Оценка физической работоспособности студентов-спортсменов

Аннотация. Возрастающие объёмы учебно-тренировочных нагрузок требуют учёта функционального состояния занимающегося. Динамическое наблюдение за функциональным состоянием обеспечивает высочайшую работоспособность на длительное время и возможность достигать высоких спортивных результатов. Физическая работоспособность определяется по биохимической сущности возможностями организма - аэробной и анаэробной производительностью.

Ключевые слова: врачебный контроль, функциональное состояние, физическая работоспособность, мышечная деятельность.

С учётом установки Правительства РФ на дальнейшее развитие в стране студенческого спорта, подготовки студентов-спортсменов ставит и задачи организованной системы врачебного контроля. Возрастающие объёмы учебнотренировочных нагрузок также требуют тщательного учёта функционального состояния организма спортсмена.

Спортивные результаты растут в основном из-за совершенствования тренировочного процесса, корректным управлением физическим состоянием спортсменов-студентов на основании предполагаемой структуры соревновательной деятельности и планируемого результата. Это может реализоваться при условии объективной оценки функционального состояния занимающегося.

Динамическое наблюдение врачами за функциональным состоянием студента-спортсмена позволит обеспечивать физическую работоспособность на длительное время, повысить эффективность учебно-тренировочного процесса, достигнуть высоких спортивных результатов.

По мнению большинства авторов, физическая работоспособность - интегральный показатель функционального состояния организма, зависит от морфологического и функционального состояния организма, систем жизнеобеспечения, в основном от состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Физическую работоспособность связывают и с определённым объёмом мышечной работы, который может быть выполнен без снижения заданного уровня функционирования организма. Работоспособность характеризуется целым рядом факторов, такими как антропометрические показатели (сила и выносливость мышц); нейромышечная координация (ловкость); мощность, ёмкость и эффективность механизмов энергопродукции аэробным и анаэробным путём; состоянием опорно-двигательной системы. Уровень развития отдельных компонентов физической работоспособности у разных студентов-спортсменов различен.

Физическая работоспособность определяется двумя различными по своей биохимической сущности возможностями организма - его аэробной и анаэробной производительностью.

Мышечная деятельность требует энергозатрат, величина которых определяется мощностью выполняемой нагрузки. Количество аденозинтрифосфата в мышцах невелико и его достаточно для обеспечения высокоинтенсивной работы в течении 1-2 сек. Для продолжения работы необходим ресиитезаденозинтрифосфата, который производится за счёт энергодающих реакций различных типов.

Ресиитезаденозинтрифосфата обеспечивается как в анаэробных, так и в аэробных реакциях с привлечением в качестве энергетических источников запасов креатинфосфата и аденозиндифосфата, содержащихся в мышечных тканях и богатых энергией субстратов. Все химические реакции, приводящие к обеспечению мышц энергией, протекают в трех энергетических системах: а) анаэробной алактат-ной; б) анаэробной лактатной (гликолитической); в) аэробной. Образование энергии в первых двух системах происходит в процессе химических реакций, не требующих наличия кислорода.

Запасы АТФ истощаются через 2-3 сек. работы с максимальной мощностью. Креатинфосфат полностью расходуется через 3-5 сек. максимальной работы, запасы гликогена и глюкозы истощаются через 20-40 минут субмаксимальной работы. Запасы жира неисчерпаемы.

Интегральным показателем аэробной производительности является максимальное потребление кислорода - МПК, величина которого зависит от функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Анаэробная работоспособность определяется мощностью внутриклеточных анаэробных ферментативных систем, общими запасами в мышцах веществ, идущих на ресинтез АТФ, и измеряется уровнем лактата, величиной кислородного долга и показателями ПАНО. В зависимости от интенсивности и продолжительности физической нагрузки вклад в энергообеспечение аэробных и анаэробных механизмов энергопродукции может существенно отличаться. Концентрация лактата в крови -важный показатель интенсивности нагрузки. После больших физических нагрузок этот показатель повышается, что может существенно ухудшить функциональное состояние и координацию спортсмена. Регулярно высокие показатели лактата ухудшают аэробные возможности студента-спортсмена.

У хорошо подготовленных тренирующихся на выносливость при медленной скорости бега (передвижения на лыжах, велосипеде, плавании и т.д.), показатели лактата очень низкие и ие превышают аэробного порога (около 2 ммоль/л). При такой интенсивности нагрузки энергообеспечение полностью происходит аэробным путем. При повышении скорости бега к энергообеспечению нагрузки подключается анаэробная система, и в мышцах начинает вырабатываться молочная кислота. Если скорость невысокая, молочной кислоты вырабатывается мало, и основная её часть организмом нейтрализуется. В организме сохраняется равновесие между выработкой и элиминацией (удалением) молочной кислоты. Лактат в таком случае находится в пределах 2-4 ммоль/л. Такой диапазон интенсивности называется аэробноанаэробной транзитной зоной.

Например, при беге на 100,200 и 400 метров, а также во время любой другой интенсивной работы, длящейся 2-3 мин., энергообеспечение нагрузки осуществляется в основном анаэробным путем. Уже в беге на 800 метров вклад аэробного и анаэробного энергообеспечения примерно одинаков.

В начале любого упражнения, независимо от интенсивности нагрузки, энергообеспечение происходит только анаэробным путем. Для того, чтобы аэробная система полностью включилась в работу, необходимая энергия поставляется за счет анаэробного лактатного механизма энергообеспечения. Лактатная система поставляет энергию и при кратковременном увеличении интенсивности во время обычной аэробной нагрузки при рывках, попытке отрыва от преследователей, преодолении подъёмов. Лактатная система участвует в энергообеспечении финишного броска после продолжительной нагрузки (на финише велогонки или марафона).

Высокие показатели лактата являются свидетельством несостоятельности аэробной системы и означают, что в энергообеспечение нагрузки подключилась лактатная система, побочным продуктом которой является молочная кислота.

Максимальная концентрация лактата может достигать значений, в 20 раз превышающих таковые во время покоя.

Способность мышц к выполнению механических усилий может быть оценена с помощью измерения количества кислорода, поглощённого или в процессе работы; величина же поглощения или потребления кислорода (ПО2), в свою очередь, определяется состоянием ССС и зависит от мощности выполняемой мышцами нагрузки.

Эта зависимость носит линейный характер: с увеличением нагрузки уровень поглощения организмом кислорода возрастает пропорционально ей, пока, наконец, по достижении определенной мощности нагрузки, не станет постоянной.

Список используемой литературы

  • 1. Исследование и оценка функционального состояния спортсменов: учебное пособие для студентов медицинских вузов/ С.Д. Руненко, Е.А. Таламбум, Е.Е. Ачкасов. М.: Профиль, 2010, 72с.
  • 2. Епифанов В.А. Спортивная медицина. Учебник М.: Советский спорт, 2006,408с.
  • 3. Михайлов С.С. Спортивная биохимия. М.: Советский спорт, 2006, 256с.
  • 4. Янсен Петер «ЧСС, лактат и тренировки на выносливость»: Пер. с англ. Мурманск: издательство «Тулома», 2006, 160с.

Информация об авторах:

Самусепков О.И, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физического воспитания

МГХПА им. С.Г. Строганова, г. Москва;

Самусенков В.О, кандидат медецинских наук, доцент

ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), г. Москва;

Вострикова А.А., старший преподаватель кафедры физического воспитания;

Дугина Ю.А., преподаватель кафедры физического воспитания

МГХПА им. С.Г. Строганова, г. Москва;

Архангельская А.Н., преподаватель кафедры адаптивной физической культуры и спортивной медицины МГАФК, п. Малаховка;

Чаучидзе Т.А., старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта МГТУ СТАНКИН, г. Москва, Россия.

Сафонова О.А., Рогожников М.А., Караван А.В.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >