Мотивация студентов к занятиям физической культурой

«Оставленные без контроля, проблемы со здоровьем и формы поведения, появляющиеся в подростковом возрасте, такие как употребление табака и алкоголя, модели питания и физической активности, излишний вес и ожирение, оказывают серьезное воздействие на здоровье и развитие подростков и имеют потенциально разрушительные последствия для их здоровья в зрелом возрасте».

(Джейн Фергьюсон (Jane Ferguson), научный сотрудник Департамента ВОЗ по здоровью матерей, новорожденных, детей и подростков.)

Авторская программа по мотивации студентов 1го курса «Подготовительная группа» разработана в соответствии с нормативными документами:

  • 1. «Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015-2030 гг.» (Материал опубликован на сайте Минздрава 19 декабря 2014).
  • 2. «Концепция развития студенческого спорта в Санкт-Петербурге на период до 2020 года» разработана на основе «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года N 1101 -р.

В соответствии с нормативными документами профилактика неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни основаны на изменении отношения человека к собственному здоровью и значительному повышению собственной ответственности за его сохранение и поддержание активного долголетия.

Предусматривается разработка мер по повышению двигательной активности, которая представляет собой важнейшее условие поддержания здоровья граждан, включая:

  • • пропаганду и стимулирование активного образа жизни, образование населения в вопросах физической культуры;
  • • восстановление производственной гимнастики с разработкой конкретных рекомендаций по ее содержанию и формам осуществления с учетом условий труда;
  • • развитие лечебной физкультуры и физической культуры, направленной на поддержание здоровья с опорой на имеющиеся в этой области разработки российских ученых и мировой опыт.
  • • Реализация эффективной государственной политики по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации предпола гает широкое межведомственное взаимодействие под координацией Минздрава России и включает:
  • • просвещение и информирование населения, в том числе детей и молодежи:
  • • о правилах здорового образа жизни,
  • • о последствиях употребления табака и злоупотребления алкоголем,
  • • включая разработку, осуществление и развитие информационных коммуникативных компаний и медиапроектов.

Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года определена в соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта на период до 2020 года» (далее - Стратегия), к 2020 году увеличение доли студентов в образовательных организациях высшего образования, систематически занимающихся физической культурой и спортом должно составлять до 80 %.

По данным федерального статистического наблюдения на 1 января 2013 года №1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте» в Санкт-Петербурге численность студентов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, систематически занимающихся спортом, составляла 34% от общей численности студентов, обучающихся по очной форме. Одна из причин низкой активности студентов, занимающихся физической культурой, заключается в том, что в действующем государственном образовательном стандарте по физической культуре имеется несоответствие физическим возможностям, индивидуальным особенностям и потребностям студенческой молодежи; отсутствует целенаправленная пропаганда физической культуры и спорта.

На основе «Стратегии» разработана «Концепция развития студенческого спорта в Санкт-Петербурге», в которой определяются цель, задачи и основные направления реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта на период до 2020 года.

В рамках ст.27 редакции №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 25.11.2013, вступившего в силу с 01.01.2014, образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры и могут иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся.

Цель авторской программы: Мотивация студентов к занятиям физической культурой».

Задачи программы:

1. Снизить количество студентов, отнесенных к специальной группе к концу первого курса до 10%, к концу третьего курса - до 5%.

  • 2. Увеличить численность студентов, занимающихся физической культурой и спортом концу первого курса до 60% и до 80% концу третьего курса.
  • 3. Создать возможность наиболее талантливым студентам - спортсменам реализовывать себя в спортивной деятельности.

Студенты по состоянию здоровья и уровню физического развития распределяются по медицинским группам:

  • -основную (нормативы в полном объеме),
  • -подготовительную (снижены нормативы и требования)
  • -специальную (освобождены от сдачи нормативов).

Занятия проводятся согласно расписанию. Кроме того, для студентов подготовительных групп, для повышения уровня физической подготовленности, были организованы дополнительные занятия. Посещение дополнительных занятий на добровольной основе, по желанию студентов.

Но как показывает опыт, студенты подготовительных групп не мотивированы на посещение дополнительных занятий.

Основная причина: низкая культура поведения в семье. Потребность в занятиях физической культурой не формируется ни в семье, ни в школе, ни в самой молодежной среде. Потребность в двигательной активности вытесняется гаджетами. Нет потребности - нет двигательных навыков - как следствие, стесняются, зажаты, формируется стереотип избегания занятий физической культурой.

Полагаем, что для повышения мотивации к посещению занятий по физической культуре необходимо создать положительный эмоциональный фон.

«Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых каждый студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает успешным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того как обучение закончится».

Успешным лучше всего человек чувствует себя в игре. Почему? «Игровая деятельность-это одно из самых удивительных и не понятых до конца явлений развитии живых существ» (А.Б. Ительсон).

Игра является средством, формой и методом воспитания.

Выдающийся ученый, П.Ф. Лесгафт сказал, что «игра - это главное жизненное упражнение».

Его последователь Ю.И. Портных отмечает, что «игровая деятельность по своей значимости не сопоставима ни с какой другой. Это генетически встроенный воспитательный институт, в котором студент приобретает знания и умения, навыки общения. Посредством игры осуществляется интеграция в социум и создается реальная основа для постоянного развития личности путем освоения высокой культуры досуговой деятельности современного человека».

В хронологическом порядке. Итак, сентябрь, студенты 1-го курса, первые занятия. Разный уровень физической подготовленности, часть студентов пришли из любопытства - в школе занятия по физической культуре по разным причинам не посещали. Поэтому на первых уроках для оценки функционального состояния используем простые тесты:

  • - проба Ромберга,
  • - проба Руфье,
  • - проводили оценку адаптационного потенциала,
  • - проба Генчи,
  • - проба Штанге.

Характеристика занятий. Часть первая - разминка. Простые упражнения, включая построение, шаг на месте и др. Под музыку.

Часть вторая. Игры и силовые упражнения.

Первокурсники в сентябре пока не знакомы друг с другом, поэтому первая игра «Представь имя» - необходимо представить свое имя невербально.

Цель игры: Развитие невербального метода коммуникации.

Вторая игра «Чудо стул» - две команды, играли, используя табурет, скакалку, шарф - задание превратить стул в любой предмет или существо

Цель игры: поощрение непринужденности, развитие способности по визуализации образа.

Третья игра «Анабиоз», стоят парами - один «замороженный», второй «реаниматолог», который должен рассмешить «замороженного» Цель игры: развитие творческого воображения.

Четвертая игра «А вы что тут делаете»?

Показываешь одно, а называешь другое. Например, студентка жестами показывает, как читает книгу, вторая студентка спрашивает «ты книгу читаешь»? «нет», отвечает первая «я плаваю!»

Цель игры: развить концентрацию внимания в условиях когнитивного диссонанса

Пятая игра «Деление по признакам» (видимым и невидимым).

Цель игры: соединение противоположных идей из разных областей, создание атмосферы доверительного сотрудничества!

Шестая игра «Дискуссия». Глухонемой, глухой паралитик, слепой и немой - все трое должны договориться между собой.

Цель игры: развитие творческого воображения, расширение группового репертуара способов взаимопонимания.

Примерно через месяц-полтора, вводятся командные подвижные игры, которые обеспечивают комплексное совершенствование двигательной активности. Студенты привыкают не только к выбору тактически оправданных индивидуальных действий, но и к согласованию действий внутри группы. Подчинение личных интересов интересам группы.

Первая игра «Чай - чай выручай»

Цель игры: сформировать чувство взаимовыручки.

Вторая игра «Пятнашки цепью»

Цель игры: развитие выносливости, согласованности действий.

Третья игра «Ловля парами»

Цель игры: ловкость, быстрота, согласованность действий.

Четвертая игра «Собаки и лисы». Мы несколько модифицировали игру, назвав лежащие на линии мячи курицами, т.е. в нашем варианте лисы похищают кур, а собаки их ловят.

Цель игры: развитие быстроты бега на короткие дистанции, развитие быстроты реакции.

Пятая игра, согласно методическим указаниям Н.В. Лутковой и Л.Н. Мининой называется «Наседка и цыплята», но студентам в наседку играть не понравилось, поэтому поменяли название-«3ащитник». Первым становится юноша, за ним в произвольном порядке девушки и юноши, и первый защищает от мяча их всех с большим воодушевлением.

Цель игры: развитие быстроты и быстроты реакции.

Шестая игра «Третий лишний с сопротивлением», используем для отдыха, например, после игр «Пятнашки цепью», «Ловля парами». У нас она называется «Обнимашки», эта игра очень популярна среди студентов, зачастую сопровождается криками «а, у меня нет друзей!». Очень весело играют.

Цель игры: совершенствование техники захвата, развитие силы.

В зависимости от количества студентов на занятии, их настроения и самочувствия между играми 2-го блока проводятся силовые упражнения.

Заключительная игра «Путаница».

Цель игры: развитие пространственного мышления.

Часть третья. Заключительная часть - заминка. Проводили классические упражнения на растяжку, 1 -2 дыхательных упражнения.

Затем измеряли частоту сердечных сокращений (пульс), опрос самочувствия. Студенты посещают дополнительные занятия с удовольствием, отмечают улучшение самочувствия и настроения.

Буду рада, если этот опыт окажется полезным в вашей работе, коллеги! Благодарю Вас за внимание!

Информация об авторах:

Темникова Л.В., к.в.н., тренер-преподаватель кафедры физического воспитания СПбГАВМ.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >