Индикаторы физической подготовленности и функциональные резервы систем организма студентов

Аннотация. С использованием методов инструментального контроля проведено тестирование физической подготовленности, оценка физических качеств и функциональных возможностей нервно-мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма 2380 студентов. У разных возрастных групп в наиболее популярных психофизических тестах выявлены диапазоны фактических показателей организма и статистически обоснованные нормативы, которые рассматриваются в качестве значимых индикаторов физической подготовленности и резервов здоровья человека.

Ключевые слова: индикаторы физической подготовленности; функциональные резервы систем организма; физическая работоспособность.

Физическое воспитание (ФВ) подрастающего поколения является приоритетной задачей государства и проводится в школах и вузах в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. В конце каждого учебного цикла учащиеся и студенты аттестуются по образовательной дисциплине «Физическая культура». Важную роль в ФВ и оценке физической подготовленности учащихся выполняют различные тестовые комплексы. Обоснованию комплекса физических тестов и возрастных нормативных показателей посвящено значительное количество научных публикаций [1, 2, 3]. В то же время анализ практического опыта показывает, что серьезной проблемой остается стандартизация условий тестирования и мотивация обучающихся на качественное выполнение контрольных заданий. Для оценки физической подготовленности и функциональных возможностей организма человека часто используются идентичные показатели [4]. Известно, что функциональная недостаточность и некоторые болезни ССС, органов дыхания, костно-связочного аппарата, эндокринной и иммунной систем поражают организм молодых людей уже в студенческом возрасте [5].

В Указе Президента Российской Федерации № 172 от 24 марта 2015 года «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» сформулирована следующая цель: «создание эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения». Столь масштабная государственная цель ориентирована на длительный период времени и потребует скоординированной работы систем образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, а также многих общественных организаций и средств массовой информации.

Целью настоящей работы - обоснование комплекса психофизических тестов для одновременной оценки физической подготовленности, функциональных возможностей систем организма и резервов здоровья человека. В основу разработанной концепции положен когнитивный подход, когда сам студент становится главным действующим лицом в процессе измерения и оценки резервов своего здоровья, возможностей организма и физической работоспособности. Предполагалось, что использование медикофизиологической терминологии для характеристики тестовых показателей и состояния организма повысит мотивацию и интерес студентов к получаемым результатам и личной физической культуре.

Методика и организация исследований.

Исследование проводилось преподавателями кафедры физической подготовки и культуры здоровья и сотрудниками медицинского центра Международного университета в Москве. Для оценки физического развития и подготовленности студентов контролировались линейные размеры тела и использовались тесты, широко известные в практике физической культуры и спорта. Оценивались функциональные возможности крупных групп скелетной мускулатуры и гибкость позвоночника. Тесты Руфье и отжимания двумя руками из положения лежа на ковре за 30 сек выполнялись под контролем автоматического регистратора амплитуды движений, когда объективно учитывались только правильно выполненные движения. Оценка физической работоспособности студентов по показателям PWC17o и метаболическому эквиваленту-METs выполнялась с помощью степ-тестового комплекса «Спутник здоровья», который состоит из шести пластиковых платформ разной высоты (5, 10, 15, 20, 30, 40 см), аудиовизуального ритмолидера и пульсометра [6]. Физиологические реакции организма исследовалась автоматическим метаболографом (MedGraphics-V02000) с программным обеспечением «Breeze». В непрерывном режиме измерялись: частота пульса, объем легочного дыхания, потребление кислорода, выделение углекислого газа, дыхательный коэффициент, расход энергии, уровень метаболизма, а на финише теста на каждой платформе контролировалось артериальное давление крови.

В комплексном обследовании приняли участие 2380 студентов МГУ, МГМУ им. И.М. Сеченова, МТУ СИ и МУМ в возрасте 17-25 лет. Обследования проводились в 2014-2015 гг. в рамках учебных занятий по физической культуре. В исследовании также использованы некоторые данные мониторинга физического развития и подготовленности студентов ряда университетов Москвы за период 2010-1015 гг.

Материалы и обсуждение

В статье приводятся лишь некоторые результаты исследования, чтобы соответствовать требованиям подачи материала. Мышцы ног, состояние сухожильно-связочного аппарата и адаптивность сердечно-сосудистой системы к нагрузке контролировались в тесте Руфье с 30-ю глубокими приседаниями за 45 сек. Этот тест для многих студентов представляет физическую нагрузку субмаксимальной мощности и является достаточно серьезным испытанием. При тестировании студентов по первым трем приседаниям автоматически определялась индивидуальная биомеханическая модель (амплитуда) движений и в тесте учитывались только те приседания, амплитуда и темп которых не отклонялись от индивидуальной модели более чем на 10%.

В таблице 1 показаны группы студентов, выполнивших определенное число полноамплитудных приседаний в ритме один раз за 1,5 сек.

Таблица 1.

Количество качественных приседаний в тесте Руфье

Кол-во и процент случаев

Кол-во качественных приседаний в стандартном темпе (кол-во раз)

менее 10

10-14

15-18

19-23

24-29

30

М(п-1360)

27

95

231

204

286

517

% от группы

2

7

17

15

21

38

Ж (п-1020)

31

82

204

194

184

326

% от группы

3

8

20

19

18

32

Как видно из таблицы около 30% студентов успешно справились с данным тестом, в то время как 24% мужчин и 31% женщин успешно выполнили не более 18-и полноамплитудных приседаний в заданном темпе.

Физическая работоспособность студентов и физиологические возможности организма оценивались в степ-тестовой нагрузке. Шестиминутный степ-тест с подъемом по 3 мин на 2 платформы разной высоты в темпе 30 раз за минуту является информативным и позволяет оценить физическую работоспособность и функциональные резервы ССС и дыхательного аппарата студентов. Подъем для женщин на платформы 25-30 см и для мужчин на 30-40 см представляет аэробную нагрузку большой относительной мощности (по В.С. Фарфелю) и сопровождается адаптационными реакциями организма на уровне 80-90% от максимально возможных индивидуальных величин.

Как видно из таблицы 2, степ-тест на платформах 25-40 см у практически здоровых студентов сопровождается вполне адекватными реакциями организма: ЧСС 160-180 уд/мин; АД крови 160-170 мм рт. ст.; легочной вентиляцией 50-65 л у женщин и 70-90 л у мужчин, что обеспечивает высо кий уровень метаболизма в 9-13 METs, производство и расход энергии по 9-14 ккал/мин. Такой уровень метаболизма обеспечивается позитивной работой сердца, когда его насосная производительность повышается в 2,5-3,5 раза по сравнению с показателями относительного покоя.

Таблица 2.

Метаболические показатели при выполнении степ-теста.

Возраст, лет

Высота платформы, см

Мощность, Вт

ЧСС, уд/мин

с

вентиляция легких, л/мин

Потребление 02, л/мин

Метаболический эквивалент нагрузки МЕТ

Расход энергии, ккал/мин

АД после нагрузки мм рт. ст.

мужчины

17-25

ч—Н

ЧО

о

41 си СМ

Tf

40 СМ o' -Н 40^

о 44

40

оо

о"

?

оо

оо

м-

—t

о СМ

оС иэ 04

41

ин СМ" 41 см О

СП сч

о 41 О см"

  • 40 о" -н
  • 04

оо о" -Н 40^ оС

о

00

СМ

4о" -н СМ

оо 41 СП ?ст

04 см" 41 оо 40

1Г)

СМ' о" 41

см"

с/4

  • 04
  • 04

о" 41

СМ оо

со 40

О

мэ

41 со

04 41

V4

<м 4?

см СП о" -н 4О~ см"

о" 41 оо о"

40 о" 41 см^ см"

СП оо

  • 40
  • 40 fH

о

ос" 41 см ОО

СМ

41 04 40 т—Н

41 оо

2,9±0,45

40 о" 41 4О~ см"

о" 41

ел"

  • 40 ОО
  • 04
  • 40

женщины

о

СП

оо -Н чо СП

±

СП СП

ЧО

о"

СЧ

о -н

in

in o' -н

in

о

ш 1—1

оо

СП -н 40 «п

§ ш

еч -Н Ch СП

«п

о" +1

? СЧ

in

Ch

ЧО

Ch ш

17-25

о г 1

°о ЧО*" +1

СП 7 оо

т—Н

СП

СП -н

•п сч

о -н

О

Hjl

о +1

00

сч in

—-

1П еч

Ш

04

о

±

ЧО

i

еч

СП -н X

«п СЧ о 4d

ЧО о" -Н ЧО

00

ЧО о"

СП 00

сч оо Э; in ч-Н

о СП

1П чо" -Н

о -Н

ЧО

in

СП

in

2,1 ±0,31

о -Н оо

<34

04 о" -н 40^ Ch

ЧО 00

ЧО

Выводы. Совместная работа преподавателей и врачей при тестировании физической подготовленности и резервов здоровья студентов существенно повышает мотивацию и ответственность всех участников этого процесса. Концентрация внимания студентов на функциональных возможностях и ограничениях по системам организма значительно изменяет их отношение к учебной дисциплине физическая культура и позитивно влияет на перестройку образа жизни.

Исследования, проведенные с объективным инструментальным контролем, позволили уточнить некоторые показатели организма и функциональные возможности нервно-мышечной, сердечно-сосудистой систем организма студентов 17-25 лет. Статистическая обработка данных тестирования позволила обосновать нормативно-оценочные таблицы по некоторым показателям организма для разных возрастных групп и рассматривать их в качестве индикаторов физической подготовленности и резервов здоровья студентов.

Список используемой литературы

  • 1. ЛубышеваЛ.Т. Социология физической культуры и спорта: Учеб. Пособие. -2-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2001. -241 с.
  • 2. Виленский М.Я. Физическая культура. М.: КноРус, 2013. 424 с.
  • 3. Солодков А.С., Сологуб Е.Б.Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. М.: Олимпия Press, 2005. 527 с.
  • 4. Орлов В.А, Стрижакова О.В., Фетисов О.Б. Под редакцией академика РАН Григорьева А. И. Физическая культура как образовательная и оздоровительная дисциплина. Учебное пособие. - Воронеж.: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2017. - 340 с.
  • 5. Баевский Р.М. Физиологическая норма и концепция здоровья. //Рос. физи-ол. журн. 2003. Т.89. №4. С.473 - 489.
  • 6. Патент на промышленный образец «Комплекс для проведения функционально-нагрузочных тестов» № 87996 Россия, МКПО 21-02; 24-99 2012503548; за-явл. 12.10.2012; опубл. 16.02.2014.

Информация об авторах:

Орлов В.А., д.б.н. профессор, зав. лабораторией «Резервы здоровья человека» ГНЦ РФ ИМБП РАН, г. Москва, РФ;

Стрижакова О.В., кандидат педагогических наук, зав. кафедрой «Физической подготовки и культуры здоровья»

АНОВО Международный университет в Москве, г. Москва, РФ;

Фетисовст О.Б. н.с. лаборатории «Резервы здоровья человека»

ГНЦ РФ ИМБП РАН, г. Москва, РФ.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >