Использование специальных знаний при расследовании преступлений несовершеннолетних

Следственной практикой давно подтверждено, что большинство преступлений, совершаемых несовершеннолетними, вне зависимости от объекта преступного посягательства, совершаются группой лиц. Это происходит в силу психологических особенностей подросткового периода.

Одной из характерных психологических черт является стремление подростков к объединению в различные «группы», «кланы» по тому или иному признаку: любимая спортивная команда, определенное направление в музыке и т. д. Именно поэтому субкультуры[1] получили столь значительное развитие именно в молодежной среде. В настоящее время существует огромное количество этих субкультур, они вряд ли поддаются подсчету, так как субкультуры не статичны, напротив, они постоянно трансформируются, часть из них исчезает, взамен появляются новые, как правило, альтернативное направление одной из существующих субкультур.

Некоторые из этих субкультур не только противопоставляют себя обществу путем эпатажного внешнего вида, как, например панки, но и открытым антиобщественным поведением, в данном контексте можно упомянуть всем известные массовые драки футбольных фанатов.

В настоящее время понятие уличной преступности практически неразрывно связано с понятием субкультуры гопников. Как отмечает кандидат социологических наук Рамиль Ханипов, «Городской центр по профилактике безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних Санкт-Петербурга обозначает гопников в качестве “неформальных объединений” и включает их в раздел “агрессивы”. Дискуссии интернет-форумов говорят об уровне развития этих неформальных объединений следующим образом: “...от Калининграда до Владивостока гопники по сей день являются самой распространенной формой молодежных объединений”, а все используемые источники подчеркивают ярко выраженный криминальный и групповой характер данной субкультуры: “Преимущественно это драки, грабежи, наезды, которые нацелены на добычу денег..., алкоголь и сигареты”». При этом практически все специалисты обра

щают внимание на тот факт, что сами «гопники», в отличии от представителей других субкультур, себя так не называют (в отличие, например, от панков или металлистов, которые с гордостью причисляют себя к этим течениям). Они вообще не относят себя к какой-либо субкультуре, считая себя обычными, «нормальными» людьми. Однако, несмотря на отсутствие четко выраженной в определенных атрибутах (внешний вид, музыкальные предпочтения, символика и т. д.) субкультуры, всех гопников объединяет несколько признаков, в том числе: отсутствие интереса к образованию (тем более самообразованию), подражание уголовному жаргону и «стадность» поведения, в том числе при совершении преступлений.

Несовершеннолетние — это специальный субъект уголовного судопроизводства; особые условия проведения как предварительного расследования, так и судебного следствия в отношении несовершеннолетних предусмотрены разными нормами Уголовнопроцессуального кодекса. К ним можно отнести и особый порядок вызова на допрос и проведения допроса, который регламентирован ч. 4 ст. 188 и ст. 191 УПК, аналогичные требования содержатся в ст. 424 и 425 УПК. Наряду с данными особенностями, законом также предусмотрен более широкий перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними, чем перечисленные в ст. 73 УПК. В частности, ст. 421 УПК обязывает следователя разрешать следующие вопросы:

«1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения;

  • 2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности;
  • 3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

При этом при наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими».

Безусловно, что большая часть этих вопросов неразрешима следователем или судом без использования специальных знаний. Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает минимум четыре способа использования специальных знаний: показания и заключения специалиста и показания и заключение эксперта. Учитывая, что допрос эксперта возможен только по вопросам, связанным с проведенной им экспертизой, а специалист опрашивается в качестве консультанта и, как правило, до проведения следственного действия, то фактически можно говорить о двух формах, это: заключение специалиста и заключение эксперта.

Несмотря на кажущееся сходство, между этими способами применения специальных знаний есть существенные различия. Ключевые моменты видны и в самих определениях, и закреплены в п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 21 декабря 2010 г. Ns 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам»: «При этом следует иметь в виду, что специалист не проводит исследование вещественных доказательств и не формулирует выводы, а лишь высказывает суждение по вопросам, поставленным перед ним сторонами. Поэтому в случае необходимости проведения исследования должна быть произведена судебная экспертиза».

Анализируя приведенные требования в ст. 421 УПК, можно с уверенностью сказать, что без проведения определенных исследований с несовершеннолетними обвиняемыми и подозреваемыми, выполнить требования закона невозможно. Поэтому они разрешаются в ходе проведения специальной судебно-психологической экспертизы. При ее назначении целесообразно поставить перед экспертом-психологом следующие вопросы:

1

Определения данных понятий приведены в ст. 80 УПК.

  • - Какими индивидуально-психологическими особенностями характеризуются личность несовершеннолетнего обвиняемого, его познавательная, эмоционально-волевая, мотивационная сфера, его сознание? Каков уровень его психического развития?
  • - Могли ли индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего обвиняемого оказать существенное влияние на совершение им противоправных действий?
  • - Имеются ли у несовершеннолетнего обвиняемого признаки задержки психического развития, иные аномалии психического развития, не связанные с психическими расстройствами? Если имеются, в чем они выражаются, каковы их причины и какое влияние они могли оказать на его поведение в исследуемой ситуации?

Учитывая, что ч. 3 ст. 20 УК, предусматривает освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности в случае «отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством», то целесообразно поставить перед экспертом следующий вопрос:

- Мог ли несовершеннолетний обвиняемый с учетом уровня его психического развития, отставания в нем в полной мере осознавать в конкретной ситуации фактический характер, общественную опасность своих действий, а также руководить ими?

Как уже отмечалось выше, преступления, совершаемые несовершеннолетними, носят в основном групповой характер, поэтому перед экспертом целесообразно поставить и такой вопрос:

- Какое влияние на него могли оказать члены преступной группы, находился ли он от них в психологической зависимости?

При преступлениях, совершенных в соучастии, причем не только в случае расследований преступлений несовершеннолетних, для следователя важной задачей является установление формы соучастия и роли каждого правонарушителя в составе группы и при исполнении конкретного инкриминируемого деяния. Здесь также может оказаться полезным проведение судебно-психологической экспертизы, для чего перед экспертом может быть поставлен такой вопрос:

- Мог ли обвиняемый по своим индивидуально-психологическим, характерологическим особенностям личности быть в числе лидеров группы?

Хотелось бы также отметить, что только указанными вопросами возможности судебно-психологической экспертизы не ограничиваются. Данный перечень является минимально необходимым в соответствии с требованием действующего законодательства и, безусловно, может и должен быть расширен индивидуально, в зависимости от вида расследуемого преступления и складывающейся следственной ситуации. Стоит также отметить, что следователь вправе привлечь специалиста для постановки вопросов для проведения экспертизы.

Морозов В. К.,

студент 2-го курса магистратуры по программе

«Судебно-следственная деятельность в уголовном процессе» ВГУЮ (РПА Минюста России),

  • [1] Субкультура (от лат. sub — пол и cultura — культура: подкультура) — понятие (термин) в социологии, антропологии и культурологии, обозначающее часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. См.: Энциклопедия социологии / сост. А. А. Грицанов. В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин. Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Минск : Книжный Дом, 2003. 2 Хининов Р. А. «Гопники» — значение понятия, и элементы репрезентации субкультуры «гопников» в России //URL: http://identities. org.ru/outcomcs/indcx.php7q-klianipovl.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >