СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Комплексное исследование физического состояния пловцов группы начальной подготовки на завершающем этапе первого года обучения

Абдурахманов Р.Ш., Абдурахманов Ш.Г., Караев М.Г.

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПЛОВЦОВ ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Анализировали индивидуальный уровень физической подготовленности и функционального состояния юных пловцов группы начальной подготовки на завершающем этапе первого года обучения. У2/3 детей выявлено отставание от «должного» уровня, наибольшее отставание проявилось в беге на 30 м, силе рук и отжиманию рук в упоре лежа, показателях ЖЕЛ. Даны рекомендации тренерам по работе с детьми.

Ключевые слова: физическая подготовленность, функциональный уровень группы начальной подготовки в плавании, физиологические и эр-гометрические показатели.

В детском возрасте, наблюдается динамичное развитие оргнизма и физических качеств. Знание закономерностей этого развития имеет важное значение для рационального построения учебно-тренировочного процесса, особенно на этапе начальной подготовки юных пловцов. В этом периоде происходит интенсивное развитие нервной системы, опорно-двигательного аппарата, вегетативных функций, физических качеств и совершенствование моторики детей (Л.П. Макаренко, 1983; Н.Ж. Булгакова, 2001; В.Н. Платонов, 2000; Ш.Г. Абдурахманов с соавт., 2016).

Так, развитие компонентов составляющих скоростью качества до 9-12 лет происходит быстро, в последующие годы замедляется. Один из компонентов — латентное время двигательной реакции значительно увеличивается в 9-12 лет. Наибольший ежегодный прирост другого компонента — частоты (темпа) движений, отмечается у детей от 4 до 9 лет, в последующие возрастные периоды прирост замедляется. При этом, как у детей, так и у взрослых, частота движений в различных звеньях неодинакова, что очень важно учитывать при обучении плаванию. Высокий темп движений характерен для кисти (в лучезапястном суставе), низкий — для голеностопного сустава. Другой компонент — скорость одиночного движения, имеет наилучшие значения только к 11-13 годам. Следовательно, наибольший прирост всех компонентов скоростных качеств наблюдается в возрасте 9-13 лет, если в это время не развивать скоростные качества, то в последующие годы отставание будет трудно ликвидировать (Ю.А. Ермолаев, 1985; В.Н. Платонов, 2000).

Прирост силы мышц в младшем школьном возрасте, протекает относительно равномерно в соответствии с темпами роста и увеличения массы тела ребенка. Интенсивное развитие мышечной массы и силы наступает позже, в 10-14 лет. Однако, к значительным силовым нагрузкам в этот период, нервно-мышечный аппарат не подготовлен, и они могут привести к травмам зон окостенения, а также развитию остеохондроза. При этом силовая подготовка детям не противопоказана, однако она должна полностью исключать упражнения с большими отягощениями, а выполняемые не должны предъявлять максимальных требований к опорно-двигательному аппарату (Н.А. Масальгин, 1989; В.Н. Платонов, 2000).

В отношении скорости роста организма детей, определяющей уровень освоения движений, известны два периода. Первый приходится на возраст от 4 до 7 лет. Второй, на более поздний — подростковый, который продолжается у разных индивидуумов неодинаковое время, а сроки вступления детей в период интенсивного роста широко варьируют (С.Б. Тихвинский, С.В. Хрущев, 1980). Например, элементарным способом передвижения на воде дети овладевают уже в 6-7-летием возрасте. Однако рациональная техника быстрее осваивается 9-11 летними детьми. В этом возрасте и начинаются регулярные специализированные занятия детей плаванием (Н.Ж. Булгакова, 1986).

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что научнообоснованное построение учебно-тренировочного процесса, возможно только при учете состояния физической и функциональной подготовленности юных пловцов.

Целью исследования явилось изучение уровня физической подготовленности и функционального состояния юных пловцов группы начальной подготовки на завершающем этапе первого года обучения.

В наблюдениях приняли участие 15 мальчиков пловцов — группы начальной подготовки, возраст 9-10 лет. В работе использовались контрольно-педагогические тесты: бросок медицинбола весом 1 кг в положении сидя ноги вытянуты; сгибание рук в упоре лежа за 10 с; бег на 30 метров с высокого старта; прыжок в длину с места, а также динамометрия, пульсо-метрия, спирометрия и математическая статистика. Проводился специальный плавательный тест на 50 м классическим стилем кроль — на груди. Комплексное исследование юных спортсменов выполнено на завершающем этапе первого года начальной подготовки. Полученные данные сравнивались с нормативными показателями.

По данным антропометрии, у юных пловцов рост тела равнялся в среднем 145 см, вес — 37,9 кг. Отставание от нормативных величин по длине тела составило 2 см, по массе тела обследуемые дети превосходили норму на 0,9 кг. Наблюдаемые различия можно считать не существенными (Р>0,5). Показатель жизненной емкости легких равнялся в среднем 2240 мл, с отставанием от нормы на 280 мл. В процентном выражении, наибольшее отставание на 11,1%. Частота пульса в покое была в среднем 88 уд/мин, больше нормы на 5 уд/мин. (табл. №1, 2).

Показатели физической подготовленности юных пловцов, в сравнении с нормативными, имели следующие значения (табл. №1, 3). Сила мышц при сгибании правой руки в локтевом суставе, имитирующим гребок в фазе "захвата" равнялась 6,7 кг, левой — 6,3 кг, с отставанием на 1,3 кг и 1,5 кг; бросок медицинбола был на расстояние 3 м 58 см, с разницей на 22 см; сгибание рук в упоре лежа составило 11, с отставанием на 2 отжимания; бег на 30 м — время 5,99 с., с разницей на 0,99 с.; прыжок в длину с места на 142 см, с отставанием на 18 см.

Представленные результаты свидетельствуют о том, что у большинства детей по всем показателям тестов физической подготовленности, отставание от нормативных значений (А.А. Кашкин с соавт., 2009) было существенным. В процентном выражении, наибольшая разница (19,8%) наблюдалась по времени бега на 30 м, несколько меньше по силе мышц рук, сгибанию рук в упоре лежа, далее прыжку в длину с места, наименьшее отставание — по броску медицинбола.

Таблица № 1

Исследуемые показатели юных пловцов группы начальной подготовки

№ пловцов

Год рождения

Рост (см)

Вес (кг)

Функциональные показатели

Частота пульса уд/мин

ЖЕЛ

мл

1

2006

150

46,3

98

2200

2

2006

144

38,5

86

2700

3

2006

152

46.6

88

2800

4

2006

137

28,3

90

2100

5

2007

143

31,2

85

1700

6

2006

143

38,1

92

2100

7

2006

140

24,4

90

2100

8

2006

141

38,4

80

2500

9

2007

146

42,4

98

2000

10

2006

161

47,0

96

2800

11

2006

147

43,0

80

2500

12

2006

134

30,8

78

2000

13

2006

144

31,5

89

1700

14

2007

148

39,6

97

2400

15

2006

148

42.2

83

2300

145

±2, 01

37,9 ±1,68

88±1,49

2240 ±126

Таблица № 2

Средние значения исследуемых и нормативных показателей физического ________ состояния пловцов группы начальной подготовки__________

Показатели

Длина тела

Масса тела кг

Контрольно-педагогические тесты

Функ-ные показатели

Руки

Ноги

Сила мышц Пр. Лев. кг

Бросок мед. бола 1 кг

Сгибание рук в упоре лежа за 10 с Кол-во

Бег на

30 м

Прыжок в длину с места м, см

ЖЕЛ мл

ЧСС уд/мин

Юных пловцов

  • 14
  • 5

37,9

  • 6,7
  • 6,3

3.58

11

5,99

142

2240

88

Нормативные

  • 14
  • 7

37

  • 8,0
  • 7,8

3.80

13

5,0

160

2520

83

Разница в абсл.

1,8

+0,9

  • 1,3
  • 1,5

0.22

2

0,99

18

280

5

Разница в %

1,4

2,4

  • 16,3
  • 19,2

5,8%

15,4

19,8

11,3

И,1

6,0

Анализ индивидуальных данных юных пловцов выявил значительный разброс и различное отставание от нормативных значений. Так, длина тела у двух соответствовала норме, двух превзошла ее; по массе тела были существенные отклонения, как в большую, так и в меньшую сторону; пульс соответствовал норме у трех пловцов; жизненная емкость легких у двух была на уровне нормы и у трех превзошла ее. По тестам физической подготовленности показатели соответствовали нормативу и превзошли его: по силе мышц рук у трех спортсменов; броску медицинбола у восьми; сгибанию рук в упоре лежа — у шести; прыжку в длину с места у троих. По бегу на 30 м показатели были хуже норматива у всех спортсменов.

У остальных пловцов, показатели физической подготовленности и функционального состояния были существенно ниже нормативных значений, при этом лишь пять пловцов из 15, по всем тестовым показателям соответствовали нормативным значениям.

Таблица № 3

Показатели физической подготовленности пловцов группы ________________начальной подготовки________________

№ Пловцов

Контрольно-педагогические тесты

Руки

Ноги

Сила мышц рук ир. лев.

(кг)

Бросок мед. бола 2 кг (м, см)

Сгибание рук в упоре лежа за Юс (Кол-во)

Бег 30 м (с)

Прыжок в длину с места (м, см)

Плавательный результат 50 м (с)

1

6,1-6,0

4.53

10

6,29

115

45,02

2

7,6 -5,9

3.80

11

6.27

140

52,65

3

8,0 -7,3

3.84

15

6,14

151

55,02

4

5,0-4,5

2.68

10

5,74

136

43,5

5

5,7 -6,2

2.75

14

6,14

150

51,0

6

7.8 -8,8

3.80

10

5.55

154

48,47

7

7.0 -5,8

3.33

14

5,96

147

42,0

8

7,6-6,7

4.0

12

5,48

163

42,9

9

5,6-5,0

2.70

6

6,35

115

55,0

10

6,6 -6,8

3.00

8

6,18

140

44,6

И

6,6 -4,9

4.55

13

5,83

128

49,3

12

7,5-7,0

4.00

14

5,14

171

44,0

13

4,8-4,5

3.47

10

6,97

123

55,04

14

6,8 - 6,2

3.77

13

5,84

153

45,65

15

7,8-8,4

3.50

12

6.0

149

42,91

16

6,7 - 6,3 0,

3.58

И

5,99

142

47,8

Результат специального плавательного теста на 50 м классическим стилем «кроль» — на груди у юных спортсменов в среднем оказался равным 47,8 с, при нормативе 43,0 с, т.е. разница составила 4,8 с. По плавательному тесту у четырех спортсменов результаты превзошли норматив, у двоих оказались на его уровне, у остальных были ниже. Юные спортсмены, имеющие высокие показатели физической подготовленности и функционального состояния показывали лучшие результаты в плавании на 50 м классическим стилем — кроль на груди, а низкие показатели — худшие.

В качестве заключения следует отметить, что проведенные исследования позволили изучить индивидуальный уровень физической подготовленности и функционального состояния юных пловцов группы начальной подготовки на завершающем этапе первого года обучения.

Выявлены существенные различия между детьми по изучамым показателям, и у большинства (2/3 детей) отставание от нормативных значений. Особенно это проявилось по бегу на 30 м, силе рук и отжиманию рук в упоре лежа, которые отражают проявление скоростных и силовых качеств, а также жизненной емкости легких, которая характеризует эффективность внешнего дыхания.

Было рекомендовано тренерам, ведущим работу с юными пловцами, обратить внимание на отставание детей по физической подготовленности, особенно, по скоростным качествам и силе рук, а также жизненной емкости легких. Предложено в тренировочном процессе увеличить объем нагрузок, варьируя интенсивностью скоростно-силовой работы общего и специального характера, где скоростным нагрузкам уделить 60% времени, силовым

— 40%. Одновременно применять упражнения этой направленности для улучшения функционального состояния организма, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

Список используемой литературы

  • 1. Абдурахманов Ш.Г., Караев М.Г., Абдурахманов Р.Ш. Теоретические и методические основы подготовки пловцов высокой квалификации: Учебное пособие.
  • - Баку: Издательство "Араз", 2016.- 182 с.
  • 2. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов.- М.:Физкультура и спорт, 1986,- 150 с.
  • 3. Булгакова Н.Ж. Плавание. Учебник / Под общ. ред. Н.Ж.Булгаковой.-М.:Физкультура и спорт, 2001.- 400 с.
  • 4. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. —М.: Высшая школа, 1985.- 360 с.
  • 5. Кашкин А.А., Попов О.И., Смирнов В.В. Плавание. (Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва). — М.: Советский спорт. -2009,-216 с.
  • 6. Макаренко Л.П. Юный пловец,- М.: ФиС, 1983.- С.288-290.
  • 7. Масальгин Н.А. Развитие скоростных и скоростно-силовых качеств у школьников 9-12 лет. // Методическая разработка для студентов, аспирантов и слушателей факультета усовершенствования и повышения квалификации ГЦОЛИФ-Ка.-М„ 1989,- 16 с.
  • 8. Платонов В.Н. Плавание.- Киев: Олимпийская литература, Изд. НУФСУ, 2000,- 496 с.
  • 9. Тихвинский С.Б., Хрущев С.В. Детская спортивная медицина,- М.: ’’Медицина”, 1980.

10.Фомин Н.А. Физиологические основы физического воспитания в общеобразовательных и спортивных школах // Физиология человека. — М.: “Просвещение”, 1982,-С.281-286.

Информация об авторах:

Абдурахманов Р.Ш., доктор философии;

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >