ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СПОРТ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ

Задачи адаптивной физической культуры

Беляева А.Р.

ЗАДАЧИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. В данной статье описываются задачи адаптивной физической культуры, рассматривается их влияние на людей молодого возраста, эмоциональная составляющая при занятиях данным видом физической культуры.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, люди с ограниченными возможностями.

Адаптивная физическая культура - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также осознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества [1,2].

Перед высшим образованием стоит сложная задача - создание благоприятных условий в образовательной деятельности для студентов с ограниченными возможностями, с целью формирования у них ориентированного подхода к использованию средств физической культуры для восстановления после перенесенного заболевания, для лучшего функционирования всех систем организма, психологической и социальной реабилитации.

Адаптивная физическая культура получает широкое распространение в нашей стране, особенно в условиях, когда здоровье нации и особенно молодых людей ухудшается на фоне уменьшения двигательной активности и увеличения зависимости от компьютерных ресурсов.

Средства адаптивной физической культуры должны стимулировать положительные морфофункциональные сдвиги организма, формируя необходимые двигательные способности, развивая физические качества, что позитивно сказывается не только на развитии и совершенствовании организма, но и личности в целом [4].

В настоящее время изучаются наиболее эффективные пути использования адаптивной физической культуры для организации активного отдыха, переключения с одного вида деятельности на другой, с целью улучшения жизнедеятельности и повышения работоспособности студентов с ограниченными возможностями.

Адаптивную физическую культуры нельзя сводить только к лечению и медицинской реабилитации [2]. Она в большей степени направлена на максимальную самореализацию личности, что требует большой активности и самостоятельности от молодого человека.

Разумеется, рассмотреть содержание, средства, методы, формы и другие компоненты адаптивной физической культуры в рамках одной работы не предоставляется возможным. Поэтому рассмотрим основные ее виды и наиболее общие задачи.

Основной задачей адаптивной физической культуры является формирование у людей с ограниченными возможностями специальных знаний, необходимых умений и навыков, направленных на развитие основных физических качеств, которые повышают функциональные возможности организма [3].

Адаптивная физическая культура помогает восстановлению физической и умственной работоспособности, помогает интересно и эффективно для восстановления здоровья проводить досуг, проводит профилактику утомления, повышает жизнестойкость организма. Основной задачей адаптивной физической культуры является обеспечение психологического комфорта, что проявляется в заинтересованности занимающихся свободно выбирающих средства, методы и формы занятий.

Адаптивная двигательная реабилитация направлена на восстановление временно утраченных или нарушенных функций организма, которые возникли вследствие заболеваний, травм, психических или физических перенапряжений. Главной задачей является формирование адекватной реакции на перенесенное заболевание, ориентация на использование средств физической культуры для быстрого восстановления организма.

Адаптивный спорт направлен на повышение спортивного мастерства людей с ограниченными возможностями, в том виде спорта, который выбран.

Рассмотрев содержание и задачи основных видов адаптивной физической культуры, мы увидели, что они раскрывают огромный потенциал возможностей средств и методов, каждый из которых, имея специфическую направленность, способствует не только максимальному увеличению жизнеспособности человека с ограниченными возможностями, но и всестороннему развитию личности, обретению самостоятельности, социальной активности, совершенствованию в профессиональной деятельности [6].

У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:

  • • осознанное отношение к своим возможностям в непростой жизненной ситуации;
  • • способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
  • • компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
  • • способность к преодолению физических и психологических нагрузок, которые необходимы для полноценной общественной жизни;
  • • потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни;
  • • желание улучшать свои физические, психологические и социальные качества.

Адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация и другие виды адаптивной физической культуры ставят перед собой задачи максимального отвлечения от своих болезней и проблем в процессе соревновательной или рекреационной деятельности, предусматривающей общение, развлечение, активный отдых и другие формы нормальной жизни. Нам кажется, что до сих пор существует недооценка того обстоятельства, что физическая культура и спорт гораздо более важны для человека с ограниченными возможностями, чем для благополучных в этом отношении людей [5].

Занимаясь любимым видом спорта, люди с ограниченными возможностями забывают о своих несчастьях, пропадает ощущение изолированности, восстанавливается психологическое равновесие, возвращается уверенность в своих силах, появляется уважение к себе. Участие в соревнованиях дает возможность общения с другими людьми, помогает вернуться к активной жизни.

В настоящее время наше государство осознает те возможности адаптивной физической культуры, которые помогут адаптации и интеграции людей с ограниченными возможностями в жизнь общества. Ярким примером является паралимпийское движение, которое охватило многие регионы нашей страны. Но, надо признать, что проблемы физической, психологической и социальной реабилитации средствами физической культуры и спорта решаются медленно. Основными причинами слабого развития физической культуры и спорта среди людей с ограниченными возможностями является практическое отсутствие специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, недостаток оборудования и инвентаря, неразвита сеть физкультурноспортивных клубов и детско-юношеских школ специальной направленности. Ощущается нехватка профессиональных кадров и отсутствие специализированной пропаганды, подвигающей к занятиям физической культурой и спортом.

В высших учебных заведениях форма организации процесса физического воспитания должна обеспечивать как можно большие возможности для освоения студентом ценностей физической культуры и спорта в соответствии с индивидуальными способностями, личными установками, потребностями и интересами, уровнем физического развития и подготовленности [3].

Активизация работы с людьми с ограниченными возможностями в области физической культуры и спорта, несомненно, способствует гуманизации нашего общества, изменению отношения к этой группе населения, и тем самым имеет большое социальное значение.

Список используемой литературы

  • 1.Ольховская Е.Б., Сапегина Т.А. Профессионально-образовательный потенциал физической культуры в высших учебных заведениях: монография - Екатеринбург, 2008 г. - 103 с.
  • 2.Сапегина Т.А., Ольховская Е.Б. Адаптация студентов к факторам профессионально-образовательной среды / Педагогический журнал Башкортостана. 2011.№ 6. С. 57-63.
  • 3. Ильинич, В. И. Физическая культура студентов и жизнь: учебник / В. И. Ильинич. - М.: Гардарики, 2008 г,- 366 с. (с этого пункта и далее - для программы для студентов с ограниченными возможностями здоровья)
  • 4. Кислицын, 10. Л. Физиологическое обоснование учебного процесса по физическому воспитанию учащейся молодежи (теоретические и методико- практические аспекты): учеб, пособие / Ю.Л. Кислицын, Л.Ю. Кислицына, И.А. 17 Пермяков. - М.: РУДН, 2006. -169 с.
  • 5. Лечебная физическая культура: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 022500 - Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физ. культура). Гарасева и др.]; под ред. С. Н. Попова. 2-е изд., стер. - М.: Academia, 2005 г.- 416 с.
  • 6. Разумов, А. Н. Оздоровительная физкультура в восстанови- тельной медицине / А. Н. Разумов, О. В. Ромашин. Изд. 2-е перераб. и доп. - М.: МДВ, 2007. -264 с.

Информация об авторе:

Беляева А.Р., преподаватель

Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия.

Бобков В.В., Карасева И.А.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >