Плавательный бассейн НИУ МГСУ - новый путь к развитию студенческго спорта и здоровому образу жизни

Аннотация. В статье представлен общий обзор перспектив развития водных видов в НИУ МГСУ в связи со скорым открытием нового плавательного бассейна на территории кампуса. Приведены результаты проведенного среди студентов вуза опроса по поводу их отношения к новому бассейну и планируемых занятий в нем.

Ключевые слова: бассейн НИУ МГСУ, плавание, аквааэробика, социологический опрос.

2 мая 2016 года на территории кампуса НИУ МГСУ прошла торжественная церемония закладки капсулы с посланием потомкам в основание нового объекта - 25-метрового плавательного бассейна. К гостям церемонии и многочисленным студентам, пришедшим поддержать руководство в его стремлении к повышению качества студенческой жизни, обратился ректор НИУ МГСУ Андрей Волков: «Мы - строительный университет, мы должны строить, несмотря на экономические трудности. Мы еще и самый спортивный университет Москвы, мы должны создавать своим студентам наиболее благоприятные условия для занятий спортом». Проект осуществляется в рамках программы партии "Единая Россия" 500 бассейнов при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Правительства Москвы.

Для вуза новый плавательный бассейн, несомненно, важный шаг, который расширит границы в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, позволит привлечь массовость среди студенческой молодежи по водным видам спорта, повысит качество тренировочного процесса для достижения высоких результатов на спартакиадах, универсиадах среди студентов.

Бассейн НИУ МГСУ - один из самых новых и современных объектов строительства вуза, который украсит территорию кампуса НИУ МГСУ, он будет активно использоваться будущими строителями, преподавателями, сотрудниками и социальной частью района, а также в нем смогут проходить реабилитацию инвалиды и паралимпийцы по социальным программам вуза.

В современном образовательном пространстве одной из основных задач университета является сохранение и укрепление здоровья студентов, а именно: комплексное воздействие на опорно-двигательную, нервную, кар-диореспираторную, эндокринную, иммунную и прочие системы молодого организма.

Соответствующий уровень специальной физической подготовленности студентов по таким водным направлениям, как плавание, водное поло, подводное плавание и другие виды, приобретенный в новом плавательном комплексе, позволит с наименьшей потерей времени и сил освоить популярные виды спорта: подводное ориентирование, дайвинг, виндсерфинг, бодисерфинг, водные лыжи, водно-моторный и т.д. на спортивно-оздоровительной базе НИУ МГСУ - «Золотые пески», располагающейся на Южном берегу Азовского побережья.

У студентов появится возможность разнообразить свой досуг и занятия по физической культуре новыми видами аквааэробики, которые популярны в настоящее время: адиа-8у1ш(занятия среднего уровня подготовки с плавательными элементами), aqua-light(rpeHHpOBKa для любого уровня подготовки с использованием базовых элементов аква аэробики), aquabeginners (для начинающих), aqua-circui (круговые тренировки), noodles-beginners (специальная программа, развивающая координацию движений в воде), noodles mix и aqua-noodles (комбинированные занятия с использованием специальной гибкой палки), aqua-resist (программа с использованием сопротивления специального оборудования: ласт, "водных" гантелей, пластмассовых накладок на руки), aqua-strength (силовая тренировка), aqua-sretch (программа на гибкость), aqua-advanced (сложно-координационные комбинации), aqua-power (силовые упражнения), aqua-interval (тренировки сердечно-сосудистой системы при высоких нагрузках), aqua-cycle (упраж нения, имитирующие технику езды на велосипеде), aqua-team (упражнения в паре) , aqua-fight (упражнения с элементами бокса и карате), aquaflat ( занятия на плоту).

Очень важна подборка музыкального сопровождения для подобных занятий, она задает ритм тренировке, поднимает настроение.

Во время занятий, изменяя степень интенсивности нагрузки от низкой до высокой в зависимости от подготовки, самочувствия, возраста и т.д., развиваются не только все функциональные системы, но и физические качества.

Для увеличения сопротивления с водой используют различный инвентарь: специальные ласты, весла, резиновые амортизаторы и др., применяются различные виды тренажеров в воде: беговая дорожка, велотренажер, аква-батуты, аква-степ, aqua pole.

Особенно хотелось бы выделить - Aquaflat - занятия на надувном плоту, возможность сочетания в тренировках стихии воды и воздуха, что придает больший интерес для молодежи. Процесс схож с такими популярными видами спорта как: серфинг, вейкборд, вейксерфинг и т.д. Спецификой тренировок является то, что спортсмен выполняет различные движения на надувном плоту, который находится на поверхности воды. Для этого он должен обладать набором физических и функциональных качеств: баланс, силовая выносливость, координация и ловкость, подвижность и мобильность - являются основными качествами, развиваемыми на тренировках. При соответствующей тренировке у занимающегося развиваются основные мышцы «core» (биомеханическая зона центра тяжести), двигательная программа которых обеспечивает соответствующую стабилизацию мышечного корсета и устойчивое положение спины, координацию движений.

Занятия в воде должен проводить высококвалифицированный тренер, инструктор, поэтому преподавателям кафедры ФВиС НИУ МГСУ, которые будут работать в плавательном бассейне, необходимо повышение квалификации или руководству кафедры вести подбор кадров с опытом работы.

Преимуществами аквааэробики являются:

  • • упражнения безопасны (исключен травматизм);
  • • за счет плотности воды увеличивается сопротивление, а это в свою очередь благоприятно и равномерно содействует укреплению всех групп мышц;
  • • уменьшение веса тренирующегося в воде, дает возможность выполнить качественный объем движений, что улучшает мобильность в суставах. Это актуально для людей с лишним весом и преклонного возраста;
  • • расход калорий при занятиях аквааэробикой требует больших затрат энергии, чем на суше;
  • • при систематических занятиях в воде улучшаются показатели респираторной системы, например, увеличивается объем легких;
  • • вода массирует кожу во время выполнения упражнений, улучшая обменные процессы в ней и делая ее более упругой, эластичной;
  • • аквааэробика формирует хорошую осанку. Если добавить к стандартному комплексу специальные упражнения, можно исправить ряд ее нарушений.

На занятиях в воде нагрузка на организм, в том числе на суставы, более щадящая, нежели чем на занятиях обычной аэробикой на суше, суставы не травмируются, а наоборот, увеличивают их функциональные возможности, предотвращая преждевременное снижение их гибкости. В то же время вероятность получить травму в разы меньше, чем на воздухе. Поэтому занятие аквааэробикой рекомендуется для людей всех возрастных категорий.

Вода обладает тонизирующим эффектом на нервную систему, благодаря чему аквааэробика приносит ощущение бодрости, снимает стресс, повышает энергичность, работоспособность и настроение, улучшает сон и оказывает закаливающее действие.

Даже люди, не умеющие плавать, могут заниматься аквааэробикой, так как в большинстве случаев занятия проводятся на глубине по грудь или при помощи удерживающего на воде инвентаря.

Для того чтобы выявить мнение студенческой молодежи НИУ МГСУ о необходимости бассейна, нами был проведен социальный опрос, в котором приняло участие более 400 студентов всех методических отделений разных курсов и институтов университета.

По собранным данным из участвующих в опросе 55% процентов -мужчины, а 45% - девушки.

Нами были заданы следующие вопросы:

«Умеете ли вы плавать?»

90% опрошенных дали положительный ответ, и только 10% сказали, что не умеют плавать.

«Хотели бы Вы посещать различные занятия в бассейне НИУ МГСУ?»

25% из опрошенных хотели бы посещать отделение бассейна в качестве обязательных занятий по физкультуре, 36% готовы посещать бассейн в качестве дополнительных занятий, 30% обучающихся не привлекает плавание и 5% затрудняются ответить на данный вопрос.

«Посещаете ли вы бассейн?»

20% дали положительный ответ, 80% -отрицательный.

«Сколько стилей плавания вы знаете?»

Ответы распределились следующим образом: большинство опрошенных - 35% знают три основных стиля плавания: брасс, кроль и баттерфляй, 26% опрошенных знают 4 вида и 19% знают больше 4 видов плавания.

«А каким стилем плавания Вы умеете плавать?»

34% респондентов ответили, что «брассом», 27% сказали, что плавают «кролем», практически одинаковое количество процентов набрали варианты ответа «баттерфляй» - 8% и «по-лягушачьи»- 6% .14% опрошенных затрудняются дать ответ на поставленный вопрос.

«Знаете ли вы каких-нибудь знаменитых пловцов?»,

К сожалению, только 35%респондентов знают выдающихся спортсменов в этом виде спорта, остальные - 65% дали отрицательный ответ.

«Что бы вы могли предложить для нового бассейна НИУ МГСУ?»

73% не ответили на данный вопрос, остальные голоса в основном распределились по следующим вариантам ответа: «Бесплатное посещение», «Наличие бани/сауны» и «Наличие фена для сушки волос»

«Назовите причины, по которым Вы будете посещать бассейн?»

36% опрошенных будут посещать бассейн из-за близкого и удобного места расположения, 19% из-за любви к плаванию, к сожалению, почти 25% респондентов затрудняются ответить.

«В будущем, отдали бы вы своего ребенка в плавание?»

54% связали бы жизнь своего ребенка с плаванием, но около 40% затрудняются в ответе.

«Будете ли вы рады открытию бассейна в НИУ МГСУ?»

Практически все студенты единогласно дали положительный ответ.

На основании полученных ответов можно сделать предварительные выводы, такие как:

Во-первых, основная часть студентов не посещают плавательные бассейны, возможно, в силу отсутствия свободного времени, неудобного места расположения, а также финансовой возможности оплачивать занятия, что в свою очередь не позволяет обучающимся осознать, что плавание имеет огромное значение для сохранения здоровья, но в тоже время студенты НИУ МГСУ будут рады открытию бассейна.

Во-вторых, большинство опрошенных не знают виды плавания, но, несмотря на это, около 90% студентов умеют держаться на воде, что, несомненно, привлечет их интерес к посещению нового бассейна нашего университета.

В-третьих, у студентов вуза появиться возможность посещать бассейн во время занятий, а также в свободное от учебы время, подавляющее число анкетированных отметили, что будут заинтересованы в приобщении будущего поколения к данному виду спорта, внедрение такого уникального комплекса как бассейн необходим для формирования здоровья российского студенчества.

В заключение всего вышесказанного и, исходя из результатов опроса, определено, что строительство бассейна является важным шагом к пропаганде здорового образа жизни и актуализации водных видов спорта среди студентов НИУ МГСУ.

Список используемой литературы

  • 1. Бумарскова Н.Н. , Рудюк Л.В. Плавательный бассейн НИУ МГСУ - перспективы для студенческого спорта и пропаганда здорового образа жизни. Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: XIII Междунар. науч, конф.: сб.статей, Белгород, 25-26 апр. 2017 г.: в 2ч./ Белгор. гос. технол. ун-т. Белгород. Изд-во БГТУ, 2017ю - 4.2. - 227с.
  • 2. Ивченко Е.В. , Козлов А.В., Литвинов А.А.Теория и методика обучения базовым видам спорта, Плавание, 2014.
  • 3. Кристин А. Спорт, фитнес, Зарубежная прикладная и научно-популярная литература, Язык Русский, Переведено с Английского.
  • 4. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: В 2 т. T.I. Теория и методика. -М.: Федерация аэробики России, 2002. - 232с.
  • 5. Максимова Т. Методики проведения, построения, изменения программ, уроков, упражнений и основных элементов аква-фитнеса. Aquatic Exercise Assotiation, 2017.
  • 6. Черненко А.Учебное пособие Aqvaflat. FitPRO, 2016.

Сведения об авторе:

Рудюк Л.В., старший преподаватель

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), Москва, Россия.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >