Влияние функционального состояния студентов специального учебного отделения на физическую подготовленность

Разделение студентов по физической культуре на основное и специальное учебное отделения не случайно. Если на основное отделение после врачебного осмотра направляются практически здоровые студенты. То ослабленные студенты занимаются в специальном учебном отделении. Студенты, отнесенные к специальной медицинской группе (СМГ) имеют различные хронические заболевания, нарушения опорно-двигательного аппарата, обменных процессов, ослабленное зрение. Безусловно, все отклонения в состоянии здоровья накладывают определенный отпечаток на функциональное состояние студентов, и как следствие, на физическую подготовленность [1,4].

Для целенаправленных занятий физической культурой (ФК) со студентами СМГ необходимо знать их функциональное состояние. На специальном учебном отделении кафедры физического воспитания и спорта Белгородского государственного технологического университета (БГТУ) в сентябре и апреле ежегодно проводится мониторинг функционального состояния и физической подготовленности студентов 1-3 курсов [2].

Целью нашего исследования было выявление зависимости физической подготовленности студентов СМГ от их функционального состояния. Анализ результатов осеннего тестирования показал низкий уровень функционального состояния и физической подготовленности студентов. Предстояло провести в течение учебного года целенаправленную подготовку студентов по ФК с учетом их функционального состояния и физической подготовленности.

Нами были использованы тесты по определению функционального состояния, включающие в себя: индекс Рюффье, жизненную емкость легких (ЖЕЛ), пробу Генчи (задержку дыхания на выдохе). В показатели физической подготовленности вошли: тест К.Купера - 12 минутный бег-ходьба, прыжок в длину с места, упражнения на силу и брюшной пресс, а также гибкость позвоночника [3].

Для определения зависимости физической подготовленности от функционального состояния студентов СМГ мы отобрали наиболее информативные следующие тесты: по функциональному состоянию - индекс Рюффье и ЖЕЛ; по физической подготовленности - тест Купера. Индекс Рюффье позволяет определить реакцию сердечно-сосудистой системы на стандартную нагрузку в 30 приседаний за 45 с. Проба заключается в трехкратном измерении пульса: первый раз в покое до нагрузки за 15 сек. (Р-1); второй раз -сразу после 30 приседаний за первые 15 сек. (Р-2) и третий раз с 45 по 60 сек восстановления. Оценка проводилась по определенной формуле. Жизненная емкость легких также является достаточно информативным показателем, определяющим возможности легочной системы.

Тест Купера, 12 минутный бег-ходьба, позволяет определить физическую работоспособность человека. Он соответствует функциональному состоянию и физической подготовленности студентов СМГ. В тестировании приняли участие 179 юношей и 273 девушки.

В таблице 1 приведены сравнительные показатели функционального состояния и физической подготовленности юношей студентов. Осенью приведенные показатели, как у юношей, так и у девушек были не высокими. После 10 месяцев практических учебных и самостоятельных занятий студентов СМГ по физической культуре, наблюдается положительная динамика по всем приведенным видам тестирования. Весной улучшились показатели индекса Рюффье, что является свидетельством повышения эффективности работы сердечнососудистой системы. Средние показатели жизненной емкости легких (ЖЕЛ) также улучшились до 3,7 л. Наибольший прирост наблюдался на 3 курсе. Улучшение приведенных показателей функционального состояния студентов привело к повышению уровня физической работоспособности, которая определялась по тесту Купера. Наибольший прирост также был отмечен на 3 курсе - 2,0 км (табл. 1).

Таблица I Сравнительные показатели функционального состояния и физической подготовленности юношей студентов (2015-2016 уч. год)

Курсы

п

Индекс Рюффье

ЖЕЛ (л)

Тест Купера (км)

М±ш

М±ш

М±т

М±т

М±т

М±т

Сроки

осень

весна

осень

весна

осень

весна

1 курс

64

13,1±1, 8

10,2±1, 3

3,6±0,2

3,7±0,14

1,7±0,1

1,9±0,05

2 курс

87

  • 10,0±1,
  • 2

9,5±0,8

3,4±0,1

3,5±0,2

1,8±0,04

1,9±0,1

3 курс

28

10,7±1, 4

8,5±0,7

3,6±0,1

3,9±0,2

1,93±0,09

2,0±0,07

Ср. рез.

  • 17
  • 9

Н,2±1, 7

9,4±0,9

3,53±0, 05

3,7±0,2

1,81±0,01

1,93±0,2

Аналогичная картина наблюдалась у девушек студенток. Результаты тестирования по индексу Рюффье весной имели тенденцию к увеличению. Средний результат осенью был равен 11,9 условных единиц, весной он составил 10,2. Жизненная емкость легких наибольшая оказалась весной на 1 курсе 2,8 л, на 2 - 2,6 л, на 3 - 2,7. Показатели по тесту Купера были выше весной на третьем курсе - 1,7 км. Наблюдается прямая зависимость повышения физической работоспособности от функционального состояния студентов СМГ (табл.2). После проведения фонового тестирования студентам было предложено занести индивидуальные показатели в дневник самоконтроля. Дневник самоконтроля помогал в течение учебного года наблюдать за динамикой всех показателей. Тем более, индекс Рюффье и тест Купера вполне возможно проводить самостоятельно, особенно студентам, проживающим в общежитиях. Спортивная база БГТУ позволяет круглогодично самостоятельно заниматься физической культурой.

Таблица 2 Сравнительные показатели функционального состояния и физической подготовленности девушек студенток (2015-2016 уч. год)

Индекс Рюффье

ЖЕЛ (л)

Тест Купера (км)

М±т

М±т

М±т

М±т

М±т

М±т

Сроки

п

осень

весна

осень

весна

осень

весна

1 курс

84

11,7±2,0

11,2±1,8

2,6±0,09

2,8±0,2

1,4±0,1

1,6±0,04

2 курс

112

11,2±1,7

10,2±1,3

2,69±0,09

2,6±0,05

1,5±0,06

1,53±0,1

3 курс

77

12,8±2,1

9,3±1,3

2,6±0,06

2,7±0,1

1,5±0,2

1,7±0,03

Ср.рез.

273

11,9±0,3

10,2±0,2

2,63±0,02

2,7±0,1

1,46±0,1

1,61±0,09

Фоновое тестирование показало, что состав студентов СМГ неодинаков. Организовать занятия с ослабленными студентами на специальном учебном отделении с учетом их функционального состояния и характера заболевания весьма затруднительно. Поэтому разработка оздоровительных технологий имеет преимущественное значение. Учебные и самостоятельные занятия ФК студентов СМГ направлены на:

  • - укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности;
  • - последовательное устранение функциональных отклонений и недостатков в физическом развитии;
  • - ликвидацию остаточных явлений после заболеваний, развитие компенсаторных функций;
  • - повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, закаливание;
  • - обучение самостоятельному использованию средств физической культуры в период обучения в вузе и будущей трудовой деятельности;
  • - обучение ведению дневника самоконтроля.

Практическое осуществление основных направлений в занятиях физической культурой со студентами СМГ ведется по рабочей программе, составленной по блокам, в которые включены следующие виды работы:

  • - упражнения, направленные на укрепление дыхательной системы;
  • - упражнения, направленные на укрепление сердечно-сосудистой системы;
  • - упражнения, направленные на укрепление и коррекцию опорнодвигательного аппарата;
  • - упражнения, направленные на оздоровление внутренних органов и систем (зрения, органов желудочно-кишечного тракта, почек);
  • - упражнения, направленные на развитие координации движений;
  • - упражнения, направленные на расслабление и восстановление (стретчинг, релаксация).

Заключение

Проведение тестирования студентов СМГ по определению функционального состояния и физической подготовленности помогает вести их целенаправленную подготовку. Улучшение уровня функционального состояния студентов способствует повышению результативности тестов по физической подготовленности.

Воздействие оздоровительных средств физической культуры укрепляет дыхательную и сердечно-сосудистую системы, а также опорнодвигательный аппарат.

Обучение студентов проведению самостоятельных занятий ФК, ведению дневника самоконтроля, снятию излишнего напряжения с помощью стретчинга и релаксации содействуют укреплению здоровья и повышают работоспособность студентов.

Список используемой литературы

  • 1. Бондарь Е.А. Некоторые показатели функционального состояния студентов специального учебного отделения в динамике. Матер. II Всерос. заоч.-практ. конф. /И. А. Амельченко, Н.А. Тулинова. - Белгород: НИУ БелГУ, 2015, с. 402-405.
  • 2. Крамской С.И. Сравнительный анализ некоторых фоновых показателей физической подготовленности студентов специального учебного отделения в период 2014-2015 гг. Сб. статей XII междунар. конф. /С.И. Крамской, Е.А. Бондарь, И.А. Амельченко, Н.А. Тулинова. - Белгород: БГТУ, 2016, с. 162-168.
  • 3. Крамской С.И. Некоторые показатели физической подготовленности студентов специального учебного отделения технического вуза. Сб. трудов Всероссийской науч.-практ. конф. / С.И. Крамской, Е.А. Бондарь, Н.А. Тулинова. - Воронеж: Воронежский ин-т физкультуры, 2016, с, 327-332.
  • 4. Карасев А.В. Оценка уровня физического состояния и работоспособности студентов как показателей профессиональной надежности личности / А.В. Карасев, Ю.В. Николаева, И.С. Мухамедов. Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях. Сб. статей XII Междунар. науч. конф. - Белгород: БГТУ, 2016, с. 117-121.

Информация об авторах:

Крамской С.И., зав. каф. физ. воспитания и спорта, кандидат социологических наук, профессор;

Бондарь Е.А., доцент, кандидат педагогических наук, доцент Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Белгород, Россия.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >