Скрытый левша в спорте, актуальность выявления и методы работы с ним на занятиях физической культурой и спортом

Во многих видах спорта леворукость считается преимуществом. В спорте среди левшей-теннисистов - десятикратная победительница Уимблдона Мартина Навратилова с ее фирменным ударом слева, Лейвер (названный лучшим теннисистом всех времен и народов), Коноре, Макинрой и др. А.В.Родионов отмечает, что в боксе левши выигрывают до 40 процентов золотых медалей, хотя их втрое меньше в этом виде спорта, чем правшей. В футболе известно также много полевых леворуких игроков (Пеле, Пушкаш, Хенто, Санчес, Веласкес, Нетцер, Карлос, Гути, Рауль, Робен, Блохин, Аршавин и многие др.). Один из самых гениальных футболистов XX века считается Марадона — левша. Он был чемпионом мира среди юношей и среди взрослых, выигрывал Кубок Испании с «Барселоной», дважды — чемпионат Италии, а также Кубок, Суперкубок страны и Кубок УЕФА с «Наполи». За свою карьеру в официальных матчах Марадона провел в ворота соперников 353 гола, и всего только шесть из них — правой ногой. При этом можно добавить, что удары левой ногой в футболе считаются практически не берущимися, из-за чего «левоногие» игроки очень ценятся тренерами. В сборной Бразилии образца 1970 года, которую называют лучшей командой мира всех времен, было сразу три выдающихся левши — Жерсон, Ривелино и Тостао. Левша Блохин стал звездой мирового футбола, получив в 1975 году «Золотой мяч» — приз лучшему футболисту Европы.

Проблема леворукости остается одним из самых серьезных и недостаточно изученных вопросов в педагогике и психологии. Долгое время считалось, что леворуких детей необходимо переучивать. Доминирование левой руки рассматривалось как отклонение от нормы. В советских школах детей- левшей переучивали в обязательном порядке, но в 1986 году Министерством просвещения СССР были приняты официальные документы в защиту леворукого письма и охраны здоровья леворуких детей в СССР.

В настоящее время, по данным статистики, от 10 до 15% населения Земли - левши. Движение левшей (за права) появилось около 50 лет назад в США. В 1984 году ЮНЕСКО был введен Всемирный день левшей.

Леворукость - это не просто преимущественное владение левой рукой, но отражение определенной межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга. Мы привыкли говорить о мозге как едином органе, но на самом деле единство мозга складывается из деятельности двух полушарий - правого и левого, тесно связанных друг с другом сложнейшей системой нервных волокон, которые называются мозолистым телом.

Различия правой и левой руки при выполнении движений являются прямым отражением неравнозначности и специфичности двух полушарий мозга. Таким образом, получается, что у праворуких людей преимущественно левое полушарие координирует работу мышц правой руки, а у леворуких эта функция принадлежит правому полушарию.

Левша очень многое делает и воспринимает по-другому и выражается это не только в том, что он пишет или делает работу другой рукой, эмоционально левша также отличается и воспринимает информацию отлично от праворукого человека.

Как правило, леворукие - очень чувствительные, ранимые люди и не могут переносить информационные стрессы. Установлено, что леворукие более устойчивы к голоду и холоду, а также превосходят правшей в занятиях, требующих быстрой реакции или использования большого объема информации. Причины таких результатов лежат в области физиологии - у левшей полушария мозга обмениваются информацией быстрее.

Функциональная особенность левшей - сложность в переключении, поэтому их нельзя торопить. Если идет опрос, ребенка-левшу не стоит спрашивать первым, ему нужно время, чтобы подготовиться к ответу на любой вопрос.

На занятиях физкультурой леворуким детям трудно даются движения, в которых поочередно участвуют руки и ноги. Порой они не могут освоить асинхронные движения правой и левой половины тела. Эти дети могут лишь копировать чьи-то движения. Поэтому на некоторых этапах обучения приходится в буквальном смысле этого слова двигать их руками и ногами.

Существует множество методик по занятиям физической культурой и спортом для левшей, которые учитывают их физические и психологические особенности и, как привило, в спорте левша очень успешен, особенно в единоборствах, так как является неудобным соперником.

В единоборствах и спортивных играх левши имеют некоторые преимущества, которое объясняется главным образом некоторой непривычностью ведения борьбы с ними. Это приводит к тому, что среди сильнейших боксеров и фехтовальщиков доля левшей очень высока - порой превышает 30%.

В связи с этим, актуальным становиться вопрос о выявлении скрытых левшей на занятиях физической культурой и спортом для повышения спортивных показателей данных спортсменов.

Наука утверждает, что среди обычных праворуких людей существуют так называемые скрытые левши. По-другому говоря, скрытый левша это обыкновенный левша с присущими для левшей физическими и физиологическими способностями но только пишущей правой рукой.

Ученые, проводившие исследования по выявлению явных и скрытых левшей, выяснили, что таких людей - 62%. Большинство людей являются «частичными» левшами (т.е. ведущая рука - левая, а ведущий глаз - правый), считается, что ведущее полушарие формируется к 6-7 годам.

«Скрытое левшество» не всегда привлекает внимание тренеров, хотя не менее чем леворукость, сказывается на двигательных качествах человека, психологических актах, стратегии поведения, адаптационных резервах спортсмена, экстремальным факторам.

Таким образом, можно сделать выводы, что определяя вовремя скрытого левшу на занятиях физической культуры и спорта можно добиться значительно больших показателей в спортивных достижениях своих воспитанников работая с ними как с левшой.

Для выявления скрытого левши существуют специальные тесты.

  • 1. Переплетение пальцев рук. Быстро, не задумываясь, переплетаем пальцы обеих рук. Сверху оказывается большой палец одной и той же руки, как правило, ведущей.
  • 2. Проведение вертикальных линий. Проводим в течение одной минуты линии на расстоянии 1-1,5 см друг от друга сначала правой, а затем левой рукой. Число линий, проведённых ведущей рукой, в среднем на 29% больше количества линий, проведённых другой рукой. Ведущая рука чертит линии быстрее и чаще.
  • 3. Послушайте, как тикают часы. К какому уху вы поднесли часы в первый раз, то и ведущее. Но понаблюдайте, одинаково ли вы слышите тиканье разными ушами.
  • 4. Обратите внимание, к какому уху вы подносите трубку, когда разговариваете по телефону.
  • 5. Моргните одним глазом. Открытым остаётся ведущий глаз.
  • 6. Подзорная труба. Рассматривание в "подзорную трубу" (сложенный трубочкой лист бумаги) обычно осуществляется ведущим глазом.
  • 7. Приседание на одной ноге (левша приседает на правой).
  • 8. Прыжки вверх с разбега толкание одной ногой (левша толкается правой).

На базе кафедры физического воспитания и спорта НИУ МГСУ в отделении борьбы было проведено исследование среди студентов, которые занимаются борьбой самбо на предмет выявления скрытых левшей.

В исследование участвовали 80 спортсменов студентов НИУ МГСУ занимающихся самбо в университете и имеющих спортивную подготовку уровня 3 и 2 спортивных разрядов по борьбе самбо.

Проведя тестирование среди спортсменов было выявлено 12 человек которые подходят под определение скрытого левши.

Далее было сформировано 2 группы по 6 спортсменов, которые по итогам тестов были определенны как скрытые левши и 6 обычных спортсменов правшей.

Были взяты контрольные нормативы (показатели) которые состоят из двух частей (табл номер 1)

1- нормативы по общей физической подготовке (бег 100 м кросс 3000 м и подтягивание)

2-Специальные нормативные показатели борцов самбистов определяющих их специальную спортивную подготовку (броски на скорость).

Таблица 1 Броски предлагалось спортсменам выполнять в две стороны (право и ________лево) в таблицу вносился лучший показатель ___________

гр 1

Испытуемые

бег

100 м/с

кросс

3000 м/м

подтягивание

бросок через бедро

бр. Спина с колен

бр. Спина с стойки

пер.

подножка

зад.

Подножка

1 (ск. левша)

15,3

11,5

11

8

7

8

8

9

2 (ск. левша)

14,1

12,2

10

8

7

8

7

8

3 (ск. левша)

13,8

12,3

14

10

9

10

8

9

4 (ск. левша)

15,2

14,3

12

7

7

7

7

8

5 (ск. левша)

14,4

13.5

10

9

8

9

8

9

6 (ск. левша)

15,3

11,6

11

8

7

8

8

9

7 (правша)

15,1

14

11

12

12

12

12

13

8 (правша)

13,5

13,2

15

И

10

11

И

12

9 (правша)

14,3

13,44

14

9

9

10

11

И

10 (правша)

14

14,22

10

12

11

12

11

11

11 (правша)

14,4

13,48

8

12

12

12

11

12

12 (правша)

15,4

14,15

12

12

12

12

11

12

гр2

1 (ск. левша)

15

11,44

10

8

7

8

8

9

2 (ск. левша)

14,8

12,21

12

7

7

8

7

9

3 (ск. левша)

15,5

12.4

14

7

8

8

7

8

4 (ск. левша)

16

15,1

И

9

7

9

8

9

5 (ск. левша)

13,2

13.25

18

8

7

8

7

8

6 (ск. левша)

15,3

12,3

13

8

8

9

8

8

7 (правша)

15,1

14,31

21

14

12

13

13

13

8 (правша)

16

15,21

10

10

10

10

10

12

9 (правша)

13,6

14,2

14

11

10

11

12

12

10 (правша)

15,1

13,33

12

13

12

13

12

12

11 (правша)

14,7

15

11

11

10

11

12

13

12 (правша)

13,9

15.1

11

12

10

12

12

13

Дальше данные две группы начали спортивные тренировки.

Первая группа тренировалась с учётом специальных физических упражнений для занятий со студентами-спортсменами которые являются по итогам тестирования скрытыми левшами.

Вторая группа тренировалась по плану- программе спортивной тренировке принятой на кафедре Физической культуры и Спорта НИУ МГСУ.

Контрольное время испытуемых -3 месяца.

По истечению контрольного времени были произведены замеры контрольных испытаний (нормативов).

Го.

офп

броски на скорость 30 сек

Испытуемые

бег

100 м/с

кросс

3000 м/м

подтягивание

бросок через бедро

бр. Спина с колен

бр. Спина с стойки

пер.

подножка

зад.

Подножка

гр1

1(ск. левша)

13,77

10,35

13

12

12

14

13

14

2(ск. левша)

13

10,98

11

13

12

14

14

15

3(ск. левша)

12,42

11.1

15

12

12

12

13

14

4(ск. левша)

13,8

13,1

13

11

13

13

13

13

5(ск. левша)

12.9

12,3

12

14

14

14

13

14

6(ск. левша)

13,9

10,6

13

12

11

13

13

14

7 равша)

13,6

12,6

12

13

12

13

13

14

8(правша)

12,3

12,14

16

12

И

12

12

13

9 (правша)

12,9

12,23

15

9

10

10

12

12

10 (правша)

12,7

12,8

11

12

11

13

12

12

11 (правша)

13

12,4

10

13

12

13

12

12

12 (правша)

13.8

12.9

13

13

12

13

12

13

гр 2

1(ск. левша)

13,5

10,29

11

9

8

9

9

10

2(ск. левша)

13,5

ПЛ

13

8

8

9

8

10

3(ск. левша)

13,9

11,28

15

8

9

9

8

4(ск. левша)

14.4

13,59

12

10

8

10

9

10

5(ск. левша)

12,1

12,05

19

9

8

9

8

6(ск. левша)

14

11,32

15

9

9

10

9

7 (правша)

13,9

13,02

23

15

13

14

14

14

8 (правша)

14,6

13,9

11

11

11

11

11

13

9 (правша)

12,5

13

15

12

И

12

13

13

10 (правша)

13.6

12,26

13

14

13

14

13

13

11 (правша)

13,5

13,5

12

12

11

12

13

14

12 (правша)

12,5

13,6

13

13

11

13

13

14

Результаты испытаний.

1- Результаты по общей физической подготовке ( бег 100 метров кросс 3000 метров и подтягивание) для первой и второй группы оказались примерно одинаковыми.

Улучшение результатов в среднем примерно на 10 процентов в обеих группах и у спортсменов правшей и у студентов скрытых левшей .Из чего можно сделать вывод что общая физическая подготовка спортсменов не зависит от их леворукости или праворукости независимо от применяемых методов.

2- Гораздо интереснее результаты, полученные по специальным контрольным нормативам (броскам на скорость) применяемым в борьбе самбо для оценки спортсменов.

Спортсмены первой группы, которые были определенны как скрытые левши и занимались по программе для левшей значительно улучшили свои результаты и в некоторых случаях почти в два раза по сравнению с своими товарищами по группе правшами. В то время как скрытые левши второй группы показали такие же результаты, как и их товарищи по группе правши.

Следует также отметить, что скрытые левши первой группы выполняют броски на скорость с лучшими показателями только в левую сторону, так же поменяв стойку в борьбе с правой на левую, чего не произошло со скрытыми левшами из второй группы.

По итогам ежегодной спартакиады по самбо НИУ МГСУ проводимой среди студентов учебных групп кафедры физического воспитания и спорта скрытые левши первой группы также показали отличный результат, заняв призовые места в отличие от скрытых левшей второй группы, которые показали свой обычный результат.

Общий вывод можно сделать следующий что, несмотря на то, что проблема леворукости остается одним из самых серьезных и недостаточно изученных вопросов в педагогике и психологии, а проблема выявления скрытых левшей и методики работы с ними изучена ещё меньше, на что необходимо обращать внимание. Выявление таких спортсменов и индивидуальная работа с ними в различных видах спорта будет, несомненно, приносить результаты и победы спортсменов на соревнованиях.

Обучение и воспитание леворукого спортсмена - процесс сложный, но очень интересный. Занятия с таким спортсменом будут приводить вас к принятию нетривиальных решений. Не стоит загонять его в рамки праворукого мира, и успех ему будет обеспечен.

Список используемой литературы

  • 1. Бердичевская ЕМ Функциональная межполушарная асимметрия и спорт // Функциональная межполушарная асимметрия. Хрестоматия. - М.: Научный мир, 2004.-2004.-С. 636-671.
  • 2. Москвин В.А. Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили эмоционального реагирования // Вопр. психологии. - 1988.- № 6. - С.116-120.
  • 3. Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М.: Наука, 1976.- 336 с.
  • 4. Чермит К.Д. Симметрия - асимметрия в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1992. - 255 с.

Сведения об авторе

Никишкин В.В., старший преподаватель

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), Москва, Россия.

Новокпюнов Д.В.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >