Динамика общей физической работоспособности пловцов высокой квалификации на различных этапах макроцикла

Аннотация. Изучали динамику антропометрических показателей и физической работоспособности пловцов высокой квалификации по индексу Гар-вардского степ-теста на различных этапах восьмимесячного макроцикла. Длина (178-191 см) и масса тела (68-89 кг) достоверно не изменились. По окончании базового этапа индекс увеличился у всех спортсменов до 100 у.е. (высокой и очень высокий уровень), после специально-подготовительного этапа снизился в среднем на 7 %, что связывается с изменением структуры тренировочных нагрузок. Коррективы тренировочных программ позволили на предсоревнова-тельном этапе повысить уровень работоспособности (до 99 у.е.). После соревновательного этапа индекс стабилизировался на уровне предыдущего этапа, нагрузки были снижены до 200 часов, 100% упражнений выполнялось в I-II зонах интенсивности и носило восстановительный аэробный характер.

Ключевые слова: динамика работоспособности пловцов высокой квалификации, показатели телосложения, Гарвардский степ-тест, нагрузки разной направленности, этапы годичного цикла.

Одно из важных направлений научно-обоснованного планирования тренировочных и соревновательных нагрузок, является изучение динамики общей физической работоспособности пловцов высокой квалификации на различных этапах подготовки годичного цикла (В.Н. Платонов, 2000; Е.Э. Червякова, 2000). В комплексном контроле, которой большое значение придается стандартным нагрузочным тестам или функциональным пробам, выполняемых преимущественно в зоне субмаксимальной интенсивности (В.Н. Платонов, 2012). Продолжительность упражнений в этой зоне, каковым является Гарвардский степ-тест, от 30 с до 2-5 минут, а энергообеспечение осуществляется преимущественно за счет анаэробно-лактатной и определенной доли аэробной системы. В спортивном плавании по В.Н. Платонову (2000) все физические нагрузки, в зависимости от направленности, выполняются в V зонах мощности, где, I и II зоны отнесены к одной — зоне умеренной мощности, III — большой, IV — субмаксимальной, V — максимальной мощности.

Цель исследования — изучить динамику общей физической работоспособности пловцов высокой квалификации по индексу Гарвардского степ-теста на различных этапах восьмимесячного макроцикла.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы; антропометрия; пульсометрия; Гарвардский степ-тест; наблюдения; математическая статистика.

При проведении Гарвардского степ-теста, обследуемому пловцу после легкой разминки предлагалось восхождние-спуск на ступеньку высотой 50 см, с частотой 30 восхождений в 1 мин, в течение 5-ти минут. После завершения тестирования, обследываемый садился и отдыхал. На протяжении первых 10 с 1-й минуты определялась ЧСС, затем в течение следующих первых 30 с на 2, 3, 4-й мин, а также за 10 с на 10 и 15-й минутах восстановительного периода, также подсчитывалась частота пульса.

Индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ), позволяющий оценивать общую работоспособность, вычислялся по формуле:

ИГСТ. 1100

(f,+f2+f,)'2 f

где t — время восхождения на ступеньку (300 с) в секундах; fb fj, ?3 — пульс за первые 30 с на 2, 3 и 4-й минутах отдыха.

Результаты исследований и анализ литературы (В.А. Геселевич,1981; В.Л.Карпман,1987) позволили внести коррективы в шкалу оценок общей работоспособности, так как, у некоторых высококвалифицированных пловцов, участвующих в исследованиях, ИГСТ равнялся 100 у.е. и более. Это вызвало необходимость добавить оценочный критерий, соответствующий очень высокому уровню работоспособности (табл. №1).

Таблица № 1

Уровень физической работоспособности высококвалифицированных пловцов согласно индекса Гарвардского степ-теста.

ИГСТ

Уровень работоспособности

100 и более

Очень высокий

99-90

Высокий

89-80

Выше среднего

79 - 70

Средний

69 и менее

Ниже среднего

Объект и организация исследования. Испытуемыми были 7 высококвалифицированных пловцов - члены сборной команды Азербайджана, из них: 3 мастера спорта, 2 - кандидата в мастера спорта, 2 - первого разряда. Возраст пловцов 18-24 года, стаж занятий от 8 до 13 лет. Исследования проводились в научной лаборатории при плавательном бассейне академии физкультуры и в бассейне "SuidmanMorkazi" г. Баку. Тестирования осуществлялись на протяжении восьми месяцев пяти этапов подготовки: переходном, базовом, специальноподготовительном, предсоревновательном и пост-соревновательном. Спортсмены тренировались по индивидуальному плану 5 раз в неделю - 2 раза в день, один раз в субботу - утром.

Результаты исследований. Проведенные антропометрические измерения по окончании переходного периода показали, что у пловцов длина тела была в пределах 178-191 см, масса тела - 68-89 кг, по окончании восьми месяцев показатели длины и массы тела существенно не изменились (табл. №2).

Таблица № 2 Анкетные и антропометрические данные высококвалифицированных пловцов сборной команды Азербайджана.

№ Пловцов

Год рождения

Квалификация

Стаж занятий

Рост

(см)

Вес

(кг)

1

1996

1р.

8

178

79

2

1995

1р.

10

191

76

3

1998

кмс

9

190

80

4

1996

кмс

9

178

76

5

1992

мс

15

181

75

6

1992

мс

13

185

89

7

1994

мс

8

178

68

Исследование общей работоспособности пловцов по индексу Гарвардского степ-теста по окончании каждого из пяти этапов показало следующее (табл. №3). После 2-х недельного отдыха переходного этапа у всех спортсменов наблюдался сниженный уровень работоспособности, из-за резкого уменьшения нагрузок. Индекс оказался на пограничном уровне оценки - выше средней и высокой (89 у.е.). При этом, у четырех пловцов индекс был на высоком уровне, у трех на уровне выше среднего.

После окончания базового этапа, выявлено существенное улучшение работоспособности. Индекс увеличился у всех спортсменов и стал соответствовать пограничному уровню (100 у.е.) высокой и очень высокой оценки. У трех пловцов индекс оказался на очень высоком уровне, трех на высоком, у одного спортсмена, хотя индекс и увеличился до 86 у.е., но остался на уровне выше среднего.

Таблица №3 Показатели индекса оценки Гарвардского степ-теста пловцов высокой квалификации по окончании пяти этапов макроцикла.

№ Пловцов

Индекс Гарвардского степ-теста после пяти этапов подготовки

Переходного

Базового

Специально - подготовленного

Предсорев-но-вательного

Постсоревновательного

1

  • 85
  • (в.ср.)

92 (выс.)

86 (в.ср.)

90 (выс.)

87 (в.ср.)

2

80 (в.ср.)

86 (в.ср.)

82 (в.ср.)

84 (в.ср.)

89 (в.ср)

3

90 (выс.)

97 (выс.)

94 (выс.)

93 (выс.)

93 (выс.)

4

88 (в.ср.)

93 (выс.)

87 (в.ср.)

96 (выс.)

91 (выс.)

5

96 (выс.)

112 (оч.в.)

104 (оч.в.)

  • 114
  • (оч.в.)

112 (оч.в.)

6

91 (выс.)

105 (оч.в.)

97 (выс.)

  • 107
  • (оч.в.)

108 (оч.в.)

7

94 (выс.)

НО (оч.в.)

  • 101
  • (оч.в.)

108 (оч.в.)

109 (оч.в.)

89±1,3 (в.ср.)

100±2,5 (оч.в.)

93±2,1 (выс.)

99±2,5 (выс.)

98±2,8 (выс.)

Характерные изменения общей работоспособности на базовом этапе были связаны с внесенными коррективами в индивидуальные планы спортсменов, которые выразились в увеличении тренировочных нагрузок, направленных на повышение объема упражнений: в I и II зонах интенсивности -свободное плавание до 70 % от общего времени; в III зоне - на совершенствование специальной выносливости - 30 % времени.

Согласно индекса Гарвардского степ-теста (93 у.е.), выявленного у пловцов по окончании специально-подготовительного этапа, который хотя и оставался на высоком уровне, наблюдалось снижение работоспособности (в среднем на 7 у.е.) по сравнению с предыдущим этапом. При этом, у двух спортсменов индекс остался на очень высоком уровне, у двух на высоком, а у трех индекс перешел в категорию оценки - выше средней.

Эти «отрицательные» изменения, на наш взгляд, были связаны с кумуляцией утомления в результате применения больших по объему и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок на протяжении базового (300 час) и специально-подготовительного (320 час) этапов. По интенсивности на специально-подготовительном этапе, выполнялись упражнения: свободное плавание в I и II зонах - 40% общего времени; на развитие специальной выносливости в III зоне - 40% времени; на скоростную выносливость в IV зоне - 20% времени. При объяснении полученного эффекта ссылаемся на данные В.Б. Гилязовой (1996), Н.Ж. Булгаковой (2001), В.Н. Платонова (2012) о том, что организм спортсмена реагирует на большие объемы и увеличенную интенсивность тренировочных и соревновательных нагрузок утомлением и временным снижением работоспособности.

В связи с этим стала задача на предсоревновательном этапе, у одних спортсменов сохранить, у других - повысить работоспособность. С этой целью были внесены коррективы в индивидуальные планы предсоревнова-телыюго этапа, что нашло свое отражение в уменьшении объемов, интенсивности и изменение характера тренировочных упражнений. Акцент был сделан на совершенствование техники стартов и поворотов, и более разнообразное использование педагогических и медико-биологических средств восстановления. С этой целью были уменьшены объем до 250 часов и интенсивность тренировочных нагрузок. По интенсивности выполнялись упражнения: свободное плавание в I и II зонах - 20% от общего времени; на развитие специальной выносливости в III зоне - 30% времени; на скоростную выносливость в IV зоне - 40% времени; тренировочные в соревновательном режиме в V зоне - 10% времени. При этом до начала тренировок, после их окончания и выходные дни, широко применялись различные средства восстановления.

В результате, индекс Гарвардского степ-теста, выявленный у пловцов по окончании предсоревновательного этапа (99 у.е.), отражал увеличение работоспособности по сравнению с предыдущим этапом, почти достигнув очень высокого уровня. При этом у трех спортсменов индекс соответствовал очень высокому уровню, трех высокому и лишь у одного - остался на уровне выше среднего (84 у.е.).

После окончания соревновательного этапа индекс у спортсменов стабилизировался на уровне показателя работоспособности (98 у.е.) предыдущего этапа. Нагрузки по объему были резко снижены до 200 часов, и 100% времени упражнения выполнялись в I и II зонах интенсивности и носили восстановительный аэробный характер.

Внесенные коррективы в индивидуальное планирование на каждом из этапов, в виде соответствующих изменений объемов, интенсивности и характера тренировочных упражнений, а также своевременного и эффективного использования педагогических, медико-биологических и психологических средств восстановления, способствовали улучшению и стабилизации общей работоспособности.

Выявленная динамика индекса Гарвардского степ-теста у пловцов на пяти этапах макроцикла, согласуется с выводами В.Н. Платонова (2000), Е.Э.Червяковой (2000) о том, что под влиянием направленной тренировки у пловцов уровень работоспособности повышается и приобретает стабильный характер. Это обеспечивает наиболее экономичное и эффективное использование скоростно-силовых качеств во время плавательной нагрузки.

Заключение. Проведенные исследования позволили изучить динамику общей физической работоспособности у высококвалифицированных пловцов согласно индекса Гарвардского степ-теста на протяжении пяти этапов восьмимесячного макроцикла. Показано, что работоспособность спортсменов оценивались на трех уровнях: выше среднего, высоком и очень высоком, меняясь в зависимости от этапа макроцикла и в результате вносимых коррективов в текущее планирование тренировочных нагрузок и отдыха, а также в использование средств восстановления.

Список используемой литературы

  • 1. Булгакова Н.Ж. Плавание / Учебник для вузов. - М.:ФиС, 2001.- 400 с.
  • 2. ГеселевичВ.А. Медицинский справочник тренера. - М.: ФиС, 1981. - 270 с.
  • 3. Гилязова В.Б. О структуре тренировки высококвалифицированных пловцов. -Матер. Всесоюзн. научно-практич. конф. «Научно-методическое обеспечение подготовки высококвалифицированных спортсменов и спортивных резервов». - М.,1996. -ч.1.-С. 35-37.
  • 4. Карпман В.Л. Тестирование в диагностике физической работоспособности и функциональной готовности спортсмена / Учебник для ИФК: Спортивная медицина. - М.: ФиС, 1987. - С.126-160.
  • 5. Платонов В.Н. Плавание. - Киев: Олимпийская литература, 2000. - 496 с.
  • 6. Платонов В.Н. Спортивное плавание (путь к успеху) / Олимпийская литература. - Изд. НУФСУ. - Киев, 2012. - 544 с.
  • 7. Червякова Е.Э. Оптимизация физической подготовленности пловцов на основе дифференцированного контроля работоспособности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград: ВГАФК, 2000. - 22 с

Информация об авторах:

Абдурахманов Ш.Г., профессор, доктор философии;

КараевМ.Г., профессор, кандидат биологических наук;

Кириллов Б.Ф., мастер спорта, магистр;

Абдурахманов Р.Ш., доктор философии;

Азербайджанская государственная академия физической культуры и спорта.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >