Метод «экспрес-оценка определения уровня физической подготовленностиюных бадминтонистов 11-12 лет» как средство регулированияучебно-тренировочного процесса

МЕТОД «ЭКСПРЕС-ОЦЕНКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ БАДМИНТОНИСТОВ 11-12 ЛЕТ» КАК СРЕДСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. Достижение высоких спортивных результатов невозможно без кропотливой целенаправленной работы над ведущими психофизическими качествами. Спортсмены по-разному реагирует на одну и ту же функциональную нагрузку на тренировке. Знание объективной оценки уровня специальной подготовленности спортсмена позволяет оперативно регулировать учебно-тренировочный процесс, вносить в него коррективы в режиме реального времени с учетом функционального состояния спортсмена.

Ключевые слова: бадминтон, физическая подготовленность, юные спортсмены, учебно-тренировочный процесс, батарея тестов.

Начиная с рождения, и на протяжении всей жизни человек неразрывно связан с физической культурой, физической нагрузкой. Государство заинтересовано в здоровом подрастающем поколении, что находит свое отражение в учебных программах, как общеобразовательной школы, так и в документах спортивных секций по различным видам спорта. Формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха - является приоритетным направлением в работе современной общеобразовательной и спортивной школы. Решение данных целей возможно при выполнении следующих задач, а именно: укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры; формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни [2, 3].

Как показывает практика и материалы научных исследований, проблема мониторинга и управления качеством учебно-тренировочного процесса волнует тренерское сообщество на протяжении многих десятилетий. Данной проблеме посвящены научные исследования, не только отечественных ученых (Балябин В.К., Левушкин С.П., Смыковская Р.М, Сауров Н.А., Тиселько А.Д. и др.), но и зарубежных специалистов (BlumeD.-D., GurfinkelV.C., HirtzP.,SlobounovS.) [1, 5, 6, 9, 10, 11, 12].

На сегодняшний день одним из способов формирования первоначальных умений оценки уровня физической подготовленности, в практике спортивных школ по бадминтону, является использование таких тестов, как: бег на короткие дистанции, подтягивание на перекладине, прыжки в длину с места, бег на выносливостьи других контрольных испытаний. К сожалению, данные тесты позволяют тренеру и спортсмену самостоятельно определитьтолько отдельные стороны физической подготовленности - быстроту, выносливость и т.д. Однако, данные тестовые задания не отражают уровень функциональных возможностей организма. Так выполнение норматива по кроссовой подготовке не показывает нам объективный уровень развития кардио-респираторной системы организма, по данному нормативу мы можем только определить уровень выносливости ребенка. Одним из направлений в работе спортивных школ, по нашему мнению, должно стать повышение качества учебно-тренировочного процесса с использованием современных информационных и коммуникационных технологий направленных на организацию управления педагогическим процессом, реализацию идей развивающего обучения, интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества [2, 3]. И здесь на помощь тренеру должны прийти иные критерии, тесты, нормативы определения уровня качества образования, физической и функциональной подготовленности занимающихся физической культурой.

В процессе опроса тренеров различных спортивных дисциплин(п=27), выявлено, что более 90% респондентов, одной из главных проблем на начальном этапе обучения, считают проблему мотивации к занятиям и устойчивое формирование ценностей физической культуры на протяжении всей жизни человека, «возрождение» одного из дидактических принципов педагогики - «сознательности и активности». По данным Министерства здравоохранения РФ, в 14 лет две трети детей в России уже имеют хронические заболевания, у половины школьников отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, у 30% нарушения сердечнососудистой и дыхательной систем, до 40% призывников не в состоянии выполнить минимальные нормативы по физической подготовке военнослужащих. Это ставит перед обществом, общеобразовательными и спортивными школами и, в первую очередь, перед тренером проблемы, по поиску новых дидактических решений в проведении тренировочных занятий, при построении учебного процесса, направленных на воспитание здорового подрастающего поколения. Переход на новые общественные отношения в России, в свете решения и претворения в жизнь ФГОС в сфере образования, привел к противоречию между старой нормативно-стандартной системой учебнотренировочного процесса и необходимостью учета индивидуальных потребностей личности, при которой индивидуум сам может выбирать траек торию физического развития. Учет индивидуальных особенностей личности, по нашему мнению, способствует выполнению сознательных и активных действий юного спортсмена на тренировке - «возрождению» принципа «сознательности и активности». Мы считаем, что воспитанию индивидуальности и физкультурой компетентности способствует введение в повседневную жизнь детей 11-12 лет знаний о своем физическом здоровье и физической подготовленности в режиме реального времени (сейчас и сегодня). По мнению тренерского состава (п=27), преподавателей физической культуры средней (п=24) и высшей школы (п=19), большим подспорьем в работе специалиста по физической культуре, да и для самого юного спортсмена может стать метод «Экспресс-оценка определения уровня физической подготовленности» в режиме on-lane (реального времени) [7, 8]. Необходимость разрешения данных противоречий определяет актуальность и цель нашего исследования.

Мы предполагаем, что результаты, полученные при проведении тестовых заданий методом «Экспресс-оценка определения уровня физической подготовленности юных бадминтонистов 11-12 лет», позволяют не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и вносить коррективы в учебно-тренировочный процесс (например, повышать или снижать уровень физической нагрузки на занятиях и т.п.). Для подтверждения нашей гипотезы было проведено педагогическое исследование, которое было разбито на два этапа.

Цель исследования - повышение уровня физической подготовленности юных бадминтонистов 11-12 лет, с учетом полученных результатов методом «Экспресс-оценка определения уровня физической подготовленности» во время учебно-тренировочных занятий.

Объект исследования - учебно-тренировочный процесс по бадминтону в группах начальной подготовки (детей 11-12 лет).

Предмет исследования - метод «Экспресс-оценка определения уровня физической подготовленности юных бадминтонистов 11-12 лет».

В процессе первого этапа решались следующие задачи:

  • 1. Изучение методов оценки определения уровня психофизических качестве теории и методике физической культуры. Выявление объективных, оперативных и информативных методов оценки определения уровня развития физических качеств (физического здоровья) детей 11-12 лет.
  • 2. Формирование батареи тестов составляющих методику «Экспресс-оценка определения уровня физической подготовленности юных бадминтонистов 11-12 лет».

В соответствии с целью и задачами нашей работы осуществлялся выбор методов исследования, которые отвечали требованиям, предъявляемым к проведению исследования в области педагогики и спорта.

Проведенный анализ, многообразия применяемых в теории и практике физической культуры, тесовых заданий и контрольных испытаний для определения уровня физической и функциональной подготовленности, физического здоровья детей 11-12 лет, позволил нам выбрать ряд упражнений, составивших впоследствии батарею тестов, что и явились основой метода «Экспресс-оценка определения уровня физической подготовленности юных бадминтонистов» [7]. Основными критериями выбора тестовых заданий, помимо их объективности, оперативности и информативности, являлось то, что данные тесты позволили определять уровень развития тех физических качеств, воспитание (развитие) которых осуществляется процессе занятий бадминтоном, например: на развитие силы, выносливости, гибкости.

В батарею тестовых заданий предложенного нами метода «Экспресс-оценка уровня физической подготовленности» были включены такие контрольные испытания, как проба Руфье и задание на определение уровня гибкости. Кроме того, знание антропометрических показателей детей (рост, вес) позволили высчитать индекс Кетле. А проведенное тестирование на количество наклонов из положения лежа в сед, с учетом индекса Кетле, дало нам возможность узнать чему равен индекс мощности по Шаповаловой В.А.

Разработанная методика «Экспресс-оценка определения уровня физической подготовленности юных бадминтонистов 11-12 лет» позволяет выявить:

  • • нарушения регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы (индекс Робинсона);
  • • функциональные возможности органов дыхания и кровообращения, устойчивости к гипоксии(индекс Скибинского);
  • • уровень адаптационных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем (индекс Руфье);
  • • уровень развития двигательных качеств - силы, быстроты и выносливости, уровень функциональной возможности кардиореспираторной системы (индекс В.А. Шаповаловой);
  • • недостаточное питание или слабое развитие мышц, либо, наоборот, об угрозе ожирения или ожирении (индекс Кетле);
  • • уровень гибкости и подвижности суставов, способности быстрого перехода от максимального напряжения в мышцах к расслабленному их состоянию, осанки (тест на гибкость).

Основными критериями выбора данной батареи тестов является объективность, простота выполнения тестов, оперативность получения результатов, а также возможность проведения математической обработки полученных данных и их мониторинг.

В процессе нашего исследования мы пришли к выводу, что представленные в работе тестовые задания на определение уровня физической подготовленности, дают объективную оценку функциональной подготовленности юных спортсменов. Данные тесты целесообразно объединить в батарею тестов, что позволит иметь более полное представление о влиянии учебно-тренировочного процесса на функциональное состояние занимающихся спортом. Однако, при общей оценке уровня физического здоровья учащегося, необходимо учитывать результаты каждого показателя (теста) в отдельности, так как это дает возможность определения «слабых мест» организма каждого индивида.

Таким образом, анализ полученных данных при использовании тестовых заданий метода «Экспресс-оценка определения уровня физической подготовленности» позволяет тренеру, ребенку, при самостоятельных занятиях физической культурой и спортом, подбирать рациональный, индивидуально дозированный, оздоровительно-тренировочный двигательный режим, что дает возможность оптимизировать процессы роста и развития организма юного спортсмена. Кроме того, систему экспресс-диагностики определения уровня физической подготовленности довольно легко внести в компьютерную программу и осуществлять мониторинг, прогноз состояния физического здоровья индивидуально для каждого занимающегося и на этой основе планировать и выбирать соответствующие мероприятия по их оздоровлению немедикаментозными средствами и подбирать тренировочные программы [7].

Вторым этапом нашего педагогического исследования является практическое применение разработанной нами методики, что позволит эмпирическим путем определить эффективность предложенных мер по повышению уровня физического здоровья юных спортсменов

Список используемой литературы

  • 1. Левушкин С.П., Балябин В.К., Смыковская Р.М. и др. Стандарты морфофункционального развития школьников г. Ульяновска. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2000.-28 с.
  • 2. Примерные программы основного общего образования. Физическая культура. - М.: Просвещение, 2010. - 64 с.
  • 3. Модифицированная дополнительная предпрофессиональная программа по виду спорта «бадминтон». Одинцово,2017, А.В. Шамонин.
  • 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373».
  • 5. Сауров Н.А., Балябин В.К., Тиселько А.Д. Стандарты физического развития школьников г. Ульяновска: Пособие для медицинских работников, преподавателей физической культуры, тренеров. Ульяновск, 1994. - 73 с.
  • 6. Сердюковская Г.Н. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников. М., 1995.
  • 7. Шамонин А.В. Методики контроля и самоконтроля функциональной подготовленности студентов высших учебных заведении на занятиях физической культурой: Метод, пособие. Екатеринбург: Изд-во УралГАХА, 2011. -21 с.
  • 8.Электронный ресурс: http://bmsi.ru/doc/leb70flc-669d-4e91-9a2f-

f54a90cel5e4? Дата обращения 29.10.2016

  • 9. Blume D.-D. Der sportmotorische test alsUntersuchungs - und Kontrollmetho-de. In: K.Mainel / Schabel. Bewegungslehre: Sportmotorik. - 1987. - P. 398-449.
  • 10. Gurfinkel V.C. The control of posture and locomotion It Motor Control / V.C Gurfinkel, MX. Shik. - New York, 1973. - P. 217-237.
  • 11. Hirtz P. ZurSchulungKoordinativcrFahigkeitenimSportunterricht/ P. Hirtz // Theorie und Praxis der Korperkultur. - 1974. - №1 - P. 89-90.
  • 12. Slobounov S. Dynamics of posture in 3- and 5-year-old children as a function of task constraints / S Slobounov, KM. Newell // Human Movement Sci. - 1994. - №
  • 13.-P. 861-875.

Информация об авторах:

Шамонин А.В., тренер первой квалификационной категории по бадминтону, кандидат педагогических наук, доцент;

Леонтьев В.И., директор, «Заслуженный учитель Российской Федерации»;

Бердюгина Я.И., заместитель директора по спортивной работе

МБОУ Одинцовская гимназия №14

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >