Организация деятельности органов внутренних дел по рассмотрению заявлений о преступлениях

Рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях в системе МВД России является отдельным направлением деятельности, призванное обеспечить защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

Полиция обязана принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»)[1]. В соответствии с данным положением Федерального закона «О полиции», а также с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг» в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации 1 марта 2012 г., приказом МВД России № 140, был утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

Итак, как ни казалось бы парадоксально, исполнение обязанности по приему и регистрации и разрешению заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях стало государственной услугой. Федеральным законом № 210-ФЗ государственная услуга определяется как деятельность по реализации функций при осуществлении отдельных государственных полномочий, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органов, предоставляющих государственные услуги, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Проанализировав указанное определение, можно сделать вывод о том, что оно совсем не увязывается с понятием «заявление», которое указано в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», (заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных

лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц) и уж тем более с трактовкой «заявление о преступлении», сформулированном в самом Административном регламенте (заявление о преступлении, подписанное заявителем; протокол принятия устного заявления о преступлении; заявление о явке с повинной; протокол явки с повинной; постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании; рапорт сотрудника органов внутренних дел об обнаружении признаков преступления; поручение прокурора (руководителя следственного органа) о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации; заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения; анонимное заявление, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта).

Как видно, из представленных определений, ни о каких «запросах информации» здесь речи не идет, а сообщается именно о нарушении законов, которые призваны охранять конституционные права и свободы граждан. Преступлением, согласно УК, признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания. Соответственно, таковым является общественно опасное деяние, т. е. деяние, несущее опасность для общества, серьезно нарушающее существующие в нем отношения. Внешне опасность деяния выражается в причинении или угрозе причинения вреда тем или иным ценностям: жизни, здоровью, собственности, общественному порядку, экономическому и политическому строю и др.[2]

Очевидно, что осуществление такой важной обязанности, связанной с работой полиции с заявлениями (сообщениями) о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях не может рассматриваться как исполнение государственной услуги. Но тем не менее, в течение почти двух с половиной лет, в соответствии с приказом МВД № 140, сотрудниками территориальных органов внутренних дел выполнялись административные процедуры по приему, регистрации и разрешению таких заявлений (сообщений).

Несмотря на указанные разногласия нормативных правовых актов, Административный регламент содержал всю необходимую информацию, предусмотренную законодательством, нужную как для граждан, так и для должностных лиц: сроки, перечень документов, основания для отказа, административные процедуры, ответственность и порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц и др.

Но факт «обязательности» приема, регистрации и рассмотрения заявлений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях не позволяет осуществлять данный вид административной деятельности территориальными органами МВД России в формате предоставления государственных услуг, которые осуществляются на усмотрение органов государственной власти и могут быть оказаны или нет. К тому же, за оказание государственных услуг взимается государственная пошлина, а рассмотрение заявлений граждан осуществляется бесплатно.

Например, государственная услуга, предоставляемая МВД России «Выдача гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему» может быть оказана с соблюдением требований Федерального закона «Об оружии» и в соответствии с приказом

МВД России от 27.04.2012 № 373[3], в котором конкретизируется порядок рассмотрения заявления гражданина на оказание данной услуги и документов, прилагаемых к заявлению (медицинское заключение, документ о прохождении проверки знания правил безопасного обращения с оружием, копия охотничьего билета и др.); также сотрудником проводится проверка полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, путем направления соответствующих запросов. Результатом предоставления государственной услуги являются: выдача разрешения; принятие решения об отказе в выдаче (продлении или переоформлении) разрешения. Основаниями для отказа в выдаче разрешения являются: непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений; невозможность обеспечения учета и сохранности оружия и др. При положительном решении заявителю необходимо произвести оплату единовременного сбора.

Возможно, именно потому, что рассмотрение обращений (заявлений, предложений, жалоб) граждан является обязанностью органов государственной власти и осуществляется бесплатно, Постановление Правительства РФ от 03.12.2012 № 1254 «О внесении изменения в пункт 1 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг», фактически исключило рассмотрение обращений граждан из числа государственных услуг, что повлекло за собой массовую отмену административных регламентов федеральными органами исполнительной власти, в том числе и в МВД России.

В августе 2014 г. была утверждена Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее — Инструкция).

Цель данного нормативного правового акта — укрепление учетно-регистрационной дисциплины и законности в территориальных органах МВД при работе с информацией о противоправных деяниях.

В отличие от Административного регламента, Инструкция содержит нормы, устанавливающие, кем, в каком порядке, какими способами и методами должен осуществляться тот или иной вид деятельности, соответственно, в нее не включены те положения, которые присущи регламенту, и структура документа выглядит иначе.

Так, в разделе «Общие положения» Инструкции даны определения заявлениям и сообщениям о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии (далее — заявления (сообщения)); представлены понятия приема, регистрации и разрешения заявлений (сообщений); указаны виды информации, на которые не распространяется действие Инструкции.

В этом же разделе говорится о том, что в общедоступных местах (стендах, сети Интернет) должны быть представлены нормативные правовые акты, регламентирующие порядок работы с заявлениями (сообщениями), и сведения о должностных лицах территориального органа МВД России, наименования органов прокуратуры и суда, в которые могут быть обжалованы действия, связанные с приемом или отказом в приеме заявлений (сообщений).

В последующих разделах Инструкции поэтапно прописан порядок действий сотрудников органов внутренних дел по приему (Раздел II), регистрации (Раздел III) и разрешению (Раздел IV) заявлений (сообщений). Раздел V посвящен контролю за соблюдением порядка приема, регистрации и разрешения заявлений (сообщений).

Если структура рассматриваемого документа по сравнению с предыдущим претерпела существенные изменения, то основные положения, направленные на защиту граждан от преступных посягательств, остались прежними, неизменными:

  • - заявления (сообщения) подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России вне зависимости от места и времени их совершения либо возникновения происшествия, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления;
  • - прием заявлений (сообщений) осуществляется оперативным дежурным дежурной части территориального органа МВД России (отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции) круглосуточно;
  • - сотрудник органов внутренних дел, принявший заявление (сообщение), вне пределов административных зданий территориальных органов МВД России, обязан незамедлительно передать в дежурную часть информацию по существу принятого заявления;
  • - процедура регистрации заявлений (сообщений) в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, и сроки их разрешения;
  • - принятие мер неотложного реагирования на заявления (сообщения);
  • - виды контроля за соблюдением порядка приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

Краткий анализ данного нормативного правового акта позволил нам уяснить, что на сегодняшний день порядок приема, регистрация и разрешение заявлений, сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, определен именно как выполнение обязанности, что позволит сотрудникам органов внутренних дел своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством по заявлениям (сообщениям) о преступлениях. Поскольку качественное ее исполнение во многом не только определяет характер правоотношений между населением и полицией, но и в значительной мере способствует формированию общественного мнения о ее работе.

Чурсин О. А.,

адъюнкт факультета подготовки

научно-педагогических и научных кадров

Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя

  • [1] См.: СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900. 2 См.: СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4179. 3 См.: СЗ РФ. 2011. № 22. Ст. 3169. 4 2*’ См.: РГ. 2012. 1 авг. (документ утратил силу в связи с изданием приказа МВД России от 29.08.2014 № 736).
  • [2] 2Н См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. Л. И. Чучаева. М. : КОНТРАКТ, 2013. 2 См.: приказ МВД России от 01.3.2012 № 140 (начало действия документа — 12.08.2012 г., окончание действия документа — 24.11.2014 г.). 3 216 См.: Административная реформа в Российской Федерации. Регламентация оказания госуслуг И URL: http://wwv. ar.gov.ru/citizen/state-services/
  • [3] См.: Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему // РГ. 2012. 12 сен. 2 См.: СЗ РФ. 2012. No 50 (ч. 6). Ст. 7070. 3 См.: приказ МВД России от 29.08.2014 № 736 И РГ. 2014. 14 ноя.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >