Проблемы и перспективы поэтапной реализации ВФСК «ГТО» в Поволжском Государственном Университете Сервиса

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные проблемы реализации государственной политики в области физического воспитания, а именно проблема сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи, снижения двигательной активности подрастающего поколения. Особенности внедрения ВФСК «ГТО» в образовательный процесс по физическому воспитанию в Поволжском государственном университете сервиса. Представлен поэтапный план организации мероприятий по пропаганде комплекса и сдачи контрольных испытаний студентами вуза.

Ключевые слова: ВСФК «ГТО», перспективы, студенты, этапы внедрения, проблемы, рекомендации

Особую актуальность в нашей стране приобретает проблема сохранения и укрепления здоровья населения. По данным «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» в России более 60% обучающихся имеют нарушения здоровья, только 14% обучающихся старших классов считаются практически здоровыми, свыше 40% допризывной молодежи имеют низкий уровень физической подготовленности. Неутешительные статистические данные обусловлены тем, что около 65% детей, подростков и молодежи не занимаются систематически физической культурой и спортом [3].

В соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2020 году должна достигнуть 40%, а среди обучающихся - 80%. Для решения этой задачи требуется создание современной и эффективной государственной системы физического воспитания населения, важное место в которой занимает Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО).

С 1 января 2016 года началась реализация комплекса ГТО в системе Министерства образования и науки.

Актуальными проблемами внедрения Комплекса ГТО являются:

  • • Совершенствование системы медицинского обеспечения для широких слоев населения
  • • Развитие материально-технической базы с учетом требования норм Комплекса ГТО на муниципальном уровне
  • • Совершенствование системы межведомственного взаимодействие на региональном и муниципальном уровнях - в использовании ресурсов (материальных, кадровых, финансовых)
  • • Доступность услуг спортивных объектов
  • • Оптимизация системы спортивных соревнований

В связи с этим возникает проблема самого процесса реализации комплекса ГТО в образовательной организации. Каким образом этот процесс должен происходить? При каких условиях? Какие формы и методы лучше всего использовать во время внедренческой деятельности?

На сегодняшний момент подготовка студентов ПВГУС к выполнению требований и сдаче нормативов комплекса ГТО обеспечивается систематическими занятиями по программам физического воспитания, на занятиях по выбранной спортивной специализации, в спортивных секциях и самостоятельно.

Коллективом кафедры разрабатывается план мероприятий по поэтапному внедрению ВФСК ГТО на период 2017-2018 гг. в ПВГУС.

ВФСК ГТО введен в целях создания эффективной системы физического воспитания и представляет собой важнейший социальный проект федерального значения, инструмент реализации государственной политики по привлечению широких слоев населения к занятиям физической культурой и спортом [1, 2, 4].

План предусматривает внедрение комплекса ГТО в три этапа:

  • 1. организационно-информационный этап внедрения комплекса ГТО (сентябрь 2017 года-декабрь 2017 года);
  • 2. этап внедрения комплекса ГТО среди обучающихся (январь -май 2018 года);

3. этап внедрения комплекса ГТО среди всех категорий ППС и сотрудников университета (июль - декабрь 2018 года).

На каждом этапе намечен комплекс мероприятий, позволяющий планомерно и организованно провести процесс внедрения ВФСК ГТО в вузе.

На основании опроса профессорско-преподавательского состава кафедры физического воспитания ПВГУС и анализа передового опыта в образовательных учреждениях определен перечень направлений деятельности по эффективному внедрению ВФСК «ГТО»:

  • • нормативно-правовое и ресурсное обеспечение;
  • • создание информационной базы с данными об участниках выполнения нормативных требований ВФСК ГТО (анкетирование, on-line опрос, оформление заявок);
  • • согласование графиков выполнения нормативов ВФСК ГТО с центром тестирования; создание и регулярное обновление специализированного раздела на сайте ПВГУС, отражающего внедрение ВФСК ГТО;
  • • создание полноценного бренда и соответствующей линии атрибутики: отличительные знаки, браслеты, экипировка, сувениры, технические средства, полиграфическая продукция и др.;
  • • создание и обновление информационных стендов; организация и проведение физкультурно-массовых мероприятий, направленных на пропаганду и продвижение ВФСК ГТО (организация мастер-классов, тренировок и физкультурно-спортивных праздников приуроченных к сдаче нормативов комплекса ГТО с участием звезд спорта);
  • • проведение мониторинга уровня физической подготовленности обучающихся вуза; повышение эффективности занятий физическими упражнениями в рамках учебного процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт»;
  • • учет сведений об индивидуальных достижениях, результатах выполнения нормативов ГТО;
  • • внедрение в учебный процесс дисциплины «Физическая культура и спорт» лекционного раздела, посвященного ВФСК ГТО, а также учебноспортивной специализации;
  • • систему мер награждения и поощрения студентов, успешно выполняющих нормы ГТО, организаторов и активных участников внедрения комплекса ГТО на университетском уровне (увеличение академической стипендии студентам, предоставление льгот при посещении фитнес-клубов, спортивных залов, бассейнов и других спортивных объектов;
  • • премий по месту работы (по решению администрации);

Ожидаемые результаты реализации системы внедрения комплекса ГТО в вузе:

  • • Сформированная система стимулов для всех участников образовательного процесса к регулярным занятиям физической культурой, участию в общественной и спортивной жизни образовательного учреждения, успешному прохождению тестирования по комплексу ГТО.
  • • Программа повышения квалификации для преподавателей ФКиС и специалистов центра тестирования «Реализация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в общеобразовательных учреждениях (модуль вариативной части по именному образовательному чеку)», а также методические рекомендации для студентов всех специальностей и направлений по организации самостоятельной подготовки к сдаче нормативов ГТО.
  • • Рекомендации по эффективным способам и формам информационно-разъяснительной и PR-кампании по внедрению ГТО в вузе.
  • • Рост профессионального мастерства преподавателей физической культуры и спорта, разрабатывающих авторские программы, курсы, модули в рамках внедрения ГТО.
  • • Повышение количественного показателя студентов и сотрудников университета систематически занимающегося физической культурой и спортом;
  • • Повышение уровня физической подготовленности всех участников образовательного процесса.

Список используемой литературы

  • 1. Приказ № 858 от 21.10.2014 г. о внесении изменений в приказ Министерства спорта России от 22.09. 2014г. № 785 «О повышении квалификации профессиональной переподготовке специалистов в 2014-2015 учебном году»
  • 2. Распоряжение Губернатора Самарской области от 01.08.2014 № 414-р "О внедрении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) на территории Самарской области"- Режим доступа: http: //www. do. tgl .ru/index ,php?ne wsid=6642
  • 3. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, Распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009г. N 1101 - р [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/196059/. - Дата обращения 03.04.2017.
  • 4. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 172 от 24 марта 2014 года "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)" - Режим доступа: http://www.do.tgl.ru/index.php?newsid=6642

Информация об авторах:

Усачев Н.А., доцент кафедры «Физическое воспитание», кандидат педагогических наук; Сурнин Д.И., доцент кафедры «Физическое воспитание», кандидат педагогических наук ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет сервиса»,г. Тольятти.

Бондаренко Е.В.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >