Принцип равенства перед законом как составляющая охраны прав и свобод граждан (как принцип, закрепленный в ст. 1.4 Кодекса российской федерации об административных правонарушениях)

1.4 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ)

Во все времена охрана прав и свобод человека и гражданина являлись первоочередными задачами государства, как следствие — главными задачи правоохранительных органов. Развитие нашего государства прямо зависит от стабильности общества, защищенности личности, прав и интересов граждан и самого государства. Все это обеспечивается деятельностью правоохранительных органов, главным образом — органов внутренних дел Российской Федерации (далее — ОВД).

Права и свободы человека закрепляются в нормативных актах нашего государства, которые защищают различные сферы жизни общества. Для защиты прав и свобод человека устанавливаются санкции, предусмотренные административным, уголовным законодательством. Например, объектами защиты КоАП являются: права граждан; здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественная нравственность; собственность; окружающая среда и др.

Кроме того, в качестве одного из условий, обеспечивающих охрану прав и свобод человека и гражданина, КоАП в гл. 1 закрепляет принципы законодательства об административных правонарушениях, одним из которых является принцип равенства перед законом.

Статья 1.4 КоАП гласит:

  • 1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
  • 2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Данный принцип является основополагающим принципом, действующим как при производстве по делам об административных правонарушениях, так и в административном законодательстве в целом. Принцип, закрепленный в статье, основан на ст. 19 Конституции, которая закрепляет: равенство всех перед законом и судом, предоставление государством гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также правовое равенство мужчины и женщины. Кроме того, содержание принципа раскрывается и применительно к юридическим лицам, которые также несут ответственность за совершенное правонарушение. Равенство граждан перед законом означает, что ко всем гражданам применяются одинаковые нормы: санкции за административное правонарушение; обстоятельства, исключающие возможность привлечения к ответственности; порядок назначения наказания, его обжалования, и т. д. Данная статья предусматривает особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к ответственности лиц, выполняющих определенные государственные функции. Данные лица устанавливаются Конституцией, Федеральными законами. Например, детально данные вопросы рассматриваются в ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Федерации».

Стоит отметить, что КоАП РСФСР не закреплял принципа, рассматриваемого в данной статье, но проект нового КоАП РФ (2017 г.), предусматривает «Принцип равенства». Кроме того, ч. 2 нового закона включает такие положения: «Настоящим Кодексом устанавливаются особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до четырнадцати лет, одиноких родителей, воспитывающих детей в возрасте до четырнадцати лет, инвалидов».

В качестве примера действия принципа равенства перед законом предлагаю рассмотреть Решение Хамовнического районного суда г. Москвы № 12-401/2015 по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 1 марта 2016 г.:

«Судья Хамовнического районного суда г. Москвы Лутов А. В., с участием представителя Закрытого акционерного общества «Олис» (далее по тексту постановления ЗАО «Олис») Бичеева ... действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО «Олис» на постановление мирового судьи судебного участка № 363 района Хамовники города Москвы от 05 ноября 2015 года, УСТАНОВИЛ:... Представитель ЗАО «Олис» Бичеев ... обратился в суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене постановления мирового судьи судебного участка № 363 района Хамовники г. Москвы от 05 ноября 2015 года, в соответствии с которым ЗАО «Олис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей...». В данном случае административной ответственности подлежало юридическое лицо, что является ярким примером действия принципа равенства как граждан, так и юридических лиц перед законом.

В условиях современного общества, проводятся демократические реформы, которые развивают и совершенствуют средства защиты прав и свобод человека и гражданина. Государственные нормы права пополняются нормами и принципами международного права, создается система мер, направленных на улучшение механизма защиты прав и свобод человека и гражданина.

1

URL: http://dogovoi--urist.ru/

Суинова Е. В.,

студентка 1-го курса магистратуры по программе

«Судебно-следственная деятельность в уголовном процессе»

ВГУЮ (РПА Минюста России)

Котлярова Л. Н.,

кандидат психологических наук,

доцент кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики ВГУЮ (РПА Минюста России)

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >