Перспективы повышения эффективности коррекционной работы по развитию двигательной сферы детей с нарушениями речи

Аннотация. Статья посвящена комплексному изучению двигательной сферы детей с нарушениями речи традиционными педагогическими и инструментальными методами. Установлено, что дети старшего дошкольного возраста способны произвольно активировать мышцы антагонисты плеча, что позволяет отнести дефицитарность трицепса у ряда дошкольников к диспраксии. При отсутствии специального обучения у детей с сенсорными нарушениями редукция межмышечной координации может закрепиться. Для оптимизации коррекционной работы необходимо соподчинить понятия мелкая и общая моторика, праксис, моторное развитие, а при проектировании дизайна исследования стоит сосредоточиться на выявлении и коррекции диспраксии.

Ключевые слова: дети с нарушениями речи, двигательная сфера, диспраксия, поверхностная миография.

Порой развитие двигательной сферы ребенка воспринимается как необходимость развития мелкой и общей моторики. Эта биполярная альтернатива заслоняет целесообразность освоения разнообразного арсенала движений. Стоит учитывать, что специалисты указывают на необходимость развития у детей праксиса позы пальцев, орального и динамического прак-сиса [2]. При нарушении речи важно развитие кинестического праксиса и коррекция диспраксии [3, 6]. Кроме того, при развитии двигательной сферы необходимо учитывать адаптационные возможности ребенка с особыми образовательными потребностями. Ранее установлено угнетающее воздействие длительного химического загрязнения атмосферного воздуха на процессы развития студентов г. Череповца [1]. Нами выявлено отставание в физическом развитии детей младшего школьного возраста [5]. В таких условиях темп освоения многообразия движений детьми с нарушениями зрения может быть снижен. Отсюда целью нашего исследования было выявление особенностей развития двигательной сферы детей с нарушениями речи при выполнении ими простых двигательных заданий, которые используются в нейропсихологической диагностике, при оценке мелкой моторики и выявлении диспраксии, и осознание перспектив повышения эффективности коррекционной работы по развитию двигательной сферы детей с нарушениями речи.

Методы и организация исследований.

Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад № 102» (комбинированного вида) и МБДОУ «Детский сад № 46» (комбинированного вида) г. Череповца. В исследовании приняло участие 20 детей в возрасте 5-6 лет с нормальным речевым развитием и 20 детей в возрасте 6-7 лет с речевыми нарушениями. Клинически у детей с нарушениями речи диагностирована дизартрия (4 ребенка), дизартрический компонент (8 детей), сенсомоторная алалия (1 ребенок), моторная алалия (1 ребенок), дислалия (6 детей). По заключению ПМПК у 2 детей определено наличие ФФНР (фонетико-фонематического недоразвития речи), у 18 детей ОПР (общего недоразвития речи) II и III уровней по классификации Р.Е. Левиной. Все дети обследованы неврологом, в заключение которого применимо к детям с нарушениями речи помимо речевой патологии зафиксированы миотонический синдром (12 детей), синдром дефицита внимания и гиперактивности (6 детей). Также в анамнезе этих детей стоит задержка речевого (д©речевого) (18 детей) и психомоторного развития (12 детей). Дети с нормальным развитием речи на учете у невролога и логопеда не состоят, имеют нормативное или условно нормативное речевое развитие. Социальная ситуация развития обеих выборок включает сходные условия и отличается наличием коррекционной помощи логопеда в условиях групп компенсирующей направленности, посещаемых детьми с нарушениями речи.

Родители детей с нарушениями речи дали информированное согласие на их участие в обследовании. С целью изучения особенностей мелкой моторики у детей дошкольного возраста были выбраны следующие методики: тест Керна-Йерасика; тест Озерецкого «Кулак - ребро - ладонь».

Для оценки суммарной биоэлектрической активности m. Bicepsbrachii и caputlaterale т. tricepsbrachii правой руки при различных режимах работы мышц проводилась с помощью электромиографа «Нейро-МВП-Микро» ООО Нейрософт в соответствие с традиционной методикой поверхностной миографии. Учитывались особенности использования интерференционной миографии у детей разного возраста. После прикрепления электродов над двигательными точками мышц дети выполняли правой рукой контрольные упражнения. Особенности взаимодействия мышц оценивались дважды до и после игровой деятельности посредством анализа результатов поверхностной электромиографии. Часть детей играла в мяч, а другие дошкольники играли в компьютерные игры [3].

Результаты и обсуждение.

Непосредственное исследование уровня развития мелкой и общей моторики у детей с сенсорными нарушениями подтверждает результаты других исследований о ее недостаточном развитии по сравнению со сверстниками, не имеющими подобных нарушений. Причем процесс развития произвольных движений протекает при нарушении речи медленнее и в более поздние сроки. Дети, имеющие речевые нарушения, показали уровень развития точности движений ниже, чем дети с нормальным речевым развитием. У них страдала переключаемость движений, скорость и точность выполнения ручных проб, рассогласование в движении пальцев рук. У дошкольников с ОНР в зависимости от выраженности сенсорных нарушений наблюдаются различные уровни сформированности психомоторики, характеризующиеся вариативностью и качественной неоднородностью. Тем не менее, на первом этапе исследования не удалось дифференцировать индивидуальные различия проявлений дизрегуляции управления движениями.

Для выявления индивидуальных особенностей несовершенства организации движений на разных уровнях, трудностей контроля и регуляции двигательного акта проведен следующий этап исследования. Анализировалась индивидуальные особенности мышц антагонистов плеча при выполнении целенаправленных движений. Бицепс у детей с нарушениями речи при выполнении заданий в большей мере работает как при сгибании руки, так и при ее разгибании, выполняя соответственно преодолевающую и уступающую работу. Результаты девочки и двух мальчиков показывают, что дети в 6 лет способны активировать обе эти мышцы, что позволяет отнести дефицитарность трицепса у остальных дошкольников к диспраксии. После игры в мяч у детей зафиксированы большее увеличение биоэлектрической активности трицепса. У одной девочки зафиксирована оптимизация работы мышц синергистов. У нее происходит снижение биоэлектрической активности мышц, работающих совместно как при сгибании руки, так и при ее разгибании. Активность трицепса при сгибании руки более выражена в заключительной части, когда необходимо затормозить перемещение предплечья.

Результаты обследования детей с нарушениями речи показывают, что дети могут осуществлять разгибания в локте, выполняя разные задания, за счет только работы бицепса. При отсутствии специального обучения у детей с сенсорными нарушениями такая редукция межмышечной координации может закрепиться. Причина такого упрощения, нам кажется очевидной: проще управлять одной мышцей, чем двумя.

Дихотомия мелкая-общая не охватывает всего разнообразия локальных, региональных и глобальных движений. Известно, что биомеханический анализ движений включает в себя не только описание внешней картины, но и выяснение причин, вызывающих и изменяющих характер действия, определение топографии работающих мышц. Поэтому, несмотря на внешне приемлемую картину движений детей с нарушениями речи, их кинематические и динамические характеристики могут не обеспечивать правильное решение двигательной задачи в целом. Так в нашем исследовании 4 мальчика и 3 девочки в течение 6 занятий «Школы мяча» достигли высокого уровня в упражнениях: перекидывание мяча от себя, перекидывание мяча из-за головы, чеканка мяча и т.п. Тем не менее, они не научились оптимально регулировать работу мышц. При выполнении двигательных заданий биоэлектрическая активность их мышц отличалась меньшей согласованностью и амплитудой биоэлектрической активности от миограмм здоровых сверстников.

Педагогическое сопровождение развития двигательной сферы детей с нарушениями зрения должно строиться не только с учетом образовательных возможностей, но и с учетом особенностей развития мелкой моторики в частности и праксиса в целом. Считаем необходимым акцентировать внимание на необходимости оказания детям с нарушениями речи комплексной психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи, которая должна строиться с учетом лучших традиций и успешных практик специального образования. При ее проектировании возможно использование нескольких частных конституциональных схем [3]. Она должна включать воздействие на все стороны развития ребенка при приоритете профилактики вторичных нарушений и компенсации первичного дефекта. С этих позиций коррекция нарушений праксиса и эмпирически выявленной диспраксии - необходимый элемент коррекционно-педагогического процесса, одна из задач в структуре и содержании адаптированной образовательной программы (АОП) и специальной индивидуальной программы развития (СИПР).

Выводы. Положительное влияние развития мелкой моторики на речь было обнаружено эмпирически, а затем результаты были теоретически интерпретированы. В настоящее время ее развитие из научной проблемы перешла в методическую. При использовании новых методов, дополняющих традиционные методы сбора информации об особенностях развития двигательной сферы ребенка, повышается эффективность коррекционной работы. Поиск путей сопряженного развития мелкой моторики и речедвигательного аппарата уже не является основной задачей при исследовании специфики дизонтогенеза детей с нарушениями речи. Важно отметить, что простого увеличения времени коррекционной работы, направленной на совершенство мелкой моторики недостаточно. Педагогическое сопровождение развития двигательной сферы детей с нарушениями зрения при необходимости укрепления здоровья будет более эффективно, если соподчинить понятия мелкая и общая моторика, праксис, моторное развитие, а при проектировании дизайна исследования стоит сосредоточиться на выявлении и коррекции диспраксии. Необходимость теоретического осмысления этих конструктов вызвано требованиями практики.

Список используемой литературы

  • 1. -Артеменков А.А. Физическое развитие и физическая подготовленность студентов экологически неблагополучного города//Экология человека. 2012. № 4. С. 39-44.
  • 2. -Борисова Е.Ю. Возможности нейропсихологической диагностики риска формирования отклонений в развитии в дошкольном возрасте //Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 5 (20). С. 65-69.
  • 3. -Возможности современных компьютерных технологий в коррекции нарушений праксиса у детей с ОВЗ /В.Ф. Воробьев, Г.М. Галактионова,О.Л. Леханова,И.В. Царенко //Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-9. С. 165-172.
  • 4. -Воробьев В.Ф. Индивидуальный подход в практике адаптивного физического воспитания детей с интеллектуальными нарушениями // Инновационные образовательные технологии: теория и практика: монография / В.Ф. Воробьев [и др.]. - Saint-Louis, МО, USA PublishingHouseScienceandlnnovationCenter, 2013. - С. 6-38.
  • 5. Воробьев В.Ф. Сравнительная динамика длины и массы тела учениц начальной школы города Череповца //Экология человека. 2013. № 7. С. 44-49.
  • 6. Захарова О.А. Развитие кинестетического праксиса при коррекции афферентной моторной алалии //Дошкольное воспитание. 2015. № 11. С. 87-93.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта№ 16-16-35001.

Информация об авторах:

Воробьев В.Ф., кандидат биологических наук, доцент;

Браим К.С.;

Зайкова Н.Д.;

Леханова О.Л., кандидат педагогических наук, доцент

ФБГОУ ВО Череповецкий государственный университет, Череповец.

Крамской С.И., Бондарь Е.А.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >