Дистанционное обучение по дисциплине «Физическая культура» в художественных и технических вузах России

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ

И ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ РОССИИ

Аннотация. Традиционные формы получения образования и модели обучения не удовлетворяют потребностям современной педагогической практики, объективно требующей от учебного процесса интенсивности и серьезной ориентации на развитие творческих способностей студентов. Проблемы, касающиеся обучения студентов по дисциплине «Физическая культура», разработаны недостаточно, без должного учета специфики художественных и технических вузов, конкретизации общих педагогических установок, учитывающих эту специфику.

Ключевые слова: физическая культура, дистанционное обучение, нефизкультурные вузы, мотивация студентов, теоретические знания.

Актуальность нашего исследования определяется:

  • 1. Подготовкой профессионально грамотных кадров, обладающих необходимым и достаточным уровнем здоровья и физического развития. Значимую роль в решении этих задач, в сохранении здоровья и физического развития студентов должны играть кафедры физической культуры или физического воспитания.
  • 2. Необходимостью совершенствования формирования физической культуры студенческой молодежи. Для этого необходим соответствующий уровень знаний у студентов. Так как программа обучения по «физической культуре» не предусматривает достаточного количества академических занятий, то эту задачу следует решать в процессе самостоятельной работы с использованием дистанционного обучения для более эффективного усвоения теоретических знаний студентами, конкретные программы которого требует учета специфики каждого вуза.

Совершенствование учебной деятельности на основе внедрения дистанционного обучения широко применяются в педагогике, однако эти исследования проводились преимущественно для повышения профильной профессиональной подготовки студентов. В них практически не находят отражения специфика повышения качества формирования знаний и мотивации в физкультурно-спортивной сфере, а также специфика овладения студентами теоретических знаний по курсу «физическая культура» в вузах нефизкультурного профиля.

Нами предполагалась, что использование средств дистанционного обучения (учебно-методические пособия, электронные учебники, информационные материалы для мультимедиа, компьютерные тесты-опросники и т.д.) направленные на освоение знаний по физической культуре и их совершенствование, будут способствовать повышению качества этих знаний у студентов и их положительные мотивации к занятиям различными видами двигательной активности.

Нами были поставлены следующие задачи:

  • 1. Изучить состояние учебной деятельности по дисциплине «Физическая культура» студентов I-Пкурсов МГХПА им. С.Г. Строганова и «СТАНКИНА», и в дальнейшем возможности включения в нее дистанционного обучения.
  • 2. Выявить качество и уровень знаний студентов дневной формы обучения по дисциплине «Физическая культура».
  • 3. По возможности начать проектировать технологию дистанционного обучения в процессе изучения теоретического раздела программы.
  • 4. Обосновать и в перспективе экспериментально проверить эффективность разрабатываемого технологического обеспечения ДО в процессе самостоятельной работы по изучению основ теоретического раздела программы по дисциплине «Физическая культура».

Нами было проведено анкетирование по выявлению уровня знаний студентов в области физкультуры и спорта. В исследовании принимали участие студенты в возрасте 17-25 лет, обучающиеся на первых и вторых курсах дневного отделения. Проведенный вначале опрос студентов показал недостаточные знания по таким разделам физкультурно-спортивной работы, как комплекс утренней гигиенической гимнастики, общие основы осуществления контроля за физической нагрузкой занимающихся, разработка для себя оптимального двигательного режима, рекомендации средств, предупреждающих травматизм при занятиях физической культурой, организация и проведение судейства соревнований по видам спорта.

По результатам опроса студенты были разделены на группы: контрольные и экспериментальные, примерно равные по возрастно - половым показателям и уровню знаний по теоретическим вопросам физической культуры.

Материалы начального анкетирования обработаны с помощью статистических методов. В контрольных группах мы проводим занятия по программе без дополнительных заданий, выполняемых самостоятельно, а в экспериментальных для усвоения теоретического курса «Физическая культура» по программам дистанционного обучения.

Затем проводятся рубежные и контрольные тестирования студентов, задания для самостоятельной работы и практику - для фиксации прироста знаний в результате изучения дисциплине «Физическая культура», итоги которых будут сопоставлены с данными , полученными в результате с первичным анкетированием. В дальнейшем необходимо будет определить степень эффективности использованной методики и влияния ее на совершенствование учебного процесса студентов по дисциплине «Физическая культура».

В Федеральной доктрине образования РФ подчеркивается, что первоочередными мерами для реализации концепции развития физической культуры и спорта является создание постоянно действующей информационно-пропагандисткой и просветительно - образовательной системы, направленной на вовлечение в активные занятия физической культурой и спортом на всех этапах жизнедеятельности человека.

Анкетирование студентов показало, что основным источником информации по физической культуре является не специальные издания, а СМИ - газеты, журналы, радио, телевидение (54.2%) в этой связи не удивительно, что только 9,3 % респондентов оценивают свои знания на «хорошо» и «отлично» по вопросам физической культуры, гигиеническим нормам и требованиям к режиму дня, питанию, и основам закаливания. Только 4,2 % дает отрицательные самооценки относительно влияния физических упражнений на организм занимающихся.

Средняя школа, особенно в регионах таких знаний практически не дает: лишь 16,7% опрошенных студентов первого года обучения отметили, что с ними в школе регулярно проводились специальные занятия по теории физической культуры и еще 31,3% респондентов указали, что такие занятия проводились иногда. Знаний, необходимых для понимания значимости двигательной деятельности в профилактике заболеваемости не получили более52%опрошенных.

Результаты опроса показали необходимость получения студентами дополнительных знаний о значении и возможностях физической культуры в деле развития личности и необходимости получения этих знаний вне сетки основных часов, то есть дистанционно.

Полученные знания позволят скорректировать теоретические знания с целью формирования положительной мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в вузах.

Можно утверждать, что знания, полученные студентами в процессе обязательного курса по физической культуре, недостаточно прочны, а главное, у студентов недостаточно прочна мотивация к регулярным занятиям физическими упражнениями, основанная на осознанном отношении к физической культуре.

Материалы, полученные в результате анкетирования, показывают, что превалирование мотива дружеской солидарности («завоевать уважение» -16%, пришел на занятия за «компанию» - 2.4%, «осознанное желание» -21% и др.) подтверждает тот факт, что студенты не в полной мере понимают значение физической культуры и спорта в своем личном развитии и не могут определить вид двигательной активности, где бы их потенциал был бы реализован.

Внедрение в практику образовательного процесса высшей школы новых форм и методов обучения возможно лишь при широком использовании технических средств обучения. Наиболее эффективными средствами, способствующими повышению заинтересованности в учебном процессе для современной молодежи, являются компьютерные технологии, способствующие выработке умения к поисковой деятельности и повышению интеллектуальных возможностей студентов.

Нами разработана схема, позволяющая в будущем проектировать элементы дистанционного обучения в процессе самостоятельной работы студентов по предмету «Физическая культура», (рис. 1)

Широкие возможности представления учебного материала позволят в дистанционном обучении с максимальной эффективностью организовать обучение по теоретическому разделу дисциплины «Физическая культура «при правильном распределении содержания учебного материала в учебных пособиях. При выборе способа контроля мы считаем наиболее технологичным и объективным использование различных тестов.

Предварительный анализ показал значительно возросшую заинтересованность студентов художественных и технических вузов как в теоретических, так и в практических занятиях по дисциплине.

Таким образом, важным и необходимым в профессиональном формировании специалистов различного профиля является развитие творческих способностей именно в студенческие годы. Изучение теоретического раздела дисциплины учебного плана «Физическая культура» на основе принципов дистанционного обучения позволит, по нашему мнению, существенно повысить познавательный интерес студентов, проявить большую активность в процессе учебной деятельности, повысить качество освоения студентами теоретического раздела учебной программы, дополнительного обучения, а самое главное - позволит сформировать более прочные и устойчивые знания.

(рис. 1)

Информация об авторах:

Самусенков О.И., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физического воспитания

МГХПА им. С.Г. Строганова, г. Москва;

Дугина Ю.А., преподаватель кафедры физического воспитания

МГХПА им. С.Г. Строганова, г. Москва;

Галустян Р.Б., студентка 3 курса

МГХПА им. С.Г. Строганова, г. Москва;

Фунина М.А. студентка 3 курса МГТУ СТАНКИН, г. Москва, Россия.

Самусенков О.И., Самусепков В.О., Вострикова А.А., Дугина Ю.А., Архангельская А.Н., Чаучидзе Т.А.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >