Подготовка студентов по комплексу ГТО в процессе модернизации формы работы кафедр физического воспитания

Аннотация. В статье показаны нетрадиционные формы работы кафедры физического воспитания вузов. Мониторинг первого курса показывает уровни развития двигательных качеств (быстроты, силы и выносливости) студентов. На этом основании основные медицинские группы формировались из студентов, имеющих лучшие «предпочтительные» уровни показателей по каждому отдельному показателю. Формирование групп по специализациям и работа в этих группах по совершенствованию ведущих качеств создает положительную мотивацию в спортивной деятельности, оптимизирует подготовку, по комплексу ГТО, вырабатывает у студентов социально значимые мотивы спортивной деятельности.

Ключевые слова: комплекс ГТО, кафедра физического воспитания, ведущие и отстающие двигательные качества, формирование основных медицинских групп, государственный стандарт, студент, здоровый образ жизни.

Внедрение возрожденного комплекса ГТО в учебно-воспитательный процесс вуза требует таких организационных форм и методов подготовки, в которых студенты получают от занятий физической культурой полное удовлетворение, видеть прогресс в своей деятельности [1,2,3].

В 2010 году коллектив кафедры физического воспитания ТГПУ им. Л.Н. Толстого, как головного вуза, приступил по заданию Минспорта РФ к реализации плана научных работ по физическому воспитанию студентов по теме «Анализ и внедрение проекта Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне»

На этой кафедре проведен мониторинг физического, социального, психического и духовного состояния студентов разных факультетов, поиска взаимосвязей и взаимовлияния друг на друга разных сторон развития. Ими создавались отдельные модули программы, позволяющие: проводить регистрацию всех параметров субъектов: осуществлять отдельные виды психолого-педагогического тестирования; накапливать, хранить и анализировать информацию, полученную при исследовании отдельных функциональных систем организма; формулировать общее заключение по результатам обследования.

Поскольку ставить сегодня вопрос об ограничении возрастающего функционального напряжения в процессе обучения студентов нереально, необходимо было научить студентов не физкультурных специальностей здоровому образу жизни, создать необходимый оптимум деятельности.

Эти проблемы в настоящее время особенно важны в быстро меняющемся мире, где студенты постоянно вынуждены находиться в ситуации выбора, принятия решения и адаптации к учебной деятельности, экономическим, политическим, социальным и экологическим условиям. Помочь им в этом может система специального обучения дифференциальным траекториям, направленным на развитие личностной активности, способности самостоятельного принятия решения и самореализации.

Исследовательский проект включал изучение:

  • • социологических данных; индекса здоровья;
  • • душевного благополучия; физического самочувствия;
  • • двигательной подготовленности (5 тестов ГТО); личностной установки;
  • • интра- и экстрадиагностики, успеваемости по всем предметам.

Характер работы опытных групп был обусловлен уровнем развития двигательных качеств.

Подгруппы формировались следующим образом:

А - по уровню развития «отстающих» двигательных качеств;

Б - по уровню развития «ведущих» двигательных качеств;

В - по спортивным специализациям с учетом уровня развития «ведущих» двигательных качеств;

Г - контрольная, занимающаяся по программе физического воспитания для вузов 2004 года.

Во вновь сформированных подгруппах разрабатывался новый учебный план. В основу этого плана были положены различные для каждой подгруппы средства и методы, целенаправленно развивающие необходимые физические качества и формирующие двигательные навыки. В подгруппах «А» и «Б» на каждом занятии 70% времени отводилось этой работе. Оставшиеся 30% были направлены на прохождение программного материала и развитие остальных двигательных качеств. Естественно, что в подгруппе «Б» работа по совершенствованию ведущих качеств велась с большей интенсивностью, чем в подгруппе «А».

В подгруппе «В» время, отводимое на развитие качеств, последовательно от семестра к семестру уменьшалось, а на специализацию - увеличивалось.

Контрольная группа «Г» занималась по вузовской программе с уклоном в подготовку по существующим нормативам ГТО на I курсе и по спортивным специализациям на II курсе (Физическое воспитание, программа для вузов, 2004).

Подгруппа «А» разделялась на три отделения:

  • • с преимущественным отставанием в развитии выносливости;
  • • с преимущественным отставанием в развитии быстроты и скоростно-силовых качеств;
  • • с преимущественным отставанием в развитии всех двигательных качеств.

В подгруппах «Б» и «В» также формировалось три отделения, но основными признаками развития являлись не «отстающие», а «ведущие» двигательные качества каждого студента.

В основу планирования для каждой из сформированных групп на всех этапах занятий подбирались средства и методы, которые целенаправленно развивают необходимые (отстающие или ведущие, т.е. предпочтительные) физические качества и формировались навыки.

После двух лет работы по предложенной (схематично) программе принимались во внимание результаты всех контрольных испытаний учебной программы и комплекса ГТО, и двух интегративных показателя: процент студенток, сдавших или вплотную приблизившихся к сдаче нормативов программы и комплекса, и процент студентов, продолжающих заниматься физическим воспитанием факультативно на старших курсах. Этими показателями оценивалась главная задача воспитания необходимости и убежденности в действенности физического воспитания среди студентов [4].

Результаты работы, проведенной на выше указанной кафедре (2015-2016 гг.), показали, что в подгруппе «А» сдали учебные нормативы и комплекс ГТО 68% студентов, в подгруппе «Б» - 69% и в подгруппе «В» - 72%. В подгруппе «Г» лишь 27% студентов сдали необходимые нормы.

Второй интегративный показатель более интересен. Так, факультативные занятия по физическому воспитанию на старших курсах из подгруппы «А» посещали 12% студентов, из подгруппы «Б» - 27%, из подгруппы «В» - 60%, из контрольной группы «Г» - 30%.

Таким образом, для подготовки по государственным стандартам (нормативам программы) способ формирования учебных групп в основных отделениях студенческого контингента принципиального значения не имеет, однако в целях привития потребности в систематических занятиях физической культурой комплектование по способу подгруппы «В» имеет бесспорное преимущество.

Результаты исследований показали, что социальные данные (место жительства, происхождение, семья, тип школы) положительно взаимосвязаны с индексом здоровья, физическим самочувствием, самооценкой и успеваемостью по психолого-педагогическим дисциплинам. Студенты, закончившие инновационные школы, имеют низкие показатели по физической подготовке. Выпускники сельских школ - низкую самооценку, оценку сокурсников и удовлетворительную успеваемость.

Показатели физической подготовленности тесно взаимосвязаны с физическим самочувствием, самооценкой и оценкой сверстников. Остальные показатели социокультурного здоровья (душевное благополучие, социальное здоровье и др.) имеют положительные взаимосвязи с составляющими интра-диагностики и успеваемостью; отрицательные с результатами экстра-диагностики.

Студенты с высоким уровнем душевного благополучия имеют низкие показатели самооценки и успеваемости в предметном блоке специальности (R = -0,7). Личностные установки студентов (такие свойства как автократизм, демократизм, либерализм) имеют взаимосвязи с некоторыми показателями экстра-диагностики.

Полученные данные позволяют в какой-то мере решать проблему нахождения оптимальных механизмов самореализации студента, как биосоциальной системы, в индивидуальной траектории обучения.

Следует отметить, что основная масса студентов считает здоровый образ жизни (ЗОЖ) основополагающим для жизнедеятельности, в профессиональной и личностной самореализации. Однако эта ценность является скорее декларируемой, так как многие имеют низкую физическую подготовленность, не соблюдают элементарных норм ЗОЖ. В этой связи на занятиях по физическому воспитанию была сформирована новая парадигма -здоровье как общественная и индивидуальная (отношение студента к самому себе) ценность, обеспечивающая успехи и благополучие на всех уровнях.

Таким образом, в результате социально-педагогического поиска показано, что физическая культура в общем плане помогла решать практические задачи с ориентацией на выявление и практическую реализацию биосоциального потенциала студента, его способности к самореализации. В частности, организация физического воспитания через дифференцированные группы к индивидуальным траекториям уже находят свое применение в наших университетах.

Данные комплексных исследований позволили студентам не физкультурного профиля предложить ряд педагогических условий, способствующих оптимизации обучения без ухудшения здоровья.

  • 1. Для всех студентов - демократический подход к занятиям по физическому воспитанию (выбор физкультурно-спортивного вида деятельности, педагога, средств, времени занятий).
  • 2. Для студентов, закончивших инновационные учебные заведения, избранными ими средствами - повышение физических кондиций с опорой на ведущие (наиболее развитые) качества.
  • 3. Для студентов с интровертированной направленностью личности - основные средства спортивные игры и групповые (командные) виды физкультурно-спортивной деятельности.
  • 4. Для студентов с низкой самооценкой - демонстрация положительной динамики в результатах физкультурной деятельности (желательно в показателях силы и выносливости) успешной сдаче нормативов комплекса ГТО.

При организации занятий необходимо найти пути активизации внутренних побуждений человека к занятиям физической культурой. Каждый человек в соответствии с индивидуальными особенностями своей соматической и нервно-психической организации способен успешно выполнять какой-то определенный комплекс движений и двигательных действий. Успешное выполнение этих действий вызывает у него гамму положительных эмоциональных состояний, которые выступают условием упрочения и стабилизации действий и приемов их исполнения. Содержание занятий необходимо планировать так, чтобы индивидуально привлекательные формы и средства физической активности человека служили при их выполнении условием всестороннего развития личности.

Заключение. Специальная индивидуализированная подготовка студентов, отнесенных к основной медицинской группе, строго спланированная и направленная на совершенствование «ведущих» двигательных качеств и развитие отстающих навыков в условиях использования «любимых» средств, не только помогает сдать или вплотную приблизиться к выполнению государственных стандартов по физическому воспитанию и нормативов комплекса ГТО, но и дает большой функциональный сдвиг в организме студентов.

Формирование групп по специализациям и работа в этих группах по совершенствованию ведущих качеств создает положительную мотивацию в спортивно-воспитательной деятельности и оптимизирует физическую подготовку, вырабатывает у студентов социально значимые и функциональные мотивы спортивной деятельности.

Двухлетний эксперимент подтвердил наши предположения. При повышении общего уровня проявлений социокультурного здоровья, студенты, с которыми проводился эксперимент, быстрей адаптировались к стрессовым ситуациям, у них стала выше успеваемость, появилась потребность в занятиях различного вида физкультурно-спортивной деятельности.

Список используемой литературы

1. Бородаенко В.Н. Теория, методика и практика подготовки студентов к сдаче нормативов комплекса ГТО : учеб, пособие / В.Н. Бородаенко, И.М. Турев-ский, Л.В. Тарасенко. - М.: ВГУЮ (РПА Минюста России), 2015. - 122 с.

  • 2. Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) : Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 № 540. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  • 3. Перова Е.И. Комплекс ГТО в XXI веке /Е.И. Перова // Физическая культура в школе. - 2014. - №6. - С.58-62.
  • 4. Туревский И.М. Психомоторная подготовленность человека: структура, онтогенез, практика. Монография /И.М. Туревский. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2014. - 365 с.

Информация об авторе:

Туревский И.М., доктор педагогических наук, профессор

Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н. Толстого, Тула, Россия.

Усачев Н.А., Сурнин Д.И.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >