Исследование функционального состояния, физического развития и физической подготовленности студентов, обучающихся по программам военной подготовки

Аннотация. В статье приводятся результаты исследования уровня физической подготовленности, физического развития и функционального состояния студентов, обучающихся по программе военной подготовки солдат (матросов) и сержантов запаса ФГКВОУ ВПО Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного и студентов ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. На основе анализа полученных данных установлены недостатки действующих программ и направлений совершенствования процесса физического совершенствования студентов, Результаты исследования свидетельствует, что изучаемые нами показатели функционального состояния студентов недостаточно высокие. Вместе с тем основные показатели соответствуют норме, предъявляемой для среднестатистического студента.

Ключевые слова: физическая культура, физическая подготовка, физические качества, физическое развитие, функциональное состояние, специальные качества.

В настоящий момент наряду с реформированием Российской армии проводится реформа и всего военного образования.

В целях определения эффективности действующей программы по дисциплине «Физическая культура (подготовка») студентов проведен анализ показателей, которые характеризуют функциональное состояние, физическое развитие студентов, а также уровень физической подготовленности студентов, которые поступают на обучение по программам военной подготовки.

Нами анализировались основные показатели, отражающие этот уровень, табл. 1.

Таблица № 1

Показатели уровня физического развития студентов, поступавших на обучение по программам военной подготовки

Показатели

Ед. изм.

Значение (х+ш), год поступления

2015

2016

Рост

см

170,1 ±0,87

168,9±0,81

Вес

кг

69,8±0,95

69,2+0,92

Окружность груди

см

85,2±0,91

84,9±0,87

ЖЕЛ

см

3532±82,1

3527+81,2

Динамометрия, левой руки

кг

42,9+1,3

43,2+1,2

Динамометрия, правой руки

кг

48,7±1,2

49,5±1,2

Примечание: количество студентов, поступавших на обучение по программам военной подготовки: 2015 год - п=70; 2016 год - п=68.

Помимо физического развития немаловажную роль играет и функциональное состояние организма человека. Данная категория определяется, прежде всего, функциональной полноценностью различных внутренних органов и систем человека, их устойчивостью к воздействию разнообразных неблагоприятных факторов окружающей среды, наличием разнообразных заболеваний.

Как отмечает ряд исследователей, функциональные возможности во многом обеспечивают успешное выполнение профессиональной деятельности и определяются: динамикой функциональных резервов в рамках профессиональной деятельности; степенью мотивации человека к выполняемой им работе; обученностью; тренированностью; психофизиологическими качествами; способностью мобилизовать свои резервы и т.д.

Показатели функционального состояния студентов, поступающих на факультет военного образования, представлены в табл. 2.

Анализ представленных данных свидетельствует, что исследуемые нами показатели функционального состояния студентов недостаточно высокие. Вместе с тем основные показатели соответствуют норме, предъявляемой для среднестатистического студента.

Таблица № 2

Показатели функционального состояния студентов, поступавших на обучение по программам военной подготовки

Показатели

Ед. изм.

Значение (х+т), год поступления

2015

2016

Г арвардский степ-тест

Баллы

88,78±1,81

89,13±1,78

Проба Штанге

сек.

57,28±1,41

57,27±1,4

Проба Генче

сек.

30,88±1,27

31,16±1,26

чсс

уд/мин.

74,92±1,4

75,23±1,38

Примечание, количество студентов, поступавших на обучение по программам военной подготовки: в 2015 году - п=70; в 2016 году - п=68.

Показатели физической подготовленности студентов оценивались нами по трем упражнениям в соответствии с НФП-2009 для кандидатов в вуз из гражданской молодежи. Результаты представлены в табл. 3.

Таблица № 3 Показатели физической подготовленности студентов, поступавших для обучения на военный факультет по программам военной подготовки

Физические упражнения

Ед. изм.

Значение (х+ш), год поступления

2015

2016

Подтягивание на перекладине

кол-во раз

8,2±0,39

8,6±0,42

Бег на 100 м

сек

14,1±0,12

14,2±0,15

Бег на 1 км

сек

233,2±1,87

237,3±1,91

Примечание: количество студентов, поступавших на обучение по программам военной подготовки: в 2015 год - п=70; в 2016 год - п=68.

Представленные данные свидетельствуют о крайне низком уровне развития исследуемых качеств и физической подготовленности студентов. Сумма за выполнение трех упражнений в среднем составляет 120 баллов, что в соответствии с таблицей нормативов оценки физической подготовленности для кандидатов в вуз из гражданской молодежи оценивается на «неудовлетворительно».

Наименее развитым качеством является выносливость. Средний балл по результатам проверки этого физического качества составляет 31,3. Лучше результаты студенты показали при проверке силы. Средний балл при проверке силы составил 42,2. Наиболее развитым физическим качеством является быстрота. Средний балл при проверке силы составил 46,5.

С целью изучения динамики уровня физической подготовленности студентов, нами проведено исследование уровня их физической подготовленности по семестрам обучения за три семестра обучения.

Результаты исследования представлены в табл. 4.

Таблица № 4

Динамика уровня физической подготовленности студентов военного фа-______________культета по годам обучения (семестрам)______________

Семестр обучения

Упражнения физической подготовки, (х±т)

подтягивание на перекладине (кол-во раз)

бег на 100 м (с)

бег на 1 км (с)

(п-40)

начало обучения

8,1±0,38

14,2±0,14

237,4± 1,88

1 семестр

8,3±0,37

14,0±0,15

235,2±1,91

2 семестр

8,6±0,39

14,0±0,17

231,3±1,89

3 семестр

8,4±0,38

14,1±0,16

234,2±1,87

Проведенный анализ физической подготовленности студентов по семестрам обучения свидетельствует о том, что достроенных изменений на протяжении всего периода обучения на военном факультете в уровне физической подготовленности студентов не происходит. Так, анализируя показатели развития у студентов силы видно, что до 2-го семестра обучения результаты незначительно улучшаются (в начале обучения 8,1 ±0,3 8, 1 семестр - 8,3±0,37, 2 семестр - 8,6±0,39). С этого момента в уровне развития силы наступает спад, который характеризуется следующими показателями: 8,4±0,38, рис. 1.

подтягивание на перекладине, кол-во раз

Динамика уровня развития силы у студентов

Рис. 1. Динамика уровня развития силы у студентов

Показатели развития у студентов быстроты характеризуются следующими значениями: в начале обучения 14,2±0,14, 1 семестр - 14,0±0,15, 2 семестр - 14,0±0,17, 3 семестр - 14,НО,16.

Развитие у студентов выносливости находится на самом низком уровне, и характеризуются следующими показателями: в начале обучения 237,4±1,88, 1 семестр - 235,2±1,91, 2 семестр - 231,3±1,89, 3 семестр -234,2±1,87.

Выводы. Проведенный анализ представленных данных позволяет констатировать, что программа по учебной дисциплине «Физическая культура» не эффективна и не позволяет сформировать у студентов необходимый уровень их физической готовности к выполнению задач в соответствии с должностным предназначением, в случае их прихода на службу в Вооруженные силы. Данное заключение требует поиска новых подходов для улучшения физического состояния студентов, обучающихся по программам военной подготовки.

Список используемой литературы

  • 1 .Дмитриев Г.Г. Методика развития основных физических качеств у курсантов на начальном этапе обучения в вузе ПВО / Г.Г. Дмитриев, А.А. Катков, И.Ю. Пугачев // Актуальные проблемы военно-профессионального образования и физической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации. - сборник научных статей № 8. - СПб.:Изд-во ВИФК, 2008. - С. 12-18.
  • 2.Пашута В.Л. Подготовка офицерских кадров для Вооруженных Сил России на современном этапе военной реформы: дис.докт. пед. наук - СПб.: ВИФК, 2005. - 500 с.

3.Разработка современных систем проверки и оценки физической подготовленности студентов вузов / А.Е. Батурин, В.В. Вольский, С.Л. Емельянцев // Научные труды Северо-Западного института управления. - Т. 7. - № 2 (24). - СПб.: Изд-во СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ, 2016. - С. 21-24.

Информация об авторах:

Коваленко В.Н. доцент, кандидат педагогических наук, доцент

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург;

Батурин А.Е., профессор, кандидат педагогических наук

Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного, г. Санкт-Петерубрг;

Вольский В.В., доцент, кандидат педагогических наук,

Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Санкт-Петербург, Россия.

Воронин Ю.А.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >