Применение мер пресечения при решении вопроса об экстрадиции

Экстрадиция — это деятельность компетентных органов двух и более государств, осуществляемая в соответствии с нормами национального и международного права, принципом взаимности, целью которой является взаимодействие между государствами по выдаче лиц, обвиняемых в совершении преступления, для дальнейшего применения в отношении них уголовно-процессуальных норм преследования и привлечения к ответственности. Экстрадиция может иметь целью передачу осужденных лиц для отбывания наказания в государство, гражданами которого они являются или постоянно в нем проживают.

Согласно Конституции выдача граждан России иностранным государствам не допускается.

В отношении экстрадиции иностранных граждан и лиц без гражданства предусмотрены определенные ограничения и правила.

Экстрадиция граждан России из других государств, согласно ч. 2 ст. 460 УПК, осуществляется посредством направления иностранному государству соответствующего запроса о выдаче лица, подозреваемого в совершении преступления, руководствуясь положениями международного договора между Российской Федерацией и этим государством или руководствуясь принципом взаимности. Направлять такие запросы РФ может только в отношении лиц, которым предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного УК и в отношении которого установлено наказание в виде лишения свободы не менее 1 года.

Согласно ч. 1 ст. 462 УПК выдача иностранного гражданина или лица без гражданства осуществляется при наличии следующих условий в совокупности:

  • - наличие международного договора с государством, направившим запрос на экстрадицию или руководство принципом взаимности;
  • - деяния, которые инкриминируются лицу, признаются преступлениями по УК и уголовным законам иностранного государства, от которого поступил запрос о выдаче лица;
  • - законодательство предусматривает наказание за данные преступления в качестве наказания — лишение свободы сроком от 1 года и выше или иное тяжкое наказание.

Статья 460 УПК предполагает возможность направлять запрос о выдаче лиц по преступлениям, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не менее 1 года.

На практику экстрадиции оказывает влияние деятельность ЕСПЧ. Следует отметить, что критика ЕСПЧ в отношении России обоснована, так как правоохранительные органы допускают существенные ошибки при применении норм об экстрадиции: неверно применяют международные нормы при избрании ареста лицам, подлежащим экстрадиции, подменяют их уголовно-процессуальными нормами РФ, нарушаются сроки содержания таких лиц под стражей и т. п.

Для обеспечения выдачи лица по запросу иностранного государства в отношении данного лица могут быть применены меры пресечения (ст. 466 УПК). Из всех

1

См.: Вениаминов А. Г. Некоторые вопросы защиты по делам об экстрадиции И Адвокат. № 5. 2010.

предусмотренных УПК мер пресечения в данном случае наиболее часто используется взятие под стражу до выдачи лица иностранному государству и заключение под стражу.

Основаниями взятия под стражу могут быть:

  • - запрос о выдаче лица;
  • - ходатайство о взятии под стражу, которое содержит информацию, предусмотренную в ст. 61 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1994 г.[1] , если запрашивающее государство является участником данного международного договора;
  • - просьба о временном задержании, отвечающее требованиям, которые определены в ст. 16 Европейской конвенции о выдаче75, если запрашивающее государство является участником указанного международного договора;
  • - поручение об осуществлении розыска, составленное согласно ст. 61.1 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, если запрашивающее государство является участником Протокола от 28 марта 1997 г. к этой Конвенции;
  • - другие документы, необходимые для заключения лица под стражу либо применения к нему иных мер пресечения до получения запроса о выдаче в соответствии с подлежащими применению международными договорами Российской Федерации;
  • - наличие фактов, свидетельствующих о том, что лицо совершило преступление, влекущее выдачу.

Суд при избрании (продлении) меры пресечения должен рассмотреть возможность применения в отношении лица иных мер пресечения, не связанных с заключением под стражу, учитывая при этом сведения о том, что лицо может уклоняться от правоохранительных органов и суда, сведения о добровольной явке лица, его физическом состоянии, состоянии здоровья, наличии несовершеннолетних детей и иных иждивенцев. Невозможность применения иной меры пресечения, кроме заключения под стражу, должна быть в достаточной степени мотивирована в постановлении о продлении срока указанной меры пресечения (ч. 1 ст. 108 УПК).

Часть 1 ст. 62 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам установлены сроки содержания под стражей лица до получения запроса о его выдаче:

  • - не более 1 месяца — общий срок;
  • - не более 40 дней — для государств-участников Протокола к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам;
  • - не более 40 дней — для государств-участников Европейской конвенции о выдаче.

Иные сроки могут быть установлены двусторонними международными договорами РФ.

Лицо подлежит освобождению из-под стражи в случае нарушения сроков предоставления надлежаще оформленного запроса о выдаче лица.

Сама мера пресечения в виде заключения под стражу лица при отсутствии запроса о его выдаче может быть избрана или продлена только судом. Исключение составляют случаи, когда к запросу о выдаче прилагается решение судебного органа иностранного государства о заключении такого лица под стражу. При наличии такого приложения к запросу прокурор РФ вправе заключить его под стражу без подтверждения судом указанного решения на срок, не превышающий 2 месяца с момента задержания (ч. 1 ст. 109, ч. 2 ст. 466 УПК). Далее, по истечении 2 месяцев, данная мера пресечения может быть продлена только судом.

Законом предусмотрено право обжаловать постановление прокурора о заключении лица под стражу в суд в порядке ст. 125 УПК.

Международным правом предусмотрено право лица обратиться в ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека) с жалобами на нарушение его прав и свобод. Применение ЕСПЧ правила о запрещении экстрадиции лица, обратившегося в данный суд, до принятия решения по его жалобе, вызывает определенные проблемы, так как рассмотрение жалоб в ЕСПЧ имеет затяжной характер и приводит к истечению сроков содержания под стражей лица, необходимости избирать иные меры пресечения[2].

В данном случае можно применить такую меру пресечения, как домашний арест. Однако и это не решает проблемы с истечением срока применения мер.

Согласно УПК нет ограничения в выборе мер пресечения в отношении лиц, выдаваемых иностранному государству. При выборе меры пресечения необходимо руководствоваться тем, что мера позволит реально передать лицо, так как в настоящий момент в правоприменительной практике нет механизма гарантированной передачи лица правоохранительным органам другого государства в случае, если оно не содержится под стражей.

Подводя итог, можно сказать, что экстрадиционная практика стремится к совершенству, приобретая черты правовой помощи, направленной на обеспечение не только наказания преступника, но и соблюдения его прав и законных интересов в сфере уголовного судопроизводства.

Генпрокуратурой РФ совершенствование международно-правовой базы РФ, наращивание взаимодействия с иностранными государствами, расширение списка стран сотрудничества по вопросам экстрадиции отнесены к важнейшим задачам работы.

Несомненно, развитие института экстрадиции имеет важное значение в условиях постоянно растущей и усиливающейся транснациональной преступности. Интернационализация преступности со всеми неотвратимо вытекающими из этого негативного процесса последствиями требует и интернационализации борьбы с преступностью.

  • [1] 2 См.: Европейская Конвенция о выдаче ETS N 024 (Париж, 13 декабря 1957 г.), ратифицирована РФ Федеральным 3 законом от 25.10.1999 № 190-ФЗ.
  • [2] См.: Галоганов А. П. Критерии приемлемости индивидуальной жалобы и ее рассмотрение в Европейском Суде по правам человека // Образование и право. 2013. Nu 10. 2 См.: Малов А. Сотрудничество генеральной прокуратуры РФ с компетентными органами зарубежных государств в вопросах экстрадиции // Законность. 2012. Na 12.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >