Реформа образования и здоровье студентов

Аннотация. Необходимый объем двигательной активности имеет особенно важное значение в период завершения формирования организма. Количество занятий по дисциплине физическая культура и спорт (ФКиС) в технических вузах существенно уменьшилось при переходе на бакалавриат. На этом фоне отмечается снижение физической подготовленности студентов. Введение Всероссийского комплекса ГТО позволит в определенной мере снизить негативный эффект реформ по преобразованию советской системы обучения, ранее, да и сейчас, являющейся примером для подражания.

Для восстановления положительной динамики в функциональной подготовленности студентов нужны кардинальные изменения в учебном процессе по дисциплине ФКиС, а также более серьезные стимулы для необходимой подготовки и сдачи норм ГТО.

Ключевые слова: здоровье студентов, функциональная подготовленность, проба Руфье, программа подготовки специалистов, система бакалавриата, структура и продолжительность занятий по дисциплине ФКиС, динамика изменения показателей, Всероссийский комплекс ГТО, мотивационные факторы, бесплатная диспансеризация.

Контроль за состоянием здоровья студентов и их функциональной подготовленностью осуществляется в МГСУ (МИСИ), в той или иной форме, уже много лет.

Данные наблюдений показывают, что тенденции показателей пробы Руфье в 2013/2014 уч. году отличаются от данных 2004/2005 уч. года и 2016/2017 уч. года.

Учеба в вузах до 2013-2014 уч. года проводилась по программе подготовки специалистов (5 лет обучения). При этом, занятия по дисциплине физическая культура и спорт (ФКиС) проводились на 4 курсах, причем первые три года - 2 раза в неделю; четвертый год - 1 раз в неделю со сдачей в конце учебного года дифференцированного зачета. Это давало определенный эффект в повышении тренированности студентов и их физической подготовленности.

Таблица № 1

Средние показатели пробы Руфье I-IV курсов_______

Уч. год

Кол-во обслед. студентов

Курс

I

II

III

IV

1

2004/2005

Отделение борьбы и силовой подготовки

  • 3,61
  • 199

чел.

3,63 171

чел.

  • 3,78
  • 68 чел.
  • 3,73
  • 67 чел.

2

2013/2014

Отделение борьбы и силовой подготовки

3,69 38

чел.

4,10 30

чел.

4,5 27чел.

  • 4,3
  • 12 чел.

3

2016/2017

Отделение борьбы

  • 3,87
  • 47 чел.

3,95 25

чел.

3,3 28 чел.

-

Как видно из Таблицы № 1 в 2004/2005 уч. году, да и в 2013/2014 уч. году показатели пробы Руфье (выносливости сердечно сосудистой системы (ССС)) неуклонно повышались к III курсу и незначительно снижались на IV курсе (сказывался переход на одноразовое занятие в неделю по ФКиС).

При переходе на систему бакалавриата, такие «нововведения», как отмена занятий по ФКиС на IV курсе и уменьшение количества занятий на III курсе (до 1-го в неделю), а на I курсе до 1,5 занятий (из-за введения курса лекций), как видно по показателям 2016/2017 учебного года, заметно сказались на функциональной подготовленности студентов IV курса. Полученные данные показывают, что показатели пробы Руфье снижаются уже после II курса, а на III курсе показатели выносливости ССС у студентов становятся не только меньше, чем на II курсе, но и на I курсе тоже.

Такая картина ранее не наблюдалась, ни в 2004/2005 уч. году ни в 2014/2015 уч. году. Причем по своим абсолютным величинам (3,3) эти показатели уступают соответствующим показателям любого предыдущего периода обучения.

Что же касается показателей физической подготовленности студентов IV курса, то остается только догадываться, учитывая отмеченные тенденции, об их неудовлетворительном уровне. Реально, ФКиС на IV курсе занимаются лишь единицы студентов-высококвалифицированные спортсмены курса спортивного совершенствования.

Спортсмены 1-Ш разрядов к этому времени уже полностью переключаются на учебу (диплом), поиск работы, устройство семейной жизни, жилья и т.д.

Результаты этого исследования показывают, что эксперимент с изменением общей структуры обучения и соответственно изменение структуры занятий по ФКиС оказался неудачен и не привел к положительным результатам. Более того, его можно считать причиной снижения функциональной подготовленности студентов и причиной ухудшения их здоровья. Это подтверждает и другие показатели физического развития студентов отделения борьбы в 2016/2017 уч. году, приведенные в Таблице №2.

Таблица № 2. Показатели физического развития студентов отделения борьбы 2016/2017 __________________________уч. году___________________________

Показатель

курс

I

II

III

ЧСС (уд./мин.)

78,2

77,7

81,8

ЧД (цикл. дых. /мин.)

11,8

11,3

10,9

Проба Руфье (оценка)

3,87

3,95

3,3

Тест Ромберга (оценка)

3,3

2,85

2,47

Подтягивание (оценка)

3,5

3,8

3,4

Гибкость (оценка)

3,76

4,1

3,65

Из таблицы № 2 видно, что частота сердечных сокращений (ЧСС) и частота дыхания (ЧД) практически не изменяются по курсам и находятся в пределах физиологической нормы. Нужно отметить снижение величины всех показателей к III курсу ниже уровня 1 курса.

Такая картина по динамике изменения показателей теста Ромберга, подтягивания, гибкости: повышение к II курсу и снижения на III курсе (за исключением теста Ромберга, имеющего постоянную тенденцию к снижению) полностью повторяет картину динамики изменения по курсам обучения показателей пробы Руфье различных годов обучения.

Учитывая сложившуюся негативную тенденцию, можно оценить как своевременное положительное воздействие на здоровье подростков и учащейся молодежи Всероссийского комплекса ГТО, реализация которого, наиболее эффективна в молодежной среде, что обусловлено ее более высокой организованностью по сравнению с другими слоями населения, мобильностью, заинтересованностью и мотивацией к занятиям ФКиС.

Именно с января 2017 года начинается практический этап внедрения Всероссийского комплекса ГТО. В привлечении к сдаче норм ГТО подростков и студенческой молодежи должны оказать действенную помощь организационные структуры Министерства образования и науки.

Существенную роль должно сыграть наличие квалифицированных кадров в системе среднего и высшего образования, наличие современной материально-технической базы, сохранение и расширение количества учебных занятий по ФКиС, разумное применение стимулов и преференций для привлечения молодежи к занятиям ФКиС и выполнению норм Всероссийского комплекса ГТО.

При внедрении комплекса ГТО в вузовской среде особых сложностей не предвидится, что объясняется достаточно просто.

Показатели, составляющие основу Всероссийского комплекса ГТО, практически повторяют существующие нормативы и тесты, используемые на кафедрах ФВиС технических вузов.

При этом одной из главных задач при внедрении комплекса ГТО является исключение из практики ошибок Советского прошлого: искусственного завышения в отчетности нормативов и тестов, процента охвата населения, количества золотых значкистов и т.п.

Для успешного внедрения Всероссийского комплекса ГТО, необходимо использование и внедрение действительно важных мотивационных факторов для молодежи и других групп населения: прибавление к ЕГЭ при поступлении в вуз не менее 10 баллов, назначение стипендии для студентов, успешно сдавших нормы на золотой значок ГТО, выдача значкистам ГТО обязательной атрибутики и символов ГТО (знаки, медали), спортивной формы (майки, шорты, костюмы, кроссовки, бейсболки), предоставление льготного питания в учебных заведениях; выделение бесплатных путевок в спортивнооздоровительные лагеря и, самое главное, обеспечение возможности прохождения бесплатной диспансеризации для подростков и молодежи до 27 лет, что стоит в настоящее время более 5000 руб. (размер 2-3 стипендий).

Возможность бесплатной диспансеризации становится особенно актуальной в условиях ухудшения медицинского обслуживания населения: уменьшения количества поликлиник, койка - мест в больницах, все время дорожающих лекарств, сужения сферы бесплатных медицинских услуг.

Платная диспансеризация существенно ухудшает контроль за здоровьем молодежи, студентов, осложняет их допуск к занятиям ФКиС, к сдаче норм комплекса ГТО, являющейся, по своей сути, настоящими соревнованиями по многоборью.

Учитывая сложность ряда тестов (испытаний) комплекса ГТО и недостаточное время, отведенное на его освоение в учебном расписании по ФКиС, необходимо, к четырем обязательным по ФКиС часам в неделю на первых двух курсах, выделить еще четыре часа обязательных часов занятий в сетке учебного расписания на каждом курсе обучения, вплоть до диплома. В дипломе же желательно указывать факт сдачи норм ГТО и степь достижений: золотой, серебряный или бронзовый знак.

Нужно отметить, что в Советское время проводились чемпионаты СССР, международные соревнования, чемпионаты Мира; присуждались спортивные звания по многоборью ГТО, вплоть до мастера спорта СССР, а в отдельных случаях и Заслуженные мастера спорта СССР. При этом существовала система бесплатной диспансеризации детей, подростков, учащийся молодежи и всего населения страны, что позволяло эффективно использовать средства ФКиС и возможности комплекса ГТО для развития и укрепления здоровья населения.

Список используемой литературы

  • 1. Барков А.Ю., Щелкунов И.И. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс в вузе и бально-рейтинговая система оценки физической подготовленности студентов. Актуальные вопросы физического воспитания и спорта. Сб. статей учебно-методической и научно-практической конференции, Москва (19-20июпя 2014 г.), Минобрнауки РФ, ФГБОУ ВПО «МГСУ», вып.7, М:, 2014 г.
  • 2. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе. УКАЗ Президента РФ от 24,03,2014 №172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» ГТО», Москва.
  • 3. Барков А.Ю., Щелкунов И.И. Бально-рейтинговая система - неотъемлемая часть учебного процесса. Сб. материалов НПК МГСУ. Инновационные аспекты физической культуры и спорта, Москва (20-21 июня 2013 г.), Минобрнауки РФ, ФГБОУ ВПО «МГСУ», вып. №6, М:, 2013 г.

Информация об авторе:

Барков А.Ю., доцент, к.т.н., Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), Москва, Россия.

Батурин А.Е., Вольский В.В., Коваленко В.Н.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >