Проблемы доследственной проверки по преступлениям, связанным с организацией незаконной миграции (ст. 322.1 ук рф)

322.1 УК РФ)

Нелегальную трудовую миграцию в Россию можно определить как въезд, пребывание и (или) осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории страны с нарушением действующего законодательства и установленного порядка, т. е. без оформления или ненадлежащим оформлением соответствующих документов и разрешений, определенных российским законодательством, а также с использованием недействительных, поддельных, фиктивных (чужих) или документов, утративших юридическую силу в связи с истечением сроков их действия или несовпадением заявленных целей прибытия, указанных в миграционной карте, или отсутствием таковой на момент проверки.

Чаще всего поводами к возбуждению уголовных дел по ст. 322.1 являются рапорта об обнаружении признаков преступления, поступающие от участковых уполномоченных полиции и сотрудников ППС. Это могут быть также и сообщения о преступлении, полученные от граждан (например, соседей т. н. «резиновых» квартир). Кроме того, уголовные дела возбуждаются по результатам проверок работников ФМС России, которые проводят рейды по проверке паспортного режима на стройках, рынках и пр. и передают сообщения в полицию о выявленных ими нарушениях миграционного законодательства.

Первоочередной задачей органов дознания на этапе доследственной проверки является установление достаточности оснований для возбуждения уголовного дела. При этом действия по проверке должны быть направлены на установление факта незаконности нахождения мигранта на территории России[1].

При решении вопроса о возбуждении уголовного дела необходимо четко разграничивать деяния, имеющие признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 322.1 УК «Организация незаконной миграции», от деяний, образующих состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.10 КоАП «Нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранных работников либо осуществление иностранными работниками трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу».

При этом следует учитывать, что наличие у иностранного гражданина миграционной карты со штампом о временной регистрации по месту проживания, выданной в установленном порядке, а также визы в паспорте исключают признаки преступления в действиях лица, организовавшего пребывание таких граждан на территории России. При наличии указанных документов, но при отсутствии у них разрешения на работу в Российской Федерации работодатель несет только административную ответственность.

Чтобы исключить такие случаи, в ходе доследственной проверки необходимо сделать запрос в миграционную службу о выдаче лицу миграционной карты с отметкой о регистрации либо о выдаче вида на жительство. Для проверки указанных сведений осуществляется запрос в базу данных АС ЦБДУИГ ФМС России о порядке пересечения государственной границы РФ. Лицу, осуществляющему проверку, необходимо также сделать запрос о порядке въезда и пребывания на территории Российской Федерации и нарушенных нормах миграционного законодательства.

В случаях установления факта организации пребывания незаконных мигрантов, их временного размещения и трудоустройства в ходе доследственной проверки следует получать объяснения от владельца квартиры и соседей в месте проживания иностранных граждан и лиц без гражданства. При фиксации этих показаний в обязательном порядке следует отражать данные о том, когда иностранные граждане поселились в указанном помещении; кто конкретно предоставил им жилое помещение; знали ли соседи, что иностранные граждане являются незаконными мигрантами. При этом у владельцев необходимо получить копию свидетельства о праве собственности на указанное помещение.

При обнаружении иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность, на территории предприятий и учреждений разных форм собственности сотрудники правоохранительных органов должны получить объяснения от представителей организации, на территории которой работают иностранные рабочие. При этом обязательно отражаются сведения о том, каким образом и когда появились иностранные граждане на территории предприятия, какую работу и где они выполняли, кто ими руководил, оплачивался ли их труд и каким образом, где они проживали.

При получении объяснений у руководителя организации необходимо выяснить: получались ли организацией квоты для привлечения иностранных граждан с целью использования их труда; с какого времени иностранные граждане находятся и осуществляют трудовую деятельность в данной организации, кто и как удостоверял их личность, проверялась ли законность нахождения иностранных граждан на территории РФ, если да, то каким образом; обращались ли в соответствующие органы с целью оформления официального приглашения иностранных граждан, в том числе на работу; известно ли о порядке постановки иностранных граждан на миграционный учет и правилах законодательного оформления сдачи в наем предоставляемой им жилой площади; осознавали ли, что своими действиями нарушают миграционное законодательство РФ; заключались ли с иностранными гражданами какие-либо договора на осуществление трудовой деятельности, как производилась оплата за выполненную работу; кто является собственником данного помещения; кто осуществляет сбор оплаты за проживание и т. д.

При этом направляются запросы на наличие у юридического лица или индивидуального частного предпринимателя разрешения на право привлечения и использования иностранной рабочей силы.

У иностранных граждан истребуют документы (разрешение на работу), предоставляющие право осуществления трудовой деятельности. Разрешение на работу является документом, подтверждающим право иностранного гражданина на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности. Иностранный гражданин может получить разрешение по достижении 18 лет, если он зарегистрирован в РФ в качестве индивидуального предпринимателя и намерен осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо привлекается в качестве иностранного работника работодателем или заказчиком работ (услуг) по трудовым договорам или гражданско-правовым договорам в пределах численности, установленной в разрешении на право привлечения и использования иностранных работников. Разрешительные документы оформляются и выдаются Управлением по делам миграции ГУВД г. Москвы.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему предоставлено право на трудовую деятельность. Порядок выдачи разрешения на работу ИГ и ЛЕГ определен федеральным законодательством (Федеральные законы от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и от 07.05.2013 № 82-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”»).

Обязательным условием возбуждения уголовного дела должно быть наличие в материалах доследственной проверки документов о привлечении конкретного лица, не имеющего отметки о регистрации по месту временного пребывания, к административной ответственности (копии протокола об административном правонарушении; копии решения суда, вступившего в законную силу).

К материалам предварительной проверки также прилагается — протокол осмотра места происшествия (квартира, помещение, подвал, иное), где находились иностранные граждане (проживали, пребывали, работали и пр.) В протоколе должна быть отражена обстановка в квартире или ином жилом помещении. В ходе осмотра места происшествия обязательно должна применяться фотосъемка для фиксации обстановки на месте происшествия или видеозапись для документирования показаний участвующих лиц. Объектом осмотра места происшествия может выступать помещение, жилище, участок местности, где обнаружены (работали, проживали) иммигранты. Необходимо учитывать, что при производстве осмотра следует получать письменное согласие собственника помещения на его проведение. Кроме того, может быть произведен осмотр помещения, где вносились подложные сведения о незаконном пребывании иммигрантов в имеющиеся у них документы или полностью изготавливались поддельные документы, а также и место, связанное с перевозкой иммигрантов.

При получении объяснений от лиц, незаконно прибывших на территорию РФ, следует отражать: полные анкетные данные — фамилия, имя, отчество, точные дата и место рождения, место регистрации и временного проживания, семейное положение, связи, контактные телефоны, отношение к воинской обязанности, принадлежность к гражданству, судимость; когда, откуда, как, с какой целью он прибыл на территорию РФ; где и каким образом им пересекалась граница РФ; какие документы оформлялись им для въезда в Российскую Федерацию, пребывания на территории государства либо транзита через нее и в какие органы он обращался; сколько времени он пребывает на территории РФ; сколько раз приезжал в Российскую Федерацию, если не первый раз, то каким образом ранее осуществлял свой въезд; в чем выражается незаконный транзитный проезд иностранного гражданина через территорию РФ (откуда, в какое государство направляется, время въезда на территорию РФ, причины отсутствия документов, необходимых для транзитного проезда, кто оказывал ему помощь в незаконном транзитном проезде); зарегистрирован ли он на территории РФ, причины отсутствия необходимых документов; кто помог ему приехать в Российскую Федерацию, найти жилье, если работает, то устроиться на работу; заключались ли им договора о найме на работу, предоставлении услуг, аренду помещений, если да, то на каких условиях и с кем; на какие средства существовал, каким трудом зарабатывал (место работы), с кем непосредственно общался, от кого получал какие-либо задания, кто расплачивался за труд или, наоборот, кому платил; где он жил до задержания, кто обеспечивал его жильем, знал ли этот человек, что сдает жилье незаконному мигранту.

Чтобы установить факт использования незаконным мигрантом поддельных документов, нередко уже на этапе доследственной проверки назначается производство предварительных исследований. При производстве данных исследований решаются следующие задачи: а) определение способа изготовления документа и его частей;

  • б) установление факта и способа внесения изменений в документ либо его части;
  • в) установление первоначального содержания документа (выявление невидимых, замазанных, вытравленных, подчищенных записей, текстов на сгоревших документах, а также восстановление текстов по вдавленным штрихам и пр.

Таким образом, в ходе доследственной проверки органом дознания осуществляется оценка первоначальной информации, осуществляется сбор дополнительных материалов, что позволяет принять законное и обоснованное решение по сообщению о преступлении по факту организации незаконной миграции.

В заключение следует отметить, что организация незаконной миграции нередко осуществляется организованными группами, включающими в свой состав представителей государственных структур, что позволяет упростить организацию незаконной миграции и повысить степень безопасности лиц, занимающихся ею. Кроме того, у заинтересованных лиц появляется возможность систематического и более масштабного занятия этой деятельностью, что, естественно, увеличивает доходность рассматриваемого вида преступной деятельности.

В связи с вышеизложенным в начале этого года принято четыре федеральных закона, связанные с совершенствованием миграционной политики России и усилением ответственности виновных лиц в этой сфере. В частности, утверждены изменения в ст. 322-1 УК. Теперь закон предусматривает увеличение размеров и сроков наказаний за организацию незаконной миграции и, таким образом, отнесение указанного деяния к преступлениям средней тяжести, а при наличии квалифицирующих признаков — к тяжким преступлениям. Изменения в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусматривают возможность оформления и направления разрешительных документов на привлечение и использование иностранных работников в Федеральную миграционную службу в форме электронных документов. Кроме того, закон предоставляет право работодателям и заказчикам работ (услуг) привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных работников, временно проживающих в Российской Федерации, без наличия разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Одновременно указанной категории иностранных граждан предоставляется право осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу. Также вступил в силу ФЗ «О внесении изменения в статью 26 Федерального закона “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”», изменения в ст. 322 УК и в ст. 150 и 151 УПК.

Савченко О. А.,

аспирант кафедры

уголовно-процессуального права и криминалистики

ВГУЮ (РПА Минюста России)

  • [1] См.: Савина Л. А. Методика расследования организации незаконной миграции. Криминалистическая методика для дознавателей : учебник. М.: Юрайт. 2015. С. 379.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >