Криминалистические аспекты применения специальных знаний при расследовании преступлений

Изменения в современной преступности (расширение возможностей сбора информации о преступлении, совершение преступлений в глобальной сети Интернет, воспрепятствование расследованию и судебному разбирательству уголовных дел) предполагают использование специальных знаний[1].

Технический прогресс как элемент объективного развития общества затрагивает все его стороны, в том числе и негативные. Современная преступность характеризуется организованностью, вооруженностью, высокой технической оснащенностью, а также активным противодействием правоохранительным органам.

В таких условиях доказывание должно быть направлено на получение доказательств с помощью научно-технических средств и на базе специальных знаний современных технологий, исключающих возможность фальсификации доказательств и обеспечивающих их объективность.

В настоящее время недостаточно изучения преступности как простой совокупности совершаемых отдельных преступлений. Методы криминалистического исследования преступной деятельности — это способы познания, построения и обоснования криминалистического знания о функционировании преступной деятельности, ее механизме, а также приемы и операции, применяемые для использования этого знания в процессе выработки специальных криминалистических средств, приемов и методов предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений.

На наш взгляд, экспертно-криминалистическая деятельность является одним из важнейших средств борьбы с преступностью. Основными векторами деятельности экспертно-криминалистических подразделений, определенными ФЗ «О полиции» (п. 18, ст. 12), Положением о Министерстве внутренних дел РФ, являются:

  • - проведение экспертиз по уголовным делам;
  • - научно-технические исследования по материалам оперативно-розыскной деятельности;
  • - формирование и использование в раскрытии преступлений экспертно-криминалистических учетов;
  • - участие в качестве специалистов при проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

- разработка и внедрение в практическую деятельность ОВД новых экспертнокриминалистических методов и средств”8.

Любая экспертиза обладает своим предметом, объектами и методами исследования. Исходя из предмета и конкретных обстоятельств дела формулируются вопросы, которые определяют экспертную задачу.

От правильного определения возможностей, рода и вида экспертизы зависит ее точное и правомерное назначение, выбор экспертного учреждения, эксперта и впоследствии — надлежащее исследование экспертизы в процессе судопроизводства.

В науке выделяют следующие признаки специальных знаний, применяемых с целью повышения эффективности деятельности правоохранительных органов по раскрытию и расследованию преступлений:

  • - специальный характер знаний по отношению к знаниям следователя, дознавателя, прокурора,судьи;
  • - приобретение знаний в рамках профильного образования или самостоятельного обучения (в исключительных случаях);
  • - документированный характер знаний;
  • - получение опосредованной информации в результате применения специальных знаний;
  • - системность знаний: совокупность специальной информации и опыта ее практического применения.

Исходя из сказанного, следователь при решении вопроса о привлечении конкретного сведущего лица к расследованию должен исходить из компетентности последнего, а не только из формального критерия о наличии профильного образования. Таким образом, специальные знания складываются из двух взаимосвязанных составляющих:

  • 1) специальной информации научного характера;
  • 2) практики ее применения (навыки, умения, профессиональный опыт сведущего лица)[2] .

Следовательно, экспертиза в криминалистике определяет необходимость правовой и, прежде всего, уголовно-процессуальной подготовки должностных лиц (экспертов), для которых производство экспертиз является их основной функциональной обязанностью в соответствующем ведомстве (в структуре МВД РФ, Федеральной службы безопасности РФ или Министерства юстиции РФ). Без правовой подготовки экспертов не может должным образом функционировать и сам институт экспертизы.

В практической деятельности сотрудники экспертно-криминалистических подразделений выступают в качестве специалистов-криминалистов при производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, производя собирание (поиск, обнаружение, фиксацию, изъятие) и предварительное исследование не только следов рук, обуви, транспортных средств, огнестрельного оружия и других объектов традиционных криминалистических экспертиз, но и многочисленных веществ и материалов- носителей информации о событии преступления.

Кроме того, сотрудник экспертно-криминалистического подразделения должен быть в состоянии помочь следователю в выдвижении следственных версий, сборе данных и подготовке материалов для назначения криминалистических экспертиз, формулировании вопросов эксперту, определении оптимальной последовательности выполнения различных криминалистических и других судебных экспертиз, мест их

проведения. Его помощь следователю заключается и в грамотной оценке результатов экспертного исследования[3].

Целесообразно взаимодействие специалиста-криминалиста и следователя при окончании предварительного следствия с составлением обвинительного заключения, когда обнаружены, собраны, закреплены, проверены и оценены все доказательства, которые позволяют следователю сделать вывод о виновности обвиняемого.

На наш взгляд, необходимо участие специалиста-криминалиста в принятии решений о прекращении уголовного дела и приостановлении предварительного следствия, так как по материалам уголовных дел, приостановленных по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК, видно, что нередко в них имеется оперативная информация о совершении преступления конкретными лицами или получена информация об установлении лиц по данным дактилоскопических и криминалистических учетов, то есть существуют реальные перспективы их раскрытия, однако следователи не уделяют должного внимания данным обстоятельств ам.

Основанием любого процессуального решения является доказанность или недоказанность каких-либо обстоятельств, имеющих значение для дела. В обвинительном заключении констатируются результаты предварительного следствия и дается оценка всем собранным по делу доказательствам в совокупности-достаточности для разрешения уголовного дела, хотя на практике нередко следователи допускают ошибки, связанные с оценкой доказательств: безосновательно отвергают доказательства, противоречащие избранной версии; не устраняют существенные противоречия в имеющихся доказательствах; переоценивают значение отдельных доказательств.

В настоящее время экспертам-криминалистам все чаще приходится принимать участие и в производстве комплексных экспертиз. Следственные ситуации могут складываться так, что для получения необходимых фактических данных: а) достаточно знаний эксперта в одной области; б) специальных знаний в одной области недостаточно — полнота исследований может быть обеспечена только использованием знаний по нескольким смежным областям.

Объекты по своему происхождению могут быть взаимонезависимыми (след обуви на полу и следы биологического происхождения на окурке сигареты) и такими, наличие которых, их взаимоствязь обусловлены единым механизмом контакта (наличие на топоре частиц древесины, микроналожений краски и свежих повреждений лезвия топора — последствия единого процесса взламывания двери). В первом случае объекты не связаны с органической общностью происхождения, что позволяет использовать знания специалистов (трасолога и цитолога) отдельно, автономно. Во втором случае полнота и всесторонность исследования могут быть достигнуты одновременным привлечением специалистов разных областей знаний (например, по биологии, исследованию лакокрасочных покрытий и судебной трасологии) для комплексного решения вопроса.

Итак, чтобы заключение эксперта имело доказательственное значение, следователь, используя помощь специалиста, должен: во-первых, правильно сформулировать вопросы для проведения экспертного исследования; во-вторых, провести систематизацию исходных данных, представляемых экспертом; в-третьих, выполнить все действия, направленные на надлежащее их оформление (упаковку, описание, а также принять меры к соблюдению условий хранения следов).

Тем не менее, наличие соответствующего профильного образования и научно-технического оснащения не гарантирует эксперта-криминалиста от ошибок, которые в конечном итоге могут повлиять на быстрое, полное раскрытие, расследование преступлений и разрешение уголовных дел. Поэтому по своей актуальности и практической значимости комплекс проблем, связанных с созданием отвечающей потребностям времени модели сотрудника экспертно-криминалистической службы ОВД занимает одно из важных мест в организации деятельности правоохранительных органов.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что само развитие науки и техники повышает роль людей, умеющих применять научные знания на практике. Эффективность борьбы с преступностью во многом зависит и от качества подготовки специалистов. Поэтому повышение профессионального уровня экспертов-криминалистов является комплексной проблемой, разрешаемой на стыке достижений различных наук.

1

См.: Гурьянов К. В., Тихонов А. К. Эксперт-криминалист: теоретические основы создания модели // Вопросы совершенствования преподавания экспертно-криминалистических дисциплин / под ред. Б. Н. Морозова. Саратов : СЮИ МВД России, 2001. С. 12.

Лемонджава С. Н.,

студент 3-го курса

Тульского института

ВГУЮ (РПА Минюста России)

Щапова Е. К.,

студент 3-го курса

Тульского института

ВГУЮ (РПА Минюста России)

  • [1] ,м См.: Савельева М. В., Степанов В. В. Коммуникация в уголовном судопроизводстве : учебно-методическое пособие. Саратов, 2008. С. 5. 2 См.: Применение наукоемких технологий в расследовании преступлений: учебное пособие / Е. Н. Быстряков. М. М. Мепжега, О. А. Славгородская и др. : под род. В. И. Комиссарова. Саратов. 2009. С. 3. 3 См.: Хайрусов Д. С., Щербин Л. Л. Источники и методы криминалистического исследования преступной деятельности. М., 2008. С. 116. 4 См.: СЗ РФ. 2004. № 30. Ст. 3149: Там же. 2011. № 2. Ст. 267.
  • [2] 1,9 См.: Практическое руководство по производству судебных экспертиз для экспертов и специалистов : практич. пособие / под ред. Т. В. Аверьяновой. В. Ф. Статкуса. М. : Юрайт. 2013. С. 21-22. 2 См.: Криминалистика : учебник / под общ. ред. А. И. Бастрыкина. М. : Экзамен. 2014. Т. 1. С. 493-494. 3 См.: Гришин А. И. Уголовное судопроизводство и проблемы подготовки экспертов в учебных заведениях МВД РФ И Вопросы совершенствования преподавания экспертно-криминалистических дисциплин / под ред. Б. Н. Морозова. Саратов : СЮИ МВД России, 2001. С. 91.
  • [3] См.: Хрусталев В. Н. Основания и задачи преподавания курса «Криминалистическое исследование веществ, материалов и изделий» будущим экспертам-криминалистам И Вопросы совершенствования преподавания экспертнокриминалистических дисциплин / под ред. Б. Н. Морозова. Саратов : СЮИ МВД России, 2001 С. 66. 2 См.: Грузкова В. Г. Комплекс судебных экспертиз и комплексная судебная экспертиза И Криминалистика и судебная экспертиза. Вып. 51 / отв. ред. Л. М. Пасенюк. Киев : Министерство юстиции Украины. 2003. С. 3. 3 См.: Практическое руководство по производству судебных экспертиз для экспертов и специалистов : практич. пособие. С. 658-660.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >