Участковый уполномоченный полиции как участник уголовного судопроизводства

Участковый уполномоченный полиции — должностное лицо, представляющее полицию, выполняющее свои служебные обязанности по защите личности от преступлений и других противоправных посягательств, охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности на своем административном участке, закрепленной за ним в установленном порядке части территории, обслуживаемой территориальным органом МВД России на районном уровне.

Большое число законодательных и правовых актов определяют правовой статус участкового уполномоченного полиции, а также его права, обязанности, ответственность.

Существует ряд нормативных правовых актов, составляющих основу правового регулирования деятельности участкового уполномоченного полиции, а именно: Федеральный закон от 07.2.2011 № З-ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Указанные законодательные акты определяют правовой статус и компетенцию всех сотрудников полиции, в том числе и участковых уполномоченных.

Существуют ведомственные правовые акты, регламентирующие деятельность отдельных служб полиции. Они более подробно разъясняют права и обязанности сотрудников, конкретизируют пределы их компетенции.

Таким актом является Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденное приказом МВД России от 21.12.2012 № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции». Данное Наставление заменило ранее действующую Инструкцию по организации деятельности участкового уполномоченного полиции милиции, утвержденную приказом МВД России от 16.09.2002 № 900. Приказ № 1166 внес большое количество изменений в деятельность участкового уполномоченного полиции, возложив тем самым на него много новых обязанностей.

В последнее время возникает множество споров по одному немаловажному вопросу. Может ли сотрудник органов внутренних дел рассматривать сообщения о преступлениях и принимать решения по ним, если он не является дознавателем?

В правовой базе данный вопрос не обозначен. А судебная практика во всех субъектах РФ говорит о том, что на практике закон не имеет своего четкого отражения.

Московский городской суд в своем кассационном определении судебной коллегии сделал вывод, что в соответствии со ст. 40-41 УПК участковый уполномоченный полиции имеет право самостоятельно принимать решение об отказе в возбуждении уголовного дела при наличии предусмотренных на то законом оснований, так как он является самостоятельным процессуальным лицом.

Вместе с тем, 29 июня 2012 г. Моршанский районный суд в своем постановлении дал четко понять, что постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное участковым уполномоченным полиции, является незаконным ввиду того, что вынесено неправомочным на то должностным лицом и не утверждено начальником органа дознания.

В постановлении Рассказовского районного суда Тамбовской области от 27.07.2012 г. говорится о том, что постановление об отказе в возбуждении уголовного дела вынесено участковым уполномоченным с нарушением норм уголовно-процессуального законодательства, поскольку оно не было утверждено начальником органа дознания.

Итоговую позицию сформировало обращение Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В обязанность полиции входит такое положение (п. 1 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции»), как прием и регистрация (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, о происшествиях, а также осуществление в соответствии с подведомственностью проверки заявлений и сообщений о преступлениях, о происшествиях и прием по таким заявлениям и сообщениям мер, предусмотренных законодательством РФ.

На орган дознания в соответствии со ст. 144 и 145 УПК возложены обязанности по приему и проверке сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении, а также по принятию процессуального решения.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК органом дознания являются органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции.

Сотрудники полиции, которые не являются дознавателями по должности, исходя из указанных выше положений Уголовно-процессуального кодекса, имеют статус должностных лиц органа дознания.

В приказе МВД России от 30.04.2011 № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России» сказано, что подразделения участковых уполномоченных полиции, как и подразделения экономической безопасности, уголовного розыска входят в состав территориальных органов МВД России (см. Приложение 1 к приказу).

Начальник органа дознания или его заместитель уполномочены давать поручения дознавателю о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК (ст. 41 УПК).

В п. 77 Административного регламента обозначены требования, согласно которым сотрудник органа внутренних дел осуществляет проверку зарегистрированного заявления по поручению начальника территориального органа внутренних дел.

Также в и. 81 и 82 Административного регламента указано, что по каждому зарегистрированному заявлению, сообщению о преступлении руководитель территориального органа обязан дать письменные указания об их разрешении и определить исполнителя, срок и порядок разрешения.

Анализ уголовно-процессуального законодательства и ведомственных нормативных правовых актов показал, что сотрудники подразделений полиции, не являющиеся по должности дознавателями, в соответствии с письменным указанием начальника органа дознания или его заместителя уполномочены проводить проверку и рассмотрение сообщений о преступлениях в порядке, предусмотренном УПК.

Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное уполномоченным на то сотрудником полиции как должностным лицом органа дознания подлежит утверждению начальником органа дознания или его заместителем (ст. 81 УПК).

Что касается стадии возбуждения уголовного дела, то она начинается с момента принятия заявления, сообщения о преступлении и простановки регистрационного штампа на нем в дежурной части. Участковый уполномоченный, принимая заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, должен незамедлительно сообщать о ее получении дежурному и принимать по ним своевременные меры, предусмотренные законом, в пределах своих полномочий.

Участковый уполномоченный полиции может самостоятельно обнаружить признаки совершенного, совершаемого или готовящегося преступления, учитывая п. 3 ч. 1 ст. 1 ст. 40 УПК, написав при этом рапорт, а значит рапорт — один из поводов возбуждения уголовного дела. Считаем, что рапорт участкового уполномоченного полиции должен быть самым основным поводом для возбуждения уголовного дела. То есть, если на административном участке участкового уполномоченного полиции совершается преступление, то он первым должен об этом знать, потому что он может быть подвержен дисциплинарной ответственности за то, что «недосмотрел».

Участковый уполномоченный полиции должен постоянно анализировать обстановку на обслуживаемом участке в целях предотвращения преступлений и административных правонарушений, а также предупреждения и профилактики. Поэтому прежде всего он обязан знать территорию участка достаточно хорошо, уметь ориентироваться на обслуживаемой территории. Ведь знание территории поможет своевременно и успешно предотвратить возникновение криминогенных и опасных для жителей ситуаций. При этом необходимо иметь тесный контакт с населением, хорошо знать категории граждан, стоящих на профилактическом учете.

Помимо этого, участковый уполномоченный полиции должен знать местные обычаи, традиции, культуру и, как правило, национальный язык большинства населения на обслуживаемом участке, а также характер занятости и другие особенности.

Вместе с тем, ему необходимо отражать конкретные сведения в паспорте на административный участок. Анализируя обстоятельства, способствующие совершению преступлений, а также сведения о лицах, их совершивших, участковый уполномоченный полиции будет иметь наиболее полную картину о состоянии преступности на его административном участке. При посещении мест, в которых концентрируется категория антиобщественного элемента, можно выявить необходимый контингент лиц, предотвратив тем самым совершение новых административных правонарушений и преступлений.

Также участковый уполномоченный полиции может самостоятельно при обнаружении признаков преступления принять меры по установлению и закреплению следов преступления, провести неотложные следственные действия, тем самым пределы его полномочий значительно расширяются.

Участковый уполномоченный полиции обязан прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если им была получена информация о совершенных противоправных деяниях. Прибыв на место происшествия, ему необходимо пресечь противоправные деяния, устранить угрозы общественной безопасности, после чего закрепить в документах необходимую информацию. Также до прибытия следственно-оперативной группы на место происшествия участковому уполномоченному полиции нужно сохранить следы правонарушения или преступления.

При обнаружении лиц, пострадавших от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лиц, находящихся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, незамедлительно докладывать оперативному дежурному. При необходимости участковый уполномоченный полиции обязан оказать первую медицинскую помощь, если врачебная специализированная помощь не может быть оказана в ближайшее время или жизнь и здоровье пострадавшего лица в опасности.

Предупреждение и профилактика являются одними из основных компонентов деятельности участкового уполномоченного полиции. Осуществляя выполнение своих обязанностей, он также должен выявлять причины преступлений и административных правонарушений не только на своем участке, но и в целом среди населения. Необходимо докладывать руководителю о состоянии преступности в настоящее время, а также непосредственно взаимодействовать с руководящим составом для устранения криминогенных факторов. Что касается индивидуальной профилактики, то это один из важнейших аспектов деятельности участкового уполномоченного полиции. Ведь во время проведения индивидуальных бесед можно в полной мере раскрыть особенности личности и оказать необходимое воздействие на гражданина.

Участковому уполномоченному полиции необходимо хорошо знать все особенности своего административного участка, а также досконально изучить проживающее на нем население. В этой связи работа участкового уполномоченного на месте совершения преступления по горячим следам — его непосредственная обязанность, исходя из практики органов внутренних дел. Основные методы работы, используемые при этом: проверка на причастность к преступлению ранее судимых и других профилактируемых лиц из числа жителей участка; осуществление поквартирного (подворного) обхода.

Если на административном участке участкового уполномоченного полиции было совершено административное правонарушение или преступление, то он обязан незамедлительно доложить в дежурную часть, а также оперативному сотруднику и следователю всю необходимую для них информацию в целях полного и своевременного производства по делу. Ведь участковому уполномоченному полиции, как никому другому, известно, кто из лиц, проживающих на обслуживаемой территории, мог совершить правонарушение или преступление. А значит, роль участкового уполномоченного достаточно велика как в досудебном производстве, так и в дальнейшем развитии уголовного дела.

Огаркова Я. О.,

курсант Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >