Методологический «принцип оккама» и противоречия современной физкультурно-спортивной терминологии

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ «ПРИНЦИП ОККАМА» И ПРОТИВОРЕЧИЯ СОВРЕМЕННОЙ

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

Аннотация. Критически рассматривается обоснованность введенного в 90-е годы в оборот термина «технология» в теории и практике физической культуры на основе методологического принципа «бритвы Оккамы».

Ключевые слова: методика, технология, принцип «бритва Оккамы».

В философии, под термином «бритва», понимается аналитический инструмент. Он помогает отбрасывать, отбраковывать (или «сбривать») маловероятные, неубедительные, неправдоподобные объяснения. А так как инструментом для бритья является бритва, лезвие, то и к названию некоторых принципов прибавляют эти определения.

Латинскую максиму «Не следует множить сущности без необходимости» («Entia non sunt multiplicanda praeter necessitatem»), популярную в научной среде новейшего времени, «Бритвой Оккама» впервые в 1852 году назвал У.Гамильтон, профессор логики и метафизики эдинбургского университета в своей книге «Беседы о философии и литературе».

Существуют и другие относительно краткие и емкие словесные выражения данного принципа, например: «Не следует привлекать новые сущности без крайней на то необходимости».

Сам Оккам (ок. 1285 - 1349), английский монах и философ писал: «Что может быть сделано на основе меньшего числа, не следует делать, исходя из большего» и «Многообразие не следует предполагать без необходимости».

Суть принципа «бритвы Оккама» заключается в том, что если некое явление может быть объяснено двумя способами: например, одним - через привлечение сущностей (терминов, факторов, фактов и проч.) А, В и С, либо другим - через сущности А, В, С и D, и оба способа дают идентичный результат, то верным следует считать первое объяснение, а сущность D будет лишней, избыточной.

Вместе с тем необходимо учитывать, что «бритва Оккама» не запрещает иные, более развернутые или сложные объяснения, но лишь рекомендует такой порядок исследования гипотез, который является наилучшим.

В современной науке «бритва Оккама» понимается как общий принцип, утверждающий, что если существует несколько логически непротиворечивых объяснений какого-либо явления, объясняющих его одинаково хорошо, то следует, при прочих равных условиях, считать верным самое простое из них. А в понятиях теории информации данный принцип гласит, что «самым точным сообщением является сообщение минимальной длины».

Мы попытались применить принцип Оккама к обоснованию необходимости термина «технология» в теории и практике физической культуры. Этот термин пытались использовать еще в 70-годы прошлого века, копируя некоторых зарубежных авторов. Однако такая практика не получала в то время распространения. Однако в конце 90-х и начале 2000-х стали широко применяться словесные конструкции с этим термином. Например, «Здоровьесберегающие технологии», «Современные инновационные (высокие) технологии спорта высших достижений», и др. Нам представляется необходимым более подробно рассмотреть правомерность и обоснованность применения терминов «методика» и «технология» в теории и методике физической культуры.

В свое время было дано определение термина «методика» как «... совокупности средств, методов и методических приемов, характеризующих в целом путь реализации образовательных или воспитательных задач».

В теории физической подготовки войск понимается развернутое определение методики как совокупности разнообразных средств, методов и приемов обучения и тренировки, а также различных форм занятий, способов организации занимающихся, организационно-управленческих действий руководителя занятий, применяемых в определенной логической последовательности для эффективного решения двигательных задач.

Термин же «технология» является относительно новым. К середине XX века под «технологией» понимались «средства или деятельность, с помощью которых человек изменяет свою среду обитания и манипулирует ей». Здесь следует подчеркнуть, что если «технология» направлена на изменение среды обитания, то в отличие от нее «методика» - на совершенствование человека!

Более распространенное понимание технологии связано с промышленностью и подразумевает строгую последовательность стандартных операций при производстве какой-либо продукции. В последние десятилетия стал применяться также термин «высокие технологии», под которыми подразумевают наиболее новые и прогрессивные технологии (high technology, или high-tech). Которые, как правило, основаны на самых наукоемких отраслях промышленности, и которые являются важным звеном научно-технической революции. На вопрос о необходимости использования термина «технология» Л.П.Матвеев также неоднократно отвечал, что «технология» - для техники, а для педагогики - «методика». Тем не менее, термин «технология» введен в систему понятий теории и методики физического воспитания. Так, в толковом словаре спортивных терминов «Технология в спорте» трактуется как «... совокупность процессов, правил, навыков, по следовательно направленных на разработку различных методик тренировки и обучения. Особая форма функционального и прикладного научного знания, переходящая от естественнонаучных исследований к методическим разработкам в цепи «наука - технология - методика». Однако в такой трактовке очевидны принципиальные логические противоречия в понимании сути «технологии» физической тренировки, так как она определяется не совокупностью «процессов, правил и навыков», а средствами, методами, методическими приемами и т.д. К примеру, сформированный «навык» -это результат применения методики, а текущие в организме адаптационные «процессы» регулируются средствами и методами тренировки, т.е. физическими упражнениями в соответствии с методическими принципами, закономерностями и правилами.

Безусловно, в подготовке спортсменов, особенно высшей квалификации, применяются строго регламентированные по ряду показателей частные программы подготовки, которые входят составными частями в общую программу подготовки и являются отдельными компонентами методики подготовки. Такой подход можно видеть в работах выдающихся отечественных ученых.

Поэтому, показанное выше применение термина «технология» неоправданно, избыточно и создает определенную путаницу. Поэтому данный термин в представленной трактовке применять не имеет смысла. В противовес предлагаем применение термина «спортивно-методические технологии», как составных частей методики подготовки. Это отдельные относительно самостоятельные части методики физической подготовки, жестко регламентированные по составу средств, методов, методических приемов, условиям и срокам применения.

Очевидно, что основные направления совершенствования методики тренировки спортсменов в целом и ее составных частей можно определить, исходя из тенденций совершенствования всех ее компонентов, перечисленных в приведенных выше определениях. И эти отдельные компоненты могут при соответствии приведенным выше условиям называться спортивнометодическими технологиями, но не подменять термин «методика».

Таким образом, следуя принципу Оккама, можно сделать вывод о том, что применение термина «технология» вместо и над термином «методика» не имеет смысла, так как термин «методика» позволяет охватить все моменты физической тренировки как в спорте, так и в служебно-прикладной физической культуре. Для развернутой характеристики компонентов общей методики предлагаем использовать термин «спортивно-методические технологии».

Список используемой литературы

  • 1. Смирнов Г.А. Оккам, Уильям // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч, фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин, заместители предс.: А.А.Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. - 2-е изд., испр. и допол. - М.: Мысль, 2010.
  • 2. Кэррол Р. Т. «Бритва Оккама» // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий. - М.: «Диалектика», 2005.-С. 78-82.
  • 3. «Бритва Оккама» // Википедия. Свободная энциклопедия.
  • 4. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Теор. практ. физ. культ., 1993. - № 4. - С. 21 - 23.
  • 5. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) // Теор. и практ. физ. культ., 1999. - № 4. - С. 21 - 26, 39 - 40.
  • 6. Бондарь Е.А. Роль здоровьесберегающих технологий в работе со студентами вузов / Е.А. Бондарь, Е.А. Бондарь // Научный журнал «Дискурс», 2017. - № 1 (3).-С. 149-154.
  • 7. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культуры / Под общей ред. Л.П.Матвеева и А.Д.Новикова. - Изд. 2-е, испр. и доп., в 2-х т. - Т. 1. - М.: Физкультура и спорт, 1976.
  • 8. Теория и организация физической подготовки войск: Учебник для курсантов и слушателей института. - Изд. 5-е, перераб. и дополн. / Под ред. Л.А. Вейднер-Дубровина, В.В.Миронова, В.А. Шейченко. - С.-Пб.: ВДКИФК, 1992. - 340 с.
  • 9. History of technology // Encyclopaedia Britannica. Encyclopaedia Britannica Online. - Encyclopaedia Britannica Inc., 2016. - Web. 08 янв. 2016.
  • 10. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов. Около 9500 терминов / Сост. Ф.П.Суслов, Д.А.Тышлер. - СпортАкадемПресс, 2001. - 480 с.
  • 11 Зациорский В.М. Физические качества спортсмена (Основы теории и методики воспитания) / В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1970; 2009. - 200 с.
  • 12. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г.Озолин. -М.: Физкультура и спорт, 1970. - 477 с.
  • 13. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г.Озолин. -М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 864 с.
  • 14. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н.Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 2004. - 820 с.
  • 15. Колесов А.И. Проблемы подготовки спортсменов высшей квалификации в видах спорта с циклической структурой движений: Анализ, гипотезы, проекты, решения / А.И. Колесов, Н.А. Ленц, Е.А. Разумовский, А.В. Карасев и др. - М.: Олимпийский комитет России, «Физкультура и спорт», 2003. - 80 с.
  • 16. Разумовский Е.А. Совершенствование специальной подготовленности спортсменов высшей квалификации (на материалах легкой атлетики): Дис. ... докт. пед. наук (в форме доклада). - М., 1993. - 79 с.

17. Разумовский Е.А. Проблемы подготовки спортсменов высшей квалификации к участию в олимпийских играх / Е.А.Разумовский, А.В.Карасев, А.Н. Гацунаев // Здоровый образ жизни и физическое воспитание студентов и слушателей вузов: материалы XIII Международной очно-заочной научно-практической конференции, 2 апреля 2015 года, г. Москва. - в 2-х частях: часть 1 / Под ред. А.В. Карасева, Е.А. Разумовского, А.А. Сафонова, В.А. Собины. - М.: ИНЭП, 2015. - С. 187-191.

Информация об авторах:

Карасев А.В., доктор педагогических наук, профессор

Военный университет МО РФ;

Разумовский Е.А., доктор педагогических наук, профессор, академик МАИ Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК);

Рамазанов А.Х., доктор философии, доцент

Азербайджанская государственная академия физической культуры и спорта.

Коджаспиров Ю.Г.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >