Физическое воспитание и спорт лиц с ограниченными возможностями здоровья

Практика подтверждает, что если для здоровых людей двигательная активность - обычная потребность, реализуемая повседневно, то для инвалида физические упражнения жизненно необходимы, так как они являются эффективнейшим средством и методом одновременно физической, психической, социальной адаптации

В настоящее время реабилитацию людей с ограниченными возможностями стали рассматривать как сложную социально-медицинскую проблему. Особое место в системе комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов занимает адаптивная физическая культура, которая дает реальный шанс на активное участие в жизни общества.

Цель адаптивной физической культуры: система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами адаптивной физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки. Достигается цели в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.

К задачам адаптивной физической культуры относятся:

  • 1. оздоровительная;
  • 2. воспитательная;
  • 3. развивающая.

К основным видам адаптивной физической культуры относятся:

  • - Адаптивная физическая культура (АФК)
  • - Адаптивное физическое воспитание (образование).
  • - Адаптивный спорт.
  • - Адаптивная физическая рекреация.
  • - Адаптивная двигательная реабилитация.

Адаптивная физическая культура помогает решить многие проблемы:

- позволяет устранить или ослабить неблагоприятные последствия урбанизации жизни, в частности: нервио-эмоциоиальные перегрузки, гипокинезию и избыточное нерациональное питание, добиваться повышения трудоспособности населения и снижения уровня «болезней века»;

  • -обеспечивает достаточную мышечную активность и стимулирует естественный иммунитет невосприимчивость организма к болезнетворным воздействиям;
  • - обеспечивает при выходе человека из повседневных, однообразных и утомительных условий жизни переключение нервно-эмоциональной сферы на новые объекты внешней среды, отвлечение его от утомляющих и подчас отрицательных воздействий повседневности;
  • - воспитывает чувства коллективизма, любознательности, патриотизма, жажды преодоления препятствий и другие ценные морально-волевые качества, играющие решающую роль в профилактике нервно-психических заболеваний и расстройств;
  • - обеспечивает повышение уровня обменных процессов, деятельности эндокринной системы и тканевого иммунитета, содействуют рассасыванию очагов затихающего воспаления, стимулируют регенеративные процессы.

Человек, с ограниченными возможностями, должен рассматривать в каждом случае тренировку не только как мышечную борьбу за восстановление силы и победу, но и как источник радости. Значительное преимущество спорта перед формальными физическими упражнениями состоит в том, что он является фактором отдыха, предлагающего дополнительную мотивацию для инвалида. Спорт восстанавливает образец игровой деятельности и потребность выразить жизненную радость и удовлетворение, глубоко «сидящие» в каждом человеке.

В заключении хотелось бы отметить, что адаптивная физическая культура помогает осознать тот факт, что инвалидность, несмотря на всю трагичность, не является приговором для жизни в четырех стенах. Инвалиды видят в занятиях физической культурой активное средство социальнопсихологической реабилитации, которое раскрывает реальный уровень их жизненных возможностей, помогает обрести уверенность в своих силах и принимать участие в активных спортивных мероприятиях, заставляет больше уважать самих себя, учит недостающей самостоятельности, закаляет организм и дарит здоровые эмоции, помогает преодолеть многие психологические барьеры. Таким образом, адаптивная физическая культура занимает особое место в системе комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов и дает им реальный шанс на активное участие в жизни общества.

Сведения об авторе:

Галимов Ф. X., старший преподаватель кафедры физической культуры, Башкирский государственный медицинский университет, Россия, г. Уфа.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >