Обучение и тренировка студентов первого курса МГСУ в отделении «силовой подготовки»

ОБУЧЕНИЕ И ТРЕНИРОВКА СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА МГСУ В ОТДЕЛЕНИИ « СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ»

Аннотация. Проблемы, возникающие при обучении студентов - перо-вокурсников техническим приемам подъема штанги.

Ключевые слова: жим, толчок штанги, студенты.

Быть сильным, красивым, умным и здоровым мечтает почти каждый молодой человек, поэтому в отделение «Силовой подготовки» стремятся попасть многие студенты. С первокурсниками проводится вводная беседа о структуре занятий и средствах, применяемых на этих занятиях, а также о технике безопасности при выполнении упражнений.

Как правило, у студентов первого курса понятие занятий силовой подготовкой сводится к такому упражнению, как «Жим» штанги лежа. Многих студентов настораживает то, что им придется заниматься тяжелой атлетикой, гиревым спортом, силовым троеборьем, так как эти виды спорта не преподавали в школе.

Приходится объяснять студентам, что освоив технику силовых видов спорта, они смогут развивать как абсолютную, так и относительную силу мышц без вреда своему организму.

Техника двух движений в классической штанге « Толчок» и « Рывок» требует многократного повторения, так как очень сложна в исполнении. На освоение техники подъема штанги уходит 2-3 месяца. Формирование навыка у студентов до стадии « автоматизма» происходит не одинаково: у одних - быстро, у других - медленно.

Начальный период обучения очень ответственный. От него зависит дальнейшее совершенствование техники выполнения подъема штанги и развитие силовых возможностей студентов.

Обучение техники « Толчок» начинается с правильного подхода к штанге, определения ширины хвата грифа кистями рук, постановки ног, умение прогнуть спину и выполнить тягу прямыми руками, совершить быстрое отталкивание ногами, присесть, взяв штангу на грудь и встать.

Во втором движении « Толчка» требуется оттолкнуться двумя ногами от помоста в « разножку», выпрямив руки вверх, приставить ногу и удерживать штангу на прямых руках 2-3 секунд.

Чтобы уметь прогибать спину и удерживать штангу на груди в глубоком приседе, необходимо выполнять подготовительные упражнения (приседания со штангой на груди).

При опускании в глубокий присед, локти рук приподнять так, чтобы гриф штанги оказался на груди, а не висел на руках, оказывая сильное давление на лучезапястный сустав. Это упражнение не у каждого студента, получается, поэтому требует повторений перед каждой тренировкой.

При обучении технике « Рывок» штанги необходимо научиться приседать со штангой на полной стопе с прямыми руками над головой, развернув грудь.

Многие студенты не могут выполнить это упражнение, так как у них нет гибкости в спине и плохо растянуты связки стопы. Но и это преодолимо, если выполнять упражнение несколько раз перед тем, как начинать «Рывок» штанги.

Студенты во время занятия наблюдают за выполнением упражнений своих сокурсников и замечают ошибки друг у друга в технике подъема штанги.

Они уже знают, что:

1) При снятии штанги с помоста не надо сгибать руки.

  • 2) Следить за тем, чтобы спина была прямой, даже прогнутой.
  • 3) Уметь фиксировать штангу над головой.
  • 4) Не смещать центр тяжести на носки или пятки.
  • 5) Не выполнять преждевременный подрыв штанги.

Очень важно, чтобы выполнялись все педагогические принципы и в период обучения, и в период совершенствования техники.

На первом этапе обучения технике подъема штанги важен принцип наглядности - показ преподавателем техники « Толчок» и «Рывок», как по частям, так и в целом.

Необходимо объяснять студентам, как правильно выполнять каждое техническое действие при подъеме штанги для получения результата в данном виде спорта.

Рассказ о высших достижениях таких атлетов, как Юрий Власов, покоривший зрителей своим рекордом на Римской Олимпиаде, Леонид Жабо-тинский, Василий Алексеев, установивший рекорд 607,5 килограмм в сумме тяжелоатлетического троеборья, повышает интерес студентов к данному виду спорта.

Принципа постепенности необходимо придерживаться на всем протяжении занятий силовой подготовкой в период обучения студентов в вузе.

Больше всего можно навредить организму студентов перегрузками, особенно, в период восстановления после перенесенных заболеваний. С такими студентами проводятся индивидуальные занятия с умеренной нагрузкой на тренажерах.

У слабо подготовленных студентов на малую нагрузку может быть большое повышение пульса, поэтому преподаватель должен контролировать нагрузку таким студентам.

В большой зоне нагрузки, при пульсе 180удмии и выше, могут работать только хорошо подготовленные спортсмены.

При проведении занятий по тяжелой атлетике необходимо учитывать индивидуальные возможности студента: физическую подготовленность, функциональные возможности и психическую устойчивость.

Обучение технике «Толчок» и «Рывок» начинать с поднятия небольшого веса штанги, особенно, если собственный вес студента не превышает 60 кг. Достаточно одного грифа с замками(20-25 кг)

Допускать студента работать с нарастанием весовой нагрузки на каждые три подъема штанги (прибавляя вес штанги на 5 кг) можно только, когда техника « Толчок» и «Рывок» штанги близка к совершенству.

Многие студенты приступают к тренировке силы уже через месяц обучения, так как быстрое усвоение техники, плюс хорошая физическая подготовленность до обучения в вузе позволяют им серьезно заниматься тяжелой атлетикой и даже успешно выступать на соревновании по тяжелой атлетике, показывая хорошие результаты.

На преподавательском составе отделения «Силовой подготовки» лежит огромная ответственность за здоровье студентов, особенно первокурсников, которые еще не умеют контролировать нагрузку и могут навредить своему организму, пытаясь показать свои возможности окружающим.

Научить студента технике выполнения движений, умению контролировать нагрузку во время тренировки, умению пользоваться знаниями физиологии в процессе формирования здорового образа жизни, желанию воспитывать в себе морально- волевые качества личности - это главная задача преподавателя физической культуры.

Григорьева Т.М., старший преподаватель кафедры ФВиС

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), Москва, Россия.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >