Права и обязанности субъектов профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел по месту службы

Проблемы содержания объема прав и обязанностей субъектов правоотношений в сфере профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел анализировались многими учеными, что, естественно, порождало многообразие теорий и подходов к их исследованию.

Наибольший интерес, по нашему мнению, вызывает подход к решению рассматриваемой проблематики А. А. Кобозева. В своей монографической работе ученый исследовал вопрос о детальном закреплении прав и обязанностей субъектов правоотношений в нормативных актах[1].

В частности, под «субъектами правоотношений» понимаются участники правового отношения, обладающие взаимными правами и обязанностями». По нашему мнению, такими сторонами правоотношений выступают начальник и подчиненный. Однако бывают и многосторонние правоотношения.

Субъекты правоотношений в области профессиональной подготовки по месту службы сотрудников по своему составу могут классифицироваться на индивидуальные и коллективные. К индивидуальным субъектам относятся сотрудники и их прямые начальники. Коллективными субъектами можно обозначить специализированные подразделения, комиссии, рабочие группы и прочее.

Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в частности, ст. 11 устанавливаются общие права сотрудников органов внутренних дел, где в ч. 11 рассматриваемой нормы прямо говорится о праве сотрудника органа внутренних дел на профессиональную подготовку в установленном нормативными правовыми актами порядке. При этом такое право напрямую взаимосвязано с обязанностью сотрудников поддерживать свой уровень профессиональных знаний и навыков.

Кроме этого, является важным, что в механизме реализации прав и обязанностей субъектов правоотношений в области профессиональной подготовки по месту службы существенное место занимают управленческие процедуры. Отметим, что под «управленческой процедурой» понимается часть функции управления, предусматривающая содержание и последовательность осуществления управленческих действий, характеризует исполнителя, место исполнения, используемые технические средства, затраты времени на каждую операцию, необходимую информацию для выполнения решений.

Также следует обозначить, что во многих моментах взаимоотношений между субъектами в сфере профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел по месту службы актами, регулирующими рассматриваемые правоотношения, причем как самими административными нормами, так и актами применения этих норм не установлены процедуры реализации прав и обязанностей субъектов.

В частности, с целью реализации прав на профессиональную подготовку и стимулирование поддержания должного уровня профессионализма сотрудников в МВД России установлена система присвоения квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел с денежной выплатой соответствующего вознаграждения. Таким образом, очевидно, что, кроме общих прав и обязанностей сотрудников, возникают также специальные правоотношения, устанавливаемые ведомственными нормативными актами.

Например, перед проведением итоговой проверки у сотрудника, достигшего определенного профессионального уровня по специальности, возникает право обратиться с просьбой к своему руководителю структурного подразделения о направлении его на испытания для присвоения квалификационных званий (и. 6 приказа МВД России от 10.01.2012 № 1 «Об утверждении Инструкции о порядке присвоения квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации»)[2]. Также, если сотрудник не удовлетворен результатом итоговой проверки, он вправе обжаловать эти результаты (п. 152 приказа МВД России от 31.03.2015 № 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации»), Однако процедура реализации этих прав в действующих нормативных актах отсутствует.

При этом возникает вероятность того, что решение о представлении сотрудника на присвоение квалификационного звания будет выноситься не на основании объективно составляемой по итогам года характеристики, а по субъективной оценке руководителя. В соответствии с пунктом 10 приказа МВД России от 10.01.2012 № 1 руководитель единолично принимает решение о том, представлять ли того или иного сотрудника на испытание, что создает «благоприятные» условия для проявления субъективизма и возможных злоупотреблений руководителя в отношении его подчиненного. В то время как сотруднику предоставлено право быть включенным в списки кандидатов на присвоение (повышение) квалификационного звания, его непосредственному руководителю нормативно не вменено в обязанность обеспечить реализацию этого права, что, на наш взгляд, является упущением в правовом регулировании рассматриваемой проблематики.

Руководитель как субъект правоотношений в области профессиональной подготовки по месту службы наделен иным, в отличие от обучаемого, объемом прав и обязанностей. Прежде всего, полномочия и ответственность руководителя трактуются исходя из субординационного принципа. Принцип субординации (лат. subordinatio — подчинение) — положение индивидуума в системе отношений: подчиненный-начальник. Содержание субординации — следование установленным правилам взаимоотношений между лицами разной иерархической ступени внутри трудового коллектива, организации, учреждения. Субординация предусматривает уважительные отношения между начальником и подчиненным, особый порядок отдачи приказов, распоряжений начальником, а также порядок доклада результатов их выполнения подчиненным. Кроме того, правила субординации регламентируют особый порядок обжалования действий начальника вышестоящему начальнику. Следовательно, непосредственный руководитель наделен необходимыми полномочиями дисциплинарного воздействия на подчиненных.

Кроме того, на период учебного года состав учебной группы определяется приказом руководителя (начальника) органа внутренних дел, а также этим же приказом устанавливается круг обязанностей руководителя этой группы. Таким образом, на этих руководителей возлагается специфический объем обязанностей, установленный не только Порядком организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, но и актом применения норм регионального (территориального) органа, организации или подразделения МВД России (п. 111 приказа МВД России от 31.03.2015 № 385).

Штатными расписаниями территориальных и региональных органов внутренних дел предусмотрены специализированные кадровые подразделения либо сотрудники, также отвечающие за организацию профессиональной служебной и физической подготовки.

Головным подразделением, осуществляющим на практике единую систему подготовки кадров по месту службы, является отдел профессиональной служебной и физической подготовки управления подготовки кадров ДГСК МВД России. Для реализации своих функций и задач это подразделение наделено соответствующим комплексом прав, установленным Положением об отделе Управления организации подготовки кадров ДГСК МВД России (приказ ДГСК МВД России от 23.10.2015 № 50 «Об утверждении Положений об Управлении организации подготовки кадров ДГСК МВД России и отделах Управления организации подготовки кадров ДГСК МВД России»).

Данные полномочия могут быть делегированы или реализованы через вышестоящего начальника управления организации профессиональной подготовки ДГСК МВД России.

На более низовом региональном уровне рассматриваемой системы находятся соответствующие отделы в составе Министерств, Главных управлений (Управлений) МВД России по субъекту Российской Федерации.

В территориальных же органах в составе отдела (отделения) кадров предусматриваются соответствующие группы либо сотрудники, отвечающие за исследуемое нами направление деятельности в составе кадрового подразделения. Объем необходимых прав и обязанностей для реализации их функций устанавливается именным должностным регламентом, утверждаемым начальником территориального органа МВД России.

Кроме того, субъектами правоотношений в области профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел по месту службы являются комиссии, проводящие: инспектирование деятельности органов, организаций и подразделений МВД России, контрольные и целевые проверки подразделений, а также итоговые занятия по окончании учебного года.

При инспектировании, а также проведении контрольных и целевых проверок объем прав и обязанностей комиссий и их членов определяется приказом МВД России от 03.02.2012 № 77 «Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации», служебным заданием и положением о соответствующих комиссиях.

По нашему мнению, целесообразно обратить внимание на то, что инспектирование (инспекторская проверка) — форма ведомственного контроля, включающая комплекс мер по установлению фактического положения дел, изучению, проверке состояния и оценке результатов деятельности территориального органа МВД России (п. 13 Приложения № 4 приказа МВД России от 03.02.2012 г. № 77.

Субъектом при инспектировании, целевых и контрольных проверках выступают назначенные комиссии (п. 29 Приложения № 4 названного выше приказа).

На основании вышеупомянутого ведомственного нормативного акта руководитель комиссии и ее члены наделены определенным объемом прав и обязанностей (п. 29 Приложения № 4 названного выше приказа).

Учитывая вышеизложенное, в целях совершенствования системы правоотношений между субъектами профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел по месту службы, считаем целесообразным внести предложение о том, что для реализации прав и обязанностей субъектов рассматриваемых правоотношений необходимо нормативно установить процедуры, которые должны исключить двоякое толкование нормы административного права в рассматриваемой сфере деятельности сотрудников органов внутренних дел. Кроме того, в целях исключения субъективизма в оценке подчиненного, целесообразно дополнить обязанности руководителя подразделения, установленные Приказом МВД России от 10.01.2012 № 1, в части неукоснительного обеспечения реализации права подчиненного быть представленным на испытания для присвоения квалификационного звания.

  • [1] См.: Общая теория права и государства : учебник / иод ред. В. В. Лазарева. 3-е изд., доп и перераб. М. : Юристъ, 2001. С. 31. 2 Там же. 3 См.: Там же. 4 См.: СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020. 5 Управление персоналом организации : учебник / под ред. А. Я. Кибанова. 4-е изд., доп и перераб. М. : ИНФРА-М, 2010. С. 470.
  • [2] См.: РГ. 2012. 6 аир. 2 См.: Википедия. Свободная энциклопедия : сайт. URL: http://www.ru.rn.wikipedia.org/wiki/CTaTyc (дата обращения: 07.07.2015).
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ