Педагогические и оздоровительные факторы физческого совершенствования студентов

Аннотация. В настоящее время возникла необходимость поиска возможностей для удовлетворения потребностей различных по возрасту и степени подготовленности групп студенческой молодежи, что обуславливает разработку различных видов, форм и методов физической культуры, а также их координацию с другими формами индивидуальных и групповых занятий физическими упражнениями с целью физического совершенствования молодежи. Проведенный анализ физического воспитания студенческой молодежи показал возрастающую роль оздоровительной направленности процесса физического воспитания студенческой молодежи, однако, не всегда используемого с наибольшей результативностью.

Ключевые слова: двигательная активность студентов, физические нагрузки, оздоровительные занятия, самостоятельные занятия, физическое воспитание студентов, физическое совершенствование, дифференцированный подход, индивидуальный подход.

Выявлены основные педагогические и оздоровительные факторы физического совершенствования студентов, включающие использование на занятиях физической культурой и спортом индивидуального и дифференцированного подхода к построению учебного и тренировочного процесса, а также различных форм самостоятельных занятий, предполагающих учет характерных для различных групп студентов индивидуальных особенностей.

В процессе исследований выявлено, что для физического совершенствования студентов необходимо использование на начальном этапе средств физической культуры оздоровительной направленности, как на учебных, так и на самостоятельных занятиях. При этом благоприятное влияние оказывают на рост и развитие организма студентов, только оптимальные индивидуальные и дифференцированные физические нагрузки.

В настоящее время идеал всестороннего гармоничного развития человека приобретает забытые черты в связи с массовым воплощением его в жизни на современном этапе развития нового общества, когда появились новые возможности воспитания совершенного человека, гармонически сочетающего в себе духовность, моральную чистоту, психическое и физическое совершенство на основе здоровья.

Здоровье играет определяющую роль в жизни человека, особенно в молодом возрасте. Его уровень в значительной степени обуславливает возможность профессионального совершенствования и творческого роста.

Физическое воспитание должно давать оздоровительный эффект и этим отличаться от других сторон воспитания. В связи с этим оздоровительная система должна быть направлена на сохранение и улучшение физического состояния студентов и обучения их формам, средствам и методам оздоровительной физической культуры, формированию навыков здорового образа жизни.

Совершенствование процесса физического воспитания студентов предполагает дальнейшее повышение роли оздоровительных занятий в формировании личности будущего специалиста, его адаптационных возможностей к учебной и трудовой деятельности. В то же время отмечается, уменьшение интереса учащихся к своему физическому совершенствованию, снижению уровня их здоровья и разносторонней физической подготовленности.

В связи с этим возникла необходимость поиска возможностей для удовлетворения потребностей различных по возрасту и степени подготовленности групп студенческой молодежи, что обуславливает разработку различных видов, форм и методов физической культуры, а также их координацию с другими формами индивидуальных и групповых занятий физическими упражнениями с целью физического совершенствования молодежи.

Важность такого рода исследований усиливается недостаточностью научно-практических разработок, инновационных технологий касающихся использования различных форм занятий оздоровительной физической культурой и содержания педагогического контроля и самоконтроля студентов на учебных и самостоятельных занятиях, критериев сформированного навыка «здорового образа жизни».

Здоровье играет определяющую роль в жизни человека, особенно в молодом возрасте. Его уровень в значительной степени обуславливает возможность профессионального совершенствования и творческого роста. Образ жизни является базисом здоровья. Поэтому необходимо разработать программу оздоровления в процессе физического воспитания и обучения здоровому образу жизни для широких слоев студенческой молодежи.

Общеизвестно, что один из фундаментальных принципов физического воспитания является принцип оздоровительной направленности. Основной его смысл заключается в достижении возможно большего оздоровительного эффекта от занятий физической культурой. Несмотря на кажущуюся простоту принципа в практической деятельности по его осуществлению встречаются определенные трудности.

Анализ сложившейся ситуации в сфере здоровья молодежи свидетельствует о том, что эта проблема находится в критическом положении и без существенного изменения в стратегии в плане оздоровления учащейся молодежи невозможно решить задачу физического воспитания и физического совершенствования. Необходим такой подход к системе подготовки специалистов, который был бы направлен, на воспитание здоровых и подготовленных кадров в процессе академических и самостоятельных занятий по физическому воспитанию.

Цель исследования - экспериментально обосновать педагогические и оздоровительные факторы физического совершенствования студентов на основе использования индивидуального и дифференцированного подхода на учебных и самостоятельных занятиях физическому воспитанию на учебных и самостоятельных занятиях студентов.

Задачи исследования:

  • 1. Обосновать педагогические и оздоровительные факторы физического совершенствования студентов, а также формы и содержание учебных и самостоятельных занятий оздоровительной направленности по физическому воспитанию студентов с учетом уровня физической подготовленности и функциональных возможностей.
  • 2. Определить методику использования индивидуального и дифференцированного подхода по физическому воспитанию студентов с учетом различного уровня физической подготовленности и функциональных возможностей.
  • 3. Разработать комплекс мер педагогического контроля при выполнении студентами различных форм учебных и самостоятельных занятий.

Организация исследований. Экспериментальные исследования проводились поэтапно. Изучались исходные данные физической подготовленности, функционального состояния и физического развития студентов филиала МГУ им М.В. Ломоносова в г.Ташкенте (2014-2016 г.г.). Также на этом этапе разрабатывался комплекс мер педагогического контроля за самостоятельными занятиями и новая форма дневника самоконтроля. Определялось содержание индивидуальных комплексов упражнений и самостоятельных занятий оздоровительным бегом.

Проведение эксперимента сводилось к обучению студентов к самостоятельным занятиям оздоровительным бегом с целью их оздоровления и подтверждения во время педагогического контроля на учебных занятиях. В учебном году на факультетах психологии и прикладной математики у студентов по физическому воспитанию по утвержденной программе предусматривалось выполнение 210 учебных часов в году. Выполнение студентами на 1 и 2 курсах по физическому воспитанию на учебных и самостоятельных занятий привело в конце 2 курса обучения в вузе к выполнению 2 и 3 взрослого разряда в беговых видах легкой атлетики.

Это связано с тем, что планирование программ по физическому воспитанию включает материал, раскрывающий лишь задачи, согласно которым следует обучать двигательным действиям и развивать физические качества. Поэтому содержание обучения и методические подходы слабо отражают принцип оздоровительной направленности и тем самым ограничивают возможности использования средств оздоровительной физической культуры в процессе физического воспитания и самостоятельных занятий учащейся молодежи.

Важными педагогическими факторами физического совершенствования студентов являются: методология программирования занятий оздоровительной направленности, профилактика заболеваний и укрепление здоровья занимающихся, педагогический контроль занятий оздоровительной физической культурой, формирование у занимающихся потребности в самостоятельных и систематических занятиях различными видами физической культуры.

Методология программирования занятий оздоровительной направленности предполагает определение должных требований, предъявляемых к физическим возможностям занимающихся и гарантирующих стабильное здоровье и высокую устойчивость организма к неблагоприятным факторам воздействия на организм, выявление нормативов двигательной активности с учетом требований выбранной профессии в соответствии с полом, возрастом, уровнем здоровья, физическим состоянием и применение адекватной системы контроля физических возможностей и эффективности занятий.

Выводы:

В оздоровительной физической культуре со студентами очень важен педагогический контроль за выполнением рекомендуемого объема движений, как на учебных, так и на самостоятельных занятиях. В свою очередь он предполагает предварительный, текущий, этапный, оперативный и итоговый контроль. Такой комплексный подход к проблемам оздоровительной физической культуры и в целом к педагогике здоровья учащейся молодежи может быть эффективным в плане коренного улучшения здоровья молодежи.

Работа по оздоровлению молодежи должна быть направлена на коренное изменение отношения молодых людей к своему здоровью, а формирование потребности в оптимальной двигательной активности и организации здорового досуга. Переориентация физического воспитания для удовлетворения потребностей личности должна идти по пути индивидуализации методов и средств оздоровительной физической культуры исходя из состояния здоровья и интересов личности.

Список используемой литературы

1. Абдуллаев М.Ж., Смурыгина Л.В. Организация физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в общеобразовательной школе. Учебное пособие. Республика Узбекистан Министерство высшего и среднего специального образования, Бухарский государственный университет. Издательство «Дурдо-на», 2015,- 132 с.

  • 2. Сальников В.А. Индивидуальные различия как основа оптимизации спортивной деятельности. Теория и практика физ. культуры. М, 2003, №7, с.2-9.
  • 3. Смурыгина Л.В. Содержание и методика самостоятельных занятий по физическому воспитанию со студентами специального учебного отделения. Дис. канд. пед. наук, Ташкент, УзГИФК, 1994. -24 с.
  • 4. Смурыгина Л.В., Ганибаев И.Д. Определение уровня физической подготовленности студентов-легкоатлетов. Учебно-методическое пособие - Т.: 2012, - 155 с.
  • 5. Смурыгина Л.В. Проведение научных исследований в легкой атлетике. Учебнометодическое пособие - Т.: 2013, - 126 с.

Сведения об авторе:

Смурыгина Л.В., доцент, кандидат педагогических наук Узбекский государственный институт физической культуры, Узбекистан, Ташкент.

Тверитнев К.А., Петров С.В.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >