РСФСР № 382 «О мерах борьбы с авариями на автомобильном транспорте и городском электротранспорте», которое предусматривало лишение прав на срок до одного года за управление транспортом в нетрезвом состоянии. В настоящее время наказание за такое нарушение в России варьируется от полутора до трех лет лишения права на управление ТС.

Впоследствии Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня 1968 г. «Об усилении административной ответственности за нарушение правил дорожного движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам и правил пользования транспортными средствами» ответственность была во многом расширена: лишать прав стали за 2 и более грубых нарушений правил дорожного движения в течение года, за дорожно-транспортное происшествие, совершенное в результате грубого нарушения правил дорожного движения и за нелегальную работу таксистом — то есть использование автомобиля в целях наживы. Одновременно была усилена и ответственность за повторное управление транспортом в состоянии опьянения.

В настоящее время, в частности, с 1 июля 2015 г. Федеральным законом от 31.12.2014 № 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения» вводится уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию. В связи с изменениями уголовного законодательства одновременно исключена административная ответственность за повторное управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, а также за передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения. В настоящее время такой водитель несет уголовную ответственность.

В соответствии со ст. 264.1 УК уголовная ответственность предусмотрена за управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного ч. 2, 4 или 6 ст. 264 УК.

На практике имеют место прецеденты, связанные с применением ст. 264 прим. 1 УК. Так, сотрудниками Отдела МВД России по городу Копейску возбуждено уголовное дело по ст. 264 прим. 1 УК в отношении жителя города 1972 г. р. Как пояснил исполняющий обязанности начальника ГИБДД МВД России капитан полиции Иванов Евгений Иванович «мужчина в апреле 2013 года привлекался к административной ответственности за управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения. По решению суда он был лишен прав на 18 месяцев. В ноябре 2014 года срок наказания истек, и мужчина получил права. Но еще в течение года, то есть до ноября 2015 года, после того как ему вернули права, на него распространяется норма, предусмотренная статьей 264 прим. 1 УК РФ. Так как 3 июля 2015 года мужчина вновь управлял автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, в отношении него возбуждено уголовное дело. Меру его вины определит суд, но максимальное наказание, предусмотренное за данное деяние — два года лишения свободы».

Считаем необходимым отметить, что в настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект о досрочном возврате прав[2]. Профильный комитет Государственной думы, одобрил проект закона № 561521-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и рекомендовал его принять в первом чтении Государственной думой. Законопроект предусматривает возможность досрочного возврата прав лицам, которые были лишены водительского удостоверения за нарушение правил дорожного движения. Так, в случае принятия законодательной инициативы, водители, лишенные права управлять автотранспортными средствами, смогут вернуть водительское удостоверение по истечении не менее половины срока лишения.

Подводя итог, отметим, что рассматриваемая мера наказания является весьма серьезной. По закону граждане имеют право на обжалование решения суда, не вступившего в законную силу, в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе не могут быть заявлены новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия судом первой инстанции обжалуемого решения. Процедура обжалования закреплена законодательно и вытекает из установленного в ч. 2 ст. 46 Конституции положения о том, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, а также из предусмотренного в ст. 50 Конституции права осужденного на пересмотр приговора вышестоящей инстанцией.

Дадабаев В. К.,

кандидат медицинских наук,

доцент кафедры судебной медицины с курсом правоведения

Тверского государственного медицинского университета

  • [1] 47 См.: Куринов Б. А. Автотранспортные преступления. М., 1970. С. 220.
  • [2] См.: Российская газета. Федеральный выпуск № 6705.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >