Опосредованное управление рабочей активностью борцовв основной частитренировочного занятия

Аннотация. Статья посвящена заманчивым перспективам практического применения опосредованного, ненавязчивого и привлекательного управления рабочей активностью борцов вольного, греко-римского стилей и самбо, с использованием нетрадиционных методов.

Ключевые слова: повышение эффективности спортивной подготовки, скрытые резервы, нетрадиционные методы, экспериментальное исследование.

Энергичное развитие методики спортивной подготовки борцов различных стилей в последние десятилетия вполне закономерно привело к заметному истощению резервов организации и проведения спортивных занятий, лежащих на «поверхности» наших знаний и существующих представлений. Дальнейшее повышение эффективности спортивной подготовки требует кропотливого поиска новых, скрытых от привычных представлений «глубинных» резервов и нетрадиционных методов, без которых, если хочешь стабильно выигрывать, в наше время уже не обойтись.

Одним из таких «глубинных», законспирированных природой резервов, может явиться функциональная музыка, обладающая способностью опосредованно и ненавязчиво стимулировать и регулировать рабочие функции слушателей.

В целях научного поиска частно-теоретических закономерностей музыкальной стимуляции рабочей активности борцов автор провел масштабное экспериментальное исследование воздействия музыкальных произведений, исполняемых в темпах allegro, vivo, presto на двигательную активность борцов вольного, греко-римского стилей и самбо, в процессе совершенствования техники борьбы в естественных условиях основной части проводимых ими тренировочных занятий.

Согласно общепринятой методике, в основной части тренировочного занятия по этим видам спорта тренеры обычно отводят определенное количество времени для совершенствования какого-нибудь актуального технического действия или приема борьбы, где занимающиеся, разбившись на пары, в произвольном темпе поочередно выполняют этот прием друг на друге без сопротивления партнера. Естественно, каждый тренер заинтересован в том, чтобы его подопечные при этом не теряли времени зря, а активно выполняли полученное тренировочное задание, так как от этого существенно зависит прогресс их спортивных результатов на последующих соревнованиях.

В это время целенаправленная музыкальная стимуляция может гораздо эффективнее принудительных команд и распоряжений тренера или собственных волевых усилий спортсмена активизировать выполняемую им работу. В связи с этим данный период тренировки и подвергся нашему экспериментальному исследованию, в котором участвовало 118 борцов указанных стилей, (18 групп) в возрасте от 17 до 25 лет, имеющих квалификацию от мастера спорта до 3 спортивного разряда.

В качестве общего контрольного упражнения или теста был использован довольно распространенный в борьбе вольной, греко-римской и самбо бросок партнера через спину захватом руки и шеи.

Описание эксперимента. В естественных условиях основной части двухчасового тренировочного занятия, при совершенствовании техники борьбы, испытуемые спортсмены свободно объединялись в рабочие пары по своим весовым категориям. И с 61-й минуты урока приступали к выполнению типичного для данных видов спорта тренировочного задания - поочередным броскам на ковер друг друга через спину без сопротивления, в произвольном темпе, в течение двух периодов по 3 минуты с трехминутным перерывом отдыха между рабочими периодами. Показатели тренировочной активности борцов определялись количеством бросков, осуществленных в каждом из этих периодов.

Для исходного фонового среза на одном из тренировочных занятий испытуемых был проведен опыт № 1, в процессе которого оба рабочих периода протекали в обычных условиях. Спустя неделю (с учетом недельных и суточных биологических ритмов в жизнедеятельности людей), в то же самое время суток и тренировочного занятия, опытная работа была повторена, но при этом в первый рабочий период она выполнялась в обычных условиях, а во второй период - под жизнерадостную инструментальную музыку с четким, выразительным ритмом: «Сюрприз» и «Торреро» (в обработке А. Васильева), исполняемых в темпах allegro, vivo, presto. Это был опыт № 2.

Для идентичности прочих условий эксперимента в сопоставляемых опытах участвовали одни и те же испытуемые, рабочий состав пар которых не менялся. Результаты этого любопытного исследования, обработанные методами биологической статистики, представлены в нижеследующей таблице.

Таблица №1 Сравнительные данные количества выполненных бросков через спину в произвольном темпе: в обычных условиях и под музыку в темпах allegro, vivo, _______________________________________presto ______________________________

Условия работы

X±Sx

S

dx-y ± Sx-

У

t

P

Опыт № 1

1 -й период - без музыки

20,44 ± 0,40

4,32

2,30 ±0,55

4,18

< 0,001

2-й период - безмузыки.

18,14 ±0,38

4,16

(-11,25%)

Опыт № 2

1 -й период - без музыки

20,12 ±0,41

4,42

8,02 ± 0,65

12,34

< 0,001

2-й период -

(+39,86 %)

под музыку в темпах

28,14 ±0,50

5,39

allegro, vivo, presto.

Условные обозначения:

X - среднее арифметическое значение; Sx - стандартная ошибка X; S -среднееквадратическое отклонение; dx-y - разница сопоставляемых средних арифметических; Sx-y - стандартная ошибка dx-y;t - критерий достоверности различий средних арифметических; Р - уровень значимости достоверности различий.

Аналитическое изучение экспериментальных данных, представленных в таблице, позволяет отметить, что при выполнении тренировочного задания в обычных условиях (опыт № 1) количество бросков через спину, произведенных во втором рабочем периоде, снизилось по отношению к первому периоду в среднем на 11,25 %. Это свидетельствует о том, что повторная работа выполняется на фоне определенного утомления.

Совершенно противоположная картина сдвигов тренировочной активности в повторной работе наблюдается при использовании музыки в темпах allegro, vivo, presto (опыт №2), которая, несмотря на уже имеющееся утомление, привела к повышению тренировочной активности занимающихся в среднем на 39,86 %. При социологическом опросе, проведенном непосредственно после опыта, испытуемые отмечали, что энергичная музыка, исполняемая в быстрых темпах, возбуждает их рабочую деятельность и движения ускоряются подсознательно, без каких-либо дополнительных волевых усилий с их стороны. Причем такое непроизвольное рабочее усвоение музыкального темпа доставляет им ощущения удовольствия и удовлетворения, а также повышает качество выполняемых движений.

При этом, несмотря на то, что под музыку общее количество выполненной работы увеличилось почти на 40 процентов, все испытуемые утверждали, что устали они сравнительно меньше, чем при работе без музыки.

С научной точки зрения результаты данного исследования можно объяснить следующим. Физиологическое воздействие музыки на двигательную деятельность базируется на том, что ритмические звуковые колебания связаны с ощущением движения. В связи с этим, когда во время совершенствования техники борьбы спортсмен слышит музыкальную мелодию, у него непроизвольно возникает слухомоторная координация выполняемых двигательных действий.

Одна из функциональных особенностей человеческого организма состоит в способности усваивать ритмы, навязываемые ему извне. При этом организм как бы настраивается на внешний источник ритма, ускоряет или замедляет темп своей работы в соответствии с данной ситуацией. В этой жизнедеятельной связи между ритмами внешней и внутренней среды организма и кроется часть разгадки влияния музыки на физическую работоспособность человека.

В последнее время в мировой науке бурно прогрессирует учение о могуществе биологических ритмов. Углубленными инструментальными исследованиями выявлены циклические процессы па всех уровнях живой системы - от молекулярноклеточного до коры головного мозга. В живом организме обнаружены колебательные процессы с самыми разнообразными периодами. Устойчивость биоритмов и их деятельностная синхронизация являются одной из важнейших характеристик состояния нормы. Обнаружены веские данные о том, что ритм проистекает из самой органической сущности человека. Он управляет всей деятельностью нашего тела, являясь элементом, регулирующим наиболее экономное расходование сил. Ритм пробуждает чувство удовлетворения, поэтому он не только облегчает работу, но и доставляет эстетическое наслаждение.

Известно, что ритмизированные процессы в нашем организме практически неутомимы. Так, например, ритмичные сокращения сердца и дыхательных мышц протекают без перерыва в течение всей жизни. Из всех видов движений для человека наименее утомительной (хотя она и связана со значительными энерготратами) является ходьба-самый ритмизированный вид мышечной активности.

Работа обычно надоедает и утомляет человека тем скорее, чем больше внимания и длительного напряжения сил она требует. Важная причина этого лежит не только в использовании одних и тех же мышечных групп, но и длительном психическом (волевом) напряжении, обеспечивающем требуемое продолжение выполняемой рабочей деятельности. При восприятии приятной музыки последний фактор может значительно ослабляться. Это наблюдается в тех случаях, когда волевые движения заменяются автоматическими. Их ведет не столько волевое напряжение разума, сколько опосредованно управляющий ритм музыки. Ритмически организованная работа под музыку продолжается механически, не требуя нового вмешательства воли до тех пор, пока она, прерванная изменившимся волевым решением, не ускоряется, замедляется или останавливается, смотря по складывающимся в данный момент обстоятельствам.

В этих условиях за счет функционального воздействия музыки, психика работающего слушателя получает благодатную возможность отдохнуть и снизить свои энерготраты. Ослабление сознательного волевого контроля и музыкальная автоматизация рабочей деятельности уменьшают сопротивление мышц-антогонистов и ненужные напряжения тех мышечных групп, которые не принимают непосредственного участия в данной работе.

В итоге улучшается координация движений, снижаются физические и психические энерготраты, повышается производительность выполняемой работы и отодвигается наступление утомления.

Информация об авторе:

Коджаспиров Ю.Г., д.п.н., профессор, мастер спорта

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) «МАИ», Москва, Россия.

Кочетова М.И.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >