Роль спортивных и подвижных игр в профессиональной подготовке студентов строительного факультета

РОЛЬ СПОРТИВНЫХ И ПОДВИЖНЫХ ИГР ВПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА

Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема эффективности обучения физической культуре в стенах университета. Авторами проведен социологический опрос и проанализировано мнение студентов строительного факультета, в результате чего была выявлена и обоснована необходимость внедрения в процесс обучения спортивных и подвижных игр. Детально рассмотрено положительное влияние игровой деятельности на профессиональную подготовку студентов-строителей.

Ключевые слова: подвижные игры, спортивные игры, студенты, физическая культура, профессиональная подготовка, базовые адаптивные установки.

В высших учебных заведениях во все времена уделялось много внимания физической подготовке учащихся. В силу возраста студентов интерес к физической культуре достаточно высок, но социологические опросы показывают, что занятия физической подготовкой в стенах вуза не эффективны в силу устаревших подходов. Единственным стимулом для большинства студентов является необходимость получения зачета, а такая мотивация не дает нужного КПД. Таким образом, поиск способов заинтересовать учащихся и подготовить их к успешной профессиональной деятельности с помощью академических занятий по физической культуре является актуальным [1-4].

Опрос студентов свидетельствует о том, что наибольший интерес учащиеся проявляют к играм: спортивным и подвижным. Студентов в игровой деятельности привлекает большое разнообразие и быстрая смена двигательных действий. Спортивные и подвижные игры способствуют развитию физических и воспитанию психологических и моральноволевых качеств, а так же позволяют совершенствовать базовые адаптивные установки будущих специалистов, их профессионально важные умения и навыки.

Игровые виды спорта отличаются разнообразным двигательным содержанием. Спортивные и подвижные игры требуют от студентов не только умение быстро бегать, но и менять направление и скорость движения, мгновенно останавливаться, выполнять повороты, высоко или далеко прыгать, т.е. обладать силой, ловкостью и выносливостью. Игровая деятельность с присущим ей духом соперничества и эмоциональным напряжением, вызывают в организме занимающихся физиологические сдвиги, а первую очередь со стороны деятельности кардиореспираторной системы, качественные изменения происходят и в опорно-двигательном аппарате [1; 4].

Развитие базовых адаптивных установок, необходимых инженеру-строителю является важнейшим компонентом профессиональноприкладной физической подготовки будущих специалистов и определяет профессиональную направленность спортивных и командных подвижных игр [2; 3].

На основе изученной литературы нами были выявлены следующие профессионально важные качества и умения, развивающиеся у студентов во время игровой деятельности:

  • • умение быстро и самостоятельно принимать решения - инициативность;
  • • умение быстро и правильно акцентировать внимание по ходу игры на важные моменты, т.е. проявлять наблюдательность;
  • • умение быстро и правильно ориентироваться в сложной игровой обстановке, оценивать возможные действия и учитывать их последствия;
  • • умение разгадывать тактические замыслы противника;
  • • способность сохранять высокую работоспособность в различных стрессовых ситуациях;
  • • нормативность и дисциплинированность;
  • • креативность;
  • • вестибулярная устойчивость;
  • • коммуникабельность;
  • • решительность, готовность рисковать;

Таким образом, игры занимают немаловажную часть в профессиональной подготовке будущих строителей, людей, регулярно сталкивающимися с проблемами в силу своей профессии, которые без перечисленных навыков решить весьма проблематично.

Список используемой литературы

  • 1. Гарник, В. С., Лазарева Е. А. Занятия спортивными играми в подготовке инженера-строителя. Сборник материалов НПК МГСУ «Проблемы и перспективы развития физического воспитания студентов, вып. 4. - М.: Изд-во МГСУ, 2011.
  • 2. Токарева А. В. Педагогическая модель адаптации специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности в вузе//Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 9 (103). С. 174-178.
  • 3. Токарева А. В. Педагогическая технология формирования базовых адаптивных установок будущих специалистов в вузе (на примере подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях): автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08/Токарева А.В. - СПб, 2014. - 25 с.
  • 4. Царева, Л. В. Формирование профессиональной успешности студентов ДВГУПС средствами физической культуры в соответствии с новым образовательным стандартом: учеб. пособие/Л. В. Царева, А. В. Попова, О. С. Шнейдер. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2014. -72 с.

Информация об авторах:

Токарева А.В., доцент, кандидат педагогических наук

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург;

Гетьман В.Д., профессор, кандидат педагогических наук, профессор Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург;

Лабовкин Ф.П., студент строительного факультета, группа 4-С-1 Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >