Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций у учащихся отделения баскетбола НИУ МГСУ

Аннотация. В данной работе изучено поведение студентов во фруст-рирующих ситуациях, произведена психоэмоциональная оценка личности.

Ключевые слова: фрустрация, тест Розенцвейга, экстрапунитивные, интропунитивные, импунитивные реакции, психоэмоциональное, физическое и психическое состояние студентов, защитные механизмы.

Человек всегда сталкивается с психоэмоциональным напряжением: фрустрация, конфликты, тревоги, переживания, стресс, угроза и т.д. Прямым следствием возрастания напряжения, возникающего из этих источников, является то, что личность вынуждена овладевать новыми способами редукции напряжения. Защитные механизмы помогают преодолеть конфликты, фрустрацию, тревогу. Обычная реакция индивида на внешние уг розы боли и разрушения, с которыми он не готов справиться,- страх. Угрожающий нам человек обычно страшен. Эго, подавленное чрезмерной стимуляцией, неподвластной контролю, наполняется тревогой. Функции тревоги - предостеречь человека о надвигающейся опасности; это сигнал для Эго о том, что, хотя приняты соответствующие меры, опасность может возрасти, и Эго может потерпеть поражение. Тревога представляет собой состояние напряжения. Обычно, когда у нас возникает тревога, через некоторое время начинают действовать защитные механизмы, пытающие снизить тревогу или вовсе убрать ее. Другое состояние, в котором активизируются механизмы интрапсихической защиты, является фрустрация.

Фрустрация - это психологическое состояние человека в случае возникновения на его пути к достижению целей препятствий, воспринимаемых им как непреодолимые [1,5].

Обращаясь к этимологии этого термина, то frustrationo3Ha4aeT расстройство (планов), уничтожение (замыслов), т.е. указывает на какую-то в известном смысле слова травмирующую ситуацию, при которой терпится неудача.

Для диагностики фрустрационных реакций используется тест «Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций». Данная методика впервые была описана в 1944 году С.Розенцвейгом под названием «Методика рисуночной фрустрации». Стимулирующая ситуация этого метода заключается в схематическом контурном рисунке, на котором изображены два человека или более, занятые еще не законченным разговором. Изображенные персонажи могут отличаться по полу, возрасту и прочим характеристикам. Общим же для всех рисунков являются нахождение персонажа во фрустрирующей ситуации.

Ситуации, представленные в тесте, можно разделить на две основные группы.

  • 1. Ситуации «препятствия». В этих случаях какое-либо препятствие обескураживает, сбивает с толку словом или еще каким-то способом.
  • 2. Ситуация «обвинения». Субъект при этом служит объектом обвинения.

Выделяют 3 направления реакции.

  • 1. Экстрапунитивные - внешнеобвиняющие, реакция направлена на живое или неживое окружение в форме подчеркивания степени фрустрирующей ситуации, в форме осуждения внешней причины фрустрации, или вменяется в обязанность другому лицу разрешить данную ситуация, или враждебное порицание.
  • 2. Интропунитивные - самообвиняющие, реакция направлена субъектом на самого себя; испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя, принимает вину и ответственность на себя.

3. Импунитивные - «уклоняющаяся», фрустрирущая ситуация рассматривается как малозначащая, как отсутствие чьей-то вины или как нечто такое, что может быть исправлено само собой, стоит только подождать и подумать [2].

Реакции различаются также с точки зрения их типов:

  • 1. Тип реакции «с фиксацией на препятствие». В ответе испытуемого препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески подчеркивается или интерпретируется как не имеющее серьезного значение.
  • 2. Тип реакции «с фиксацией на себе». Главную роль в ответе испытуемого играет защита себя, своего «Я», и субъект или порицает кого-то, или признает свою вину, или же отмечает, что ответственность за фрустрацию никому не может быть предписана.
  • 3. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности». Ответ направлен на разрешение проблемы; реакция принимает форму требования помощи от других лиц для решения ситуации; субъект сам берется за решения ситуации или же считает, что время и ход событий приведут к ее исправлению [3].

Фрустрация различается не только по своему психологическому содержанию или направленности, но и по длительности. Характеризующие формы психического состояния могут быть краткими вспышками агрессии или депрессии, а могут быть продолжительными настроениями.

Фрустрация как психическое состояние может быть:

  • 1) типичной для характера человека;
  • 2) нетипичной, но выражающей начало возникновения новых черт характера;
  • 3) эпизодической, преходящей (например, агрессия типична для человека несдержанного, грубого, а депрессия - для человека неуверенного в себе).

Фрустрационная толерантность, или устойчивость к фрустрирующим ситуациям, одно из важных понятий, которое выделял Розенцвейг, определяющая способностью индивида переносить фрустрацию без утраты своей психобиологической адаптации, не прибегая к формам неадекватных ответов.

Цель работы: изучить поведения студентов 1 курса отделения баскетбола НИУ МГСУ во фрустрирующих ситуациях.

Материалы работы и методы работы: в исследование вошло 48 студентов 1 курса НИУ МГСУ: 25 человек 1 курс университета ИСА и 23 человека 1 курса ИИЭСМ. Для диагностики взят тест «Экспериментальнопсихологическая методика изучения фрустрационных реакций», рисуночный тест Розенцвейга. Материал теста состоит из 24 рисунков, представляющих каждого из персонажей во фрустрационной ситуации, слева на каждом рисунке был представлен персонаж во время произнесения слов, описывающих фрустрации другого индивида или его собственные. Персонаж справа имел над собой пустой квадрат, в который каждый из студентов должен был вписать свой ответ, своими словами.

Оценка теста позволяла свести каждый ответ к некоторому числу символов, которые соответствовал теоретической концепции Розенцвейга. Каждый ответ оценивался с двух точек зрения.

На выраженную им направленность реакции:

  • - экстрапунитивный (Е),
  • - интрапунитивный (I),
  • - импунитивный (М).

Тип реакции:

  • - препятственно-доминантный (О-D) (в ответе подчеркивается препятствие, вызвавшее фрустрацию субъекта в форме комментария о его жестокости, в форме, представляющей его как благоприятное или же незначительное);
  • - эго-защитный (Е-D) («Я» субъекта играет наибольшую роль в ответе, и субъект или порицает кого-нибудь, или же согласен отвечать, или отрицает ответственность вообще);
  • - необходимостно-упорствующий (N-P) (ответ направлен на разрешение фрустрирующей ситуации, и реакция принимает форму требования помощи каких-либо других лиц для разрешения ситуации, форму принятия на себя обязанности сделать необходимые исправления или же в расчете на время, что нормальный ход вещей принесет с собой исправления) [2,4].

Из комбинации этих 6 категорий получают 9 возможных счетных факторов оценки. Каждый ответ может быть оценен одним, двумя, реже тремя счетными факторами. Для обозначения экстрапунитивной, интропунитив-ной или импунитивной направленности в общем, без учета типа реакций, используется буква Е, 1 или М соответственно. Для указания на препятственно-доминантный тип после заглавных букв направления пишется знак «прим» - Е, I, М. Эго-защитные типы экстрапунитивности, интропунитив-ности и импунитивности обозначаются прописными буквами Е, I, М. По-требностно-настойчивый тип выражается строчными буквами е, i, m. Каждый фактор записывается в соответствующей колонке напротив номера ответа, а его счетное значение в этом случае (двух зафиксированных показателей на одном ответе) соответствует уже не одному целому баллу, как при единичном показателе ответа, а 0,5 балла. Более подробное разбиение ответа на 3,4 и т. д. показателей возможно, но не рекомендуется. Во всех случаях общая сумма всех счетных факторов при полностью заполненном протоколе составляет 24 балла - по одному баллу на каждый пункт [1,5, 6].

Все ответы, полученные у испытуемых студентов, были закодированы в виде счетных факторов, записывают на протокольном бланке в соответствующих типу колонках, напротив пунктов подсчета.

Таблица № 1

Счетные факторы классификации ответов в тесте Розеицвейга

Типы реакций

Направленность реакций

О-D препятственно-Доминантный

E-D эго-защитный

N-P потребностно-неустойчивый

Е - экстрапуни-тивная

Е - определенно выделяет

ся,подчеркиваетсяналичи е фрустрирующего обстоятельства, препятствия.

Е - обвинение.

Враждебность ит.п. проявляетсяв отно-шениивнешнего окружения (иногда сарказм): «Это Вы виноваты в том, что произошло», «не повторяйте этого больше».

Е - субъект активно отрицает свою

вину, проявляя

враждебность к

обвинителю.

Е - содержится требование к

другому кон

кретному лицу исправить фру-стрирующую ситуацию: «Вы должны решить этот вопрос,

помочь мне».

I - интропуни-тивная

I - фрустрирующая ситуация истолковывается как благоприятная или как заслуженное наказание, или же подчеркивается смущенность беспокойством других.

I - обвинение, осуждение объект предъявляет самому себе: «Я виноват в том, что случилось».

I - субъект признает свою вину, но отрицает ответственность, ссылаясь на смягчающие обстоятельства.

i - субъект, признавая свою

ответственность, берется самостоятельно исправить положение, компенсировать потери другому лицу.

М - импунитив-ная

М - отрицает значимость или неблагоприятность препятствия, обстоя

тельств фрустрации.

М - осуждение кого-либо явно избегается, объективный виновник фрустрации оправдывается субъектом.

m - субъект надеется на благополучное разрешение проблем со временем, характерны уступчивость и конформность.

Для обработки теста использовались стандартные значения ответов для подсчета показателя GCR в тесте Розеицвейга в модификации Н. В. Тарабриной. В дальнейшем проведено определение профилей и статистический подсчет профилей. Вычислены средние статистические значения для данного теста. Определены тенденции. Полученные значения сведены в группы.

При интерпретации результатов, мы ссылались на общеизвестные литературные и общепринятые психологами данные:

  • 1) Выявленная высокая экстрапуиитивиость в тесте часто связана с неадекватной повышенной требовательностью учащегося к окружению и недостаточной самокритичностью. Возрастание экстрапунитивности характерно для испытуемых, перенесших социальные или физические стрес-сорные воздействия.
  • 2) Повышенный показатель интропунитивности, чаще всего, указывает на чрезмерную самокритичность или неуверенность у студента, а так же показывает сниженный или нестабильный уровень общего самоуважения.
  • 3) Доминирование реакций импунитивного направления означает стремление студента уладить конфликт или замять неловкую ситуацию.

Наше исследование еще раз показало, что каждому человеку свойственен свой тип и направление реакции. Но при анализе тенденций у обследуемых студентов во время тестирования заметны изменения поведения, переходящие от одного типа или направления к другому. Это могло показать, что разные фрустрации вызывали разное отношение, это зависело от проделанной работы, физического и психологического состояния, настроения и т.д. С помощью изменения тенденции и количественным подсчетом, мы определили в опытах наиболее характерные для испытуемых типы и направления реакций, так как часто мы встречаем не один, четко выраженный тип, а несколько.

Обработка теста показала, что можно выделить 5 основных групп, по характеру ответов студентов, для которых характерны определенные тенденции

1 Группа включала 12 студентов - 25 % от общего числа исследуемых.

Анализ тенденции: мы видели изменения поведения в ходе тестирования. Сначала мы отмечали преобладание импунитивной реакции на фруст-рирующие ситуации. В какой-то момент мы заметили резкое изменение с выраженным экстрапунитивным ответом. К концу у обследуемых студентов опять возвращалась тенденция к ответам с импунитивной реакцией.

Данным обследуемым студентам свойственны больше экстрапунитив-ные реакции и импунитивные реакции. В данной группе студентам свойственны типы реакции с «фиксацией на препятствие» и «с фиксацией на удовлетворение потребности».

Во 2 группу вошло 8 студентов - 16,7 % от общего числа исследуемых.

Анализ тенденции: у данных студентов отмечались наиболее стабильные, практически незаметные изменение тенденции.

Исследуемым студентам в данной группе свойственны импунитивные реакции, а также свойственно во фрустрирующих ситуациях винить себя (Интропунитивные реакции). Типы реакций: «фиксацией на препятствие» и «с фиксацией на самозащите».

В 3 группу определено 9 студентов - 18,75 % от общего числа испытуемых.

Анализ тенденции: у данной группы студентов отмечено скачкообразное изменение с экстрапунитивной реакции на импунитивную и наоборот.

Общее: испытуемым студентам свойствены экстрапунитивная и им пун и-тивная направленность реакций. Наиболее выражены типы реакции в данной группе «с фиксацией на самозащите» и «с фиксацией на удовлетворение потребностей».

В 4 группу вошло 10 студентов - 20,8 % от общего числа испытуемых.

Анализ тенденции: у студентов в данной группе мы отмечали скачкообразное изменение с экстрапунитивной реакции на импунитивную и наоборот.

Общее: в данной группе преобладали экстрапунитивная и импунитивная направленность реакций. Тип реакции: «фиксацией на препятствие» и «с фиксацией на самозащите».

В 5 группу вошло 9 студентов - 18,75% от общего числа испытуемых.

Анализ тенденции: у данных студентов шла резкая смена направлений реакции от интропунтивного, импунтивного к экстрапунтивному.

Общее: в данной группе испытуемых сбалансированы направления реакций, нельзя четко выделить что-то одно. Тип реакции - «с фиксацией на самозащите».

Вывод. Исследование еще раз показало и доказало нам индивидуальность каждого студента, хотя в тесте можно было проследить общие ответы для учащихся, также общим можно было назвать изменение тенденции направленности, изменяющейся в ходе тестирования. Мы не могли четко выделить тип и направленность реакции в целом, так как это зависело от индивидуальных качеств человека, а также от настроения и других фрустрирующих ситуаций до или во время тестирования, помимо теста. В целом, можно сказать, что не встречался студент, у которого из 24 вопросов не проявилась, хотя бы раз, та или иная тенденция и направленность. Но я хочу подчеркнуть, что выводы делались субъективно, бралось наибольшее процентно-количественное соотношение проявленных позиций, это наиболее четко могло показать поведение человека во фрустрирующей ситуации. Группы определялись по количеству схожих ответов, баллов согласно критериям таблицы и уровню направленности.

Одна из основных задач кафедры физического воспитания снизить и адаптировать студентов к психоэмоцинальной нагрузке. Занятие физической культурой, направленное на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, способствует положительному изменению свойств личности, а также снижает психоэмоциональное напряжение, психологический дискомфорт, фрустрацию.

В целом на экстрапунитивных и интрапунитивных людей благоприятно влияют малые и средние физические нагрузки с применением кругового и равномерного методов тренировки. Упражнения, связанные с ловкостью и выносливостью, способствуют снижению агрессивности, а упражнение, направленные на гибкость и силу, снижают уровень тревожности у студентов.

Спортивные игры, в данном случае баскетбол, способствует развитию у студентов социальной и психологической адаптации, коммуникабельности, повышает уверенность в себе и своих силах, учит работать в команде, а так же приносит чувство радости и азарта, формирует гармонично развитую личность.

Список используемой литературы

  • 1. Гаврилова Т.П., Фетисова Ц.В. Экспериментальное исследование отношения младших школьников к взрослым и сверстникам как объектам общения // Психолого-педагогические проблемы общения. М., 1979.
  • 2. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. №6.
  • 3. Тарабрина П.В. Методика изучения фрустрационных реакций (Picture-FrustrationStudy, S. Rosenzweig) // Иностранная психология. 1994. Т. 4. № 2.
  • 4. Тарабрина П.В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций: Методические рекомендации. Л., 1984.
  • 5. Чернобровкин С.В., Купченко В.Е Учебно-методическое пособие Фруста-ция понятие и диагностика // ОмГУ Омск.: 2004.
  • 6. Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. Прага.: 1978.

Информация об авторе:

Скрипниченко Е.В., мастер спорта по легкой атлетике, преподаватель кафедры ФКиС

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет», г. Москва.

Смурыгина Л.В.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >