Педагогические аспекты выполиеия технических элементов игры в бадминтон

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫПОЛНЕИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРЫ В БАДМИНТОН

Аннотация. В статье затрагиваются вопросы выполнения технических элементов бадминтона с позиций биомеханики. Использование в работе с юными спортсменами рефлексии, направленной на дифференциацию про-странствсино-времснных-силовых характеристик выполнения ударов из различных опорных и безопорных положений позволяет повысить не только уровень технической подготовленности бадминтонистов, но воспитывает психологическую устойчивость.

Ключевые слова: бадминтон, юные спортсмены, биомеханика, удар по волану, дифференциация, психологическая напряженность.

Современное развитие бадминтона предполагает дальнейшее совершенствование новых тактических средств ведения игры. При этом одной из главных задач бадминтониста при ведении поединка с соперником является повышение точности ударов в цель выполняемых из различных положений. Любое движение человека определяется пространственными, временными и силовыми характеристиками. По мнению ученых, совершенствование техники владения мячом в игровых видах спорта, во многом возможно при повышении чувства двигательных ощущений, воспитания тонких пространственных, силовых и временных дифференцировок, не является и исключением здесь бадминтон. Иными словами, у спортсменов игровых видов спорта необходимо формировать такие навыки и способности, которые при выполнении двигательных актов (технических приемов) в любой момент могут быть проанализированы самим спортсменом в процесс дифференциации и выполнены с оптимальным мышечным напряжением, с высокой точностью пространственных и временных характеристик движения. Мы считаем, что для решения проблемы повышения чувства двигательных ощущений, воспитания тонких пространственных, силовых и временных дифференцировок необходимо рассмотреть и выявить ключевые моменты выполнения технического приема в избранном виде спорта с биомеханической точки зрения. Знание основ биомеханики выполнения того или иного технического приема помогает более полно заимствовать весь арсенал умений и навыков «двигательного багажа» спортсмена. Технические навыки бадминтониста - удары по волану ракеткой - относятся к числу баллистических движений человека, и их правильное освоение, с технической точки зрения, составляет одну из главнейших педагогических задач как при первоначальном обучении игре, так и на этапе спортивного совершенствования. Знание существующих закономерностей способствует успешной технической подготовке игроков. Выполняя удары по волану, бадминтонист имеет дело с двумя явлениями. Во-первых, выполнив замах ракеткой, рука накапливает определенную кинетическую энергию и при соприкосновении с воланом ракетка придает ему ускорение и направление полета. Это физическая, точнее биомеханическая, сторона явления. Во-вторых, игрок «подходит» к месту выполнения технического элемента, следовательно, движения ног оказываются связанными с мышечной активностью игрока, которая зависит от деятельности центральной нервной системы, поскольку только последняя определяет самое важное - координацию движений в целом. Следовательно, в процессе тренировочного процесса, нужно не только рассматривать (тренировать) обе стороны вопроса раздельно, но и выявить те общие взаимосвязанные закономерности, которые наиболее важны для становления навыка удара по волану.

Рука бадминтониста с ракеткой (которой выполняются удары по волану) с биомеханической точки зрения можно представить в виде трехзвеииой кинематической цепи (плечо+предплечье+кисть), которая с замахом накапливает в движении определенную энергию, а затем передает ее через ракетку волану. Поскольку сочленения звеньев этой цепи имеют по нескольку степеней подвижности (устройство плечевого сустава позволяет плечу перемещаться по пяти не зависимым траекториям, предплечье - по четырем, и кисть также - по четырем), то ее конечное звено (ракетка, которая непосредственно соприкасается с воланом) имеет возможность двигаться нескольким траекториям, если считать туловище игрока неподвижным. Это и придает технике игры в бадминтон ту сложность, которая, с одной стороны, требует высокой координации движений, а с другой - создает большой арсенал приемов, так как, выполняя удар, бадминтонист может в различных комбинациях высвобождать минимально нужные степени подвижности сочленений и гасить остальные, излишние. Удар, как любое физическое явление, подчиняется всем законам механики. А они говорят следующее: чем больше будет масса и скорость ударяющего предмета, тем большую скорость приобретет волан. Но если скорость переме щения описываемой цепи определяется в основном быстротой сокращения основных мышц, то увеличить массу конечного звена в момент его соприкосновения с воланом можно только одним путем - превратить всю цепь из мягкой в жесткую. Однако, выполнение удара по волану жестким сочленени-ем/рычагом (плечо+предплечье+кисть) не всегда дает желаемый результат. При выполнении ударов по мячу в футболе превращение мягкой цепи в жесткий рычаг целесообразно и необходимо, дело в том, что удар производится по мячу, в камере которого поддерживается известное давление воздуха. Естественно, что стопа, входя в соприкосновение с мячом, вминает часть его и этим повышает давление в камере. Стремясь расшириться, мяч отскакивает в свободную сторону. В бадминтоне, как показывает практика, скорость полета волана определяется конечным, в момент соприкосновения с воланом, ускоряющим движением кисти в лучезапястном суставе. Если же производить удар по волану жестким сочленением всех суставов верхнего плечевого пояса (плечо+предплечье+кисть) происходит увеличение массы ударной поверхности, что негативно сказывается на самом ударе, который, как правило, получается не достаточно быстрый, сильный, точный.

В процессе обучения и совершенствования техническим приемам, связанных с ударными действиями по волану, стоит отдельное внимание обращать на постановку ног. Качество удара определяется точностью выполнения технического приема, когда волан оказывается в заданной точке, согласуясь с запрограммированными действиями. Так как только согласованность действий, положения корпуса (тела), относительно полета волана, и, конечно же, постановка опорной ноги-стопы (если бадминтонист правша, то это правая нога и, наоборот, если бадминтонист левша, то это левая нога) в проекции предполагаемого места опускания волана на площадку, влияют на повышение качества, точности выполнения удара по волану. То есть, только точная дифференциация пространственных, временных и силовых параметров двигательных действий бадминтониста делает возможным правильное выполнение ударов по волану.

При обучении и совершенствовании технических приемов в бадминтоне, на начальном этапе обучения, тренеры, заслуженно, большую часть времени учебно-тренировочного занятия отводят приемам - ударам выполняемых, когда игрок находится в опорном положении (обе ноги располагаются на площадке). Но в бадминтоне помимо «опорного» положения встречаются технические приемы, выполняемые в «одно опорном» (стоя на одной ноге) и «без-опорном» положении. Это, когда ударное действие происходит в воздухе, и тело не имеют под собой опоры. Во время тренировочного процесса ударам в «безопорном» положении, в таких группах, отводится небольшое количество времени, что является оправданным решением. Качественное обучение и совершенствование ударам в «безопорном» положении, возможно при хорошей двигательной координации, и поставленной техники ударов в облегченной обстановке.

Бадминтонист, выполняющий удар в «безопорном» положении, как мы уже отмечали, помимо поставленной техники ударов, должен обладать точными пространственными и временными ориентациями, для согласованности своих действий с летящим навстречу воланом. Для выявления у бадминтонистов, при ударах по волану в «безопорном» положении, степени точности пространственной дифференциации, были проведены исследования - влияние различных способов оценки выполнения упражнения. Оценка выполнения упражнения - при ударах по волану на точность использовалась срочная информация о пространственных, силовых и временных параметрах удара самим бадминтонистом. Данный педагогический эксперимент, направленный на дифференциацию пространственно-временных-силовых характеристик выполнения ударов из различных опорных и безопорных положений показал положительные результаты в воспитании психологической устойчивости бадминтонистов, а также способствовал повышению уровня развития двигательного анализатора. Бадминтонист, выполняющий технический прием, в момент удара по волану, комментировал траекторию полета, дальность, точность попадания. Принимающие участие в занятии бадминтонисты (в данном случае выступали в качестве наблюдателей) по характерным признакам удара (постановка опорной ноги, положение корпуса и т.п.) определяли - давали свою, параллельную, оценку выполнения технического приема. На первых этапах данного педагогического исследования наблюдалось некоторая психологическая напряженность в действиях бадминтониста выполняющего контрольные упражнения - показательное безразличие к полученному результату или наоборот замкнутость, поиск причин, которые способствовали неправильному выполнению заданию - проговаривает одно, а на деле - выполнение технического приема не соответствует сказанному. Мы это связываем с тем, что выполняющий задание бадминтонист, в мыслях уже до начала выполнения задания противопоставлял себя всему коллективу, искал оправдание несоответствия заявленных действий полученным в ходе эксперимента. Данное поведение участников исследования (психологическая напряженность) со временем исчезла.

Информация об авторах:

Шамонин А.В., тренер первой квалификационной категории по бадминтону, кандидат педагогических наук, доцент;

Леонтьев В.И., директор, «Заслуженный учитель Российской Федерации»;

Бердюгина Я.И., заместитель директора по спортивной работе МБУС СШ «Одинцово», г. Одинцово, МО, Россия.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >