Козлова н. С., Колосова и. М. Использование специальных знаний прокурорскими работниками в ходе проведения проверок за исполнением законодательства о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Прокуратура РФ призвана обеспечивать верховенство законов, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Для достижения наилучшего результата надзорной деятельности Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает право прокуроров привлекать для проведения проверочных мероприятий специалистов. Появление данного положения в российском законодательстве связано с необходимостью решения самых разнообразных вопросов в ходе проверочных мероприятий. В большей степени это касается прокурорских работников, осуществляющих общий надзор. Именно им ежедневно приходится сталкиваться с различными сферами жизни общества, широким спектром вопросов, требующих специальной подготовки или специальных знаний в той или иной области. Таким образом, прокурорские работники, в чью компетенцию входит общий надзор, поставлены в достаточно тяжелые условия, на них ложится огромный груз самых разнообразных задач, требующих квалифицированного решения. Привлечение специалистов помогает преодолеть недостаток знаний, выходящих за круг полномочий прокуроров, а также способствует принятию последними законных и обоснованных решений.

Однако не редки ситуации, когда и самим прокурорским работникам бывает необходимо знать специфику проверяемого объекта и не полагаться исключительно на специалистов и экспертов. К тому же не всегда проверки проводятся с участием вышеназванных лиц.

Рассмотрим, каким образом, при проведении проверочных мероприятий за исполнением законодательства о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у прокурорских работников возникают сложности, подчеркивающие значимость владения специальными знаниями в сфере госзакупок.

Во-первых, неподготовленным прокурорским работникам сложно разграничивать, на основании какого закона: Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — 44-ФЗ) или Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — 223-ФЗ) регулируется закупочная деятельность проверяемого объекта. А между тем, эти два Федеральных закона имеют существенные отличия. Зачастую прокуроры не учитывают, что проверяемая организация осуществляет закупки в соответствии с нормами 223-ФЗ, либо разработанным в соответствии с ним собственным Положением и предъявляют к госзаказчикам требования, которые уместно применить к 44-ФЗ. Также, изучая собственные Положения госорганизаций о закупке товаров, работ, услуг, прокуроры сталкиваются с такими проблемами, как: что в обязательном порядке должно содержаться в таком Положении, что в него включать недопустимо, и иными подобными вопросами. И мало различать эти два федеральных закона. В ходе проведения проверок необходимо сопоставлять заключенные организацией договоры на поставку товаров, работ, услуг, их соответствие законодательству, правомерности их заключения и соблюдения всех требований по их исполнению.

Соответственно, для достижения эффективности в ходе проведения надзорных мероприятий недостаточно иметь общее представление о контрактной системе. Беглое изучение правовых норм о госзакупках позволяет прокурорам получить некоторую информацию о том, что следует изучать в ходе проверок, на что обратить внимание, какую документацию следует запросить, но дальнейшее изучение полученных сведений перекладывается на специалистов в сфере контрактной системы, иногда часть существенных сведений остается без внимания, следовательно, некоторые нарушения, допущенные заказчиками товаров, работ, услуг могут остаться не выявленными, а значит, виновные лица не понесут предусмотренную законодательством ответственность.

Во-вторых, наличие более глубоких знаний в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд позволит в кратчайшие сроки проводить проверки, лучше ориентироваться в сложных механизмах закупочных процедур, их разнообразии. Специальная подготовка в сфере контрактной системы способна повысить качество не только проведения проверочных мероприятий, проводимых органами прокуратуры, но и значительно увеличить эффективность планирования и подготовки таких проверок. Современная контрактная система закупочных отношений устроена таким образом, что вся информация, начиная от планирования закупок и заканчивая результатами исполнения госконтрактов, размещается в сети Интернет в Единой информационной системе в сфере закупок. Знание процедур проведения закупок, порядка формирования конкурсной и иной документации, этапов размещения информации в названной системе позволяет прокурорам выявлять нарушения и иные недостатки, допущенные заказчиками на первоначальных этапах, предупреждая более серьезные последствия размещения недостоверной или содержащей ошибки документации. Кроме того, мониторинг сведений, размещаемых в свободном доступе, помогает прокурорам детально изучить предмет предстоящей проверки, подготовить вопросы, ответы на которые необходимо получить непосредственно при ее проведении. Анализ прокурорами размещенной в сети Интернет информации о предстоящих закупках и выявление нарушений законодательства о контрактной системе, законодательства о соблюдении принципа конкуренции на первоначальных этапах подготовки проведения конкурсных и иных процедур позволило бы обеспечить защиту бюджетных средств от их растраты, перечисления недобросовестным поставщикам, а также предупреждения либо выявления коррупционной составляющей изучаемых закупок. Необходимо отметить, что подобный мониторинг уже проводится в некоторых прокуратурах субъектов НА. Так, «в горрайпрокуратурах по указанию прокуратуры Республики Татарстан назначены ответственные лица, которые на систематической основе осуществляют мониторинг информации о государственных и муниципальных закупках, размещаемой в Единой информационной системе»[1] .

В-третьих, прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд требует от работников прокуратуры, наравне со специалистами в контрактной системе, регулярного изучения вносимых изменений в нормативные правовые акты о закупочных отношениях, порядке их правоприменения. Также, изучение практики применения тех или иных правовых норм о госзакупках, реальных примеров выявленных нарушений в данной сфере, способны, наравне со специальными знаниями о контрактной системе закупок, формировать специальные навыки у прокурорских работников, играть существенную роль в разработке планов-проверок, а также применения специальных методик в ходе прокурорских проверок по выявлению нарушений на этапах определения исполнителей госконтрактов.

В последнее время участились случаи, когда органы контроля при реализации своих полномочий не в полной мере исполняют возложенные на них обязанности. Например, проведенная в 2015 г. проверка в отношении Управления ФАС России по Республике Татарстан установила, что «несмотря на то, что в связи с изменениями действующего законодательства Управление с 16 мая 2014 года полномочно возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, на момент проведения проверки мер по реализации данных полномочий в отношении ряда правонарушений, подпадающих под указанный состав, Управлением не принималось». Подобные факты негативным образом влияют на законность в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также свидетельствуют о том, что специалисты ФАС могут «закрывать глаза» на допущенные ошибки своих коллег в региональных управлениях, дабы не подрывать авторитет всей службы в целом. И это не единственный пример. Подобные ситуации лишь подчеркивают значимость владения прокурорскими работниками специальных знаний в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, использование прокурорскими работниками специальных знаний о контрактной системе закупок в Российской Федерации позволило бы более детально планировать проведение проверок поднадзорных объектов, запрашивать, изучать и сопоставлять ту документацию, которая действительно может свидетельствовать о совершении заказчиками нарушений при организации закупок, проводить мониторинг своевременного размещения сведений о планируемых и проводимых закупках в Единой информационной системе. Кроме того, проверка сведений на первоначальных этапах планирования закупок способна выявлять допущенные госорганизациями недостатки, которые без их устранения в дальнейшем могут стать серьезными нарушениями законодательства о закупочных отношениях, в том числе повлечь нецелевое расходование бюджетных средств, безосновательное ограничение конкуренции, свидетельствовать о коррупционных составляющих закупок. Обладание специальными знаниями в сфере контрактной системы способно повысить качество и эффективность прокурорских проверок, так как представленная документация изучалась бы более детально, и внимание прокурорских работников обращалось бы на некоторые нюансы, которые обычно упускаются из вида неподготовленными лицами.

Котлярова Л. Н.,

кандидат психологических наук, доцент

кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики

ВГУЮ (РПА Минюста России)

  • [1] Фатыхов М. Ф. Новые направления деятельности прокуратуры в связи с введением контрактной системы закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Всероссийское совещание по проблемам совершенствования 2 прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства : сб. материалов семинара по обмену опытом. М. : 3 Генеральная прокуратура Российской Федерации, 2015. С. 377. 4 Там же. С. 379.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >