Исследование психофизического сотояния студенток НИУ МГСУ

Аннотация. Профессиональная работоспособность, интенсивность умственной работы, функционирование различных систем организма требуют определенного уровня развития психофизиологических качеств, так как нарушения памяти, внимания, быстроты мышления и прочих процессов приобретают чувство физиологического дискомфорта.

Ключевые слова: психофизические качества, оценка внимания, устойчивость нервных процессов.

В связи с тем, что в мировой и отечественной науке и практике продолжает расти интерес к психологическим аспектам различных сфер жизнедеятельности человека , психофизиологическое состояние человека становится основополагающим фактором, обуславливающим степень активности его умственной деятельности, быстроты мышления, работоспособности, стрессоустойчивости.

На базе НИУ МГСУ осенью 2016-17 учебного года было проведено исследование психофизиологического состояния студенток 1 курсов института строительства и архитектуры с помощью аппаратно-программного комплекса (АПК) «НС-ПсихоТест» по 5 методикам:

  • - оценка мышечной выносливости;
  • - оценка внимания;
  • - помехоустойчивость;
  • - критическая частота световых мельканий (КЧСМ);
  • - теппинг-тест.

Психофизиологическое обследование проводилось в первой половине дня (с 9 до 12 часов).

Методика «Оценки мышечной выносливости» силы кистей рук определения при помощи динамометра, который необходимо сдавить выпрямленной рукой с максимально возможным усилием на 1-2 секунды в положении стоя. Измерения проводятся трижды каждой рукой и фиксируется наилучший результат. Среднестатистические показатели силы кистей рук для данной возрастной группы: правой руки - 25 кг, левой - 23 кг. В таблице №1 представлены полученные результаты.

Таблица №1

Оценка мышечной выносливости студенток

Сила правой руки, кг

Сила левой руки, кг

Средняя

21.2

17.3

Максимальная

27.3

26.5

Минимальная

14.2

8.8

  • ? Низкий ? Высокий
  • 22% •>

А

78%

  • ? Низкий ? Высокий
  • 28%
  • 72%

* диаграммы показывают уровень физического развития обследуемых.

Как видно из результатов, у % студенток диагностируется низкий уровень силовой выносливости мышц рук.

Методика «Оценка внимания» предназначена для диагностики концентрации и устойчивости внимания, которая определялась по быстроте реакции на появление последовательных световых сигналов различного цвета в центре экрана монитора нажатием кнопки на зрительно-моторном анализаторе, которые представлены в таблице №2. Среднестатистические показатели концентрации и устойчивости внимания для студенческой возрастной группы: устойчивость внимания (>0,8), концентрация внимания (<1,0)

Таблица №2

Оценка внимания

Оценка

Устойчивость внимания

Концентрация внимания

Средняя

7.4

3.04

Максимальная

9.15

3.67

Минимальная

5.74

1.61

Анализ полученных результатов свидетельствует о низкой концентрации внимания обследуемых.

Помехоустойчивость - это характеристика внимания, отражающая способность человека сопротивляться воздействию фоновых признаков при восприятии какого-либо объекта. Условия проведения обследования данной методики аналогичны условиям «Оценки внимания». Различие состоит только в наличии зрительных помех на экране в процессе проведения обследования. Если средние значения времени реакции на световые сигналы по той и другой методикам равны либо различаются незначительно, то диагностируется высокая помехоустойчивость обследуемого, в противном случае - низкая. В таблице № 3 представлены полученные результаты.

Таблица № 3

Помехоустойчивость

Оценка

«Оценка внимания»

«Помехоустойчивость»

Средняя

234.11

295

Максимальная

344

380

Минимальная

239

272

На основании полученных результатов мы видим, что у большей у половины студенток низкая степень помехоустойчивости, которую необходимо развить. Согласно исследованиям, помехоустойчивые люди в большей степени склонны достигать поставленных целей.

Методика «Критическая частота световых мельканий» (КЧСМ) широко используется для диагностики патологических процессов в зрительной системе, для определения степени утомления глаз и функционального состояния центральной нервной системы, которая является субъективным психофизиологическим методом.

Студенткам предъявлялись дискретные световые сигналы красного цвета. Если частота предъявления сигналов возрастает, то обследуемому необходимо нажать кнопку на зрительно-моторном анализаторе в тот мо мент, когда он перестанет принимать дискретность предъявляемых сигналов. Если частота предъявляемых сигналов убывает, то обследуемый должен нажать на кнопку в первые мгновения, когда он начнет различать отдельные сигналы.

В таблице № 4 представлены полученные результаты. Средние показатели частоты мельканий для студенческой возрастной группы указаны: возрастание, Гц (33-41), убывание, Гц (35-43).

Таблица № 4

Средние показатели частоты мельканий

Оценка

Возрастание

Убывание, Гц

Средняя

37.8

726.26

Максимальная

43.92

45.76

Минимальная

32.32

35.30

По результатам обследования все показатели оказались в пределах нормы.

Экспресс-методика, называемая теппинг-тест, разработанная Ильиным Е.П. в 1972 году для диагностики силы нервных процессов путем измерения динамики темпа движения кисти, которая проводилась при помощи постукиваний в течение минуты с максимально возможной частотой «карандаша» по «платформе». Результаты представлены в таблице №5.

Таблица №5

Теппинг-тест

Тип кривой

Нервная система

Ровный-88%

Средней силы-94.44

Промежуточный-6%

Слабой/средней силы-5.56

Нисходящий-6%

Почти у всех студенток средняя сила нервной системы, соответсвен-ноони способны выдерживать более интенсивную и длительную нагрузку.

Из анализа полученных данных проведенного исследования, можно сделать вывод, что студентки, прошедшие тестирование практически все имеют отклонение в психофизических соматических параметрах по одному из выше перечисленных тестов.

Задача профессорского - преподавательского состава кафедр физического воспитания и спорта развивать психофизиологические и функциональные, специальные физические качества, необходимые в учебной и профессиональной деятельности. Для этого необходимо, чтобы каждый заботился о своем физическом самосовершенствовании, занимался активно различными видами спорта, разумно выстраивал режим труда, отдыха и сна, а также вел здоровый образ жизни.

Список используемой литературы

  • 1. Анастази А., Урбина С, Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2001. -688 с. - (Серия «Мастера психологии»), 2001. -688 с.
  • 2. Бумарскова Н.Н., комплекс психофизиологического обследования студентов НИУ МГСУ, Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта: опыт, перспективы развития, Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции Часть 2 «Вектор Бук» Тюмень", 2014, стр. 121-123
  • 3. Дружинин В.Н., Психология общих способностей, - СПб: Питер, 2000.-269 с.
  • 4. Малаков А.Г., Общая психология.- СПб.: Питер, 2002. - 592с. (Серия «Учебник нового века»), 2002. - 592с.

Сведения об авторе:

Бумарскова Н.Н., доцент, к.б.н, доцент

Рудюк Л.В., старший преподаватель

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >