Физическое воспитание как естественная составляющая дельфинотерапии

Аннотация. В статье раскрываются основные методы и способы физического воспитания ребенка в процессе прохождения курса дельфиноте-рапии. Показано как активная двигательная деятельность во время занятий дельфинотерапией с использованием элементов игровой терапии способствует раскрытию потенциальных возможностей организма ребенка. Рассматриваются разнообразные физические упражнения и физиологические механизмы воздействия дельфинов на человеческий организм.

Ключевые слова: дельфинотерапия, физическое воспитание, игровая терапия.

Дельфинотерапия занимает одно из ведущих мест среди современных направлений анималотерапии. Неповторимая уникальность и в тоже время естественность метода приобрели высокий уровень доверия среди участников данного процесса.

Главными показаниями для курса дельфинотерапии являются генетические патологии, такие как: синдром Дауна, ранний детский аутизм, ДЦП, СДВГ, нарушения центральной нервной системы, минимальная мозговая дисфункция, расстройства слуха, речи и памяти. Известным является факт психотерапевтического, а точнее реабилитационного и психокоррекционного, воздействия на ребенка в процессе дельфинотерапии. Здесь основной целью психолога (работающего с ребенком) и дельфина (играющего с ребенком) является коррекция и профилактика широкого круга психоэмоциональных и психосоматических проблем различного генеза. Но не менее важным и эффективным остается комплексное физиологическое воздействие животного на организм, взаимодействующего с ним человека.

Одна их ведущих задач физического воспитания это оздоровление ребенка. В контексте реализации данной задачи целесообразно отметить следующие физиологические механизмы воздействия при прохождении сеанса дельфинотерапии на человеческий организм:

  • - сонофорез - ультрозвуковое воздействие на клеточном уровне;
  • - гидромассаж - создание разноплановых потоков воды при движении хвостовым плавником дельфина;
  • - рефлексотерапия - прикосновение дельфина рострумом к биологически активным точкам, стимулируя рефлекторные зоны нервной системы;
  • - виброакустическое воздействие - акустические сигналы животного, являющиеся частью энергоинформационного поля дельфина, оказывают воздействие на функциональное состояние человеческого организма, создавая эффект биологического резонанса. Во время излучения дельфином ультразвуковых колебаний и также при издавании звуковслышимого диапазона (200-20000 гЦ) происходит проникновение микровибраций в ткани и избирательное действие на различные биологические структуры. При заныривании под воду, слышны звуки, издаваемые дельфинами, которые человеческое ухо не улавливает над водой.

Следующей, не менее важной задачей физического воспитания, выступает формирование у детей двигательных навыков и умений и физических качеств. Разработанная программа специалистами сети дельфинариев «Немо»позволяет осуществлять комплексный подход в реализации данной задачи с использованием элементов игровой терапии. Активная двигательная деятельность во время занятий дельфинотерапией оказывает существенное влияние на развитие костно-мышечной системы, опорнодвигательного аппарата, ручной умелости. Ключевую роль в этом играет разнообразие различных подвижных упражнений. Традиционный игровой материал для таких упражнений это кольца и мячи. Они используются при физических упражнениях для тренировки и стимулирования обеих рук. Бросание, метание, перекатывание, подкидывание, перекидывание, толкание колец и мячей осуществляется как отдельно левой, затем правой рукой, так и двумя руками одновременно. Этот процесс повторяется и при снимании колец с носа дельфина и доставании мяча изо рта дельфина. Кольца и мячи активно используются при физических упражнениях для развития силы, умелости и координации ног.

Помимо игры с традиционными предметами, большую роль в физическом развитии ребенка играют также:

  • - различные манипуляции с мелкими предметами (мочалки, лейки, кисточки);
  • - повторение за тренером дельфинов различных жестикуляционных команд (пение, прыжки, брызги водой);
  • - совместные танцы с дельфином (на суше - повторение движений за животным, в воде - обнимая дельфина);
  • - различные игры в воде (с водой, с дельфином, с психологом, с предметами);
  • - сам процесс самостоятельного плавания или же плавания, держась за плавнички дельфинов.

Полученный эффект физических упражнений усиливается тем, что все это происходит в игровой атмосфере и в процессе социального взаимодействия одновременно с взрослым и животным. Такая реабилитационная программа, с применением игровой терапии, позволяет по новому раскрыться ребенку. Например, после прохождения курса дельфинотерапии родителями отмечается, что у детей наблюдается появление уверенности, инициативности и самостоятельности в действиях. Это можно объяснить тем, что на занятиях дельфинотерапии царит доверительная атмосфера в процессе взаимодействия ребенка с терапевтом, создаются ситуации успеха, поощряются активность и инициативность. Более того безусловное и безоценочное принятие ребенка происходит не только психологом, но и дельфинами, готовыми играть и общаться в любое время, становясь для него настоящими друзьями. Это естественным образом способствует раскрытию потенциальных возможностей организма ребенка, развитию его умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке, к различным внешним условиям. Что в итоге реализует следующие актуальные задачи физического воспитания детей, такие как: совершенствование функций организма, его адаптационных возможностей, раскрытие и реализация физического потенциала, развитие физических (ловкость, быстрота, сила, выносливость) и психологических (самостоятельность, активность, инициативность, доброта, экологичность, чувство товарищества и взаимопомощи) качеств.

Как было отмечено ранее, двигательная активность является ведущим фактором в развитии адаптационной способности реагирования на различные условия внешней среды. Разнообразные физические упражнения и игровое взаимодействие в процессе дельфинотерапии знакомят детей с новыми ощущениями, представлениями, понятиями, обогащаются знания об окружающих предметах и явлениях, у детей совершенствуется ориентировка в пространстве и времени. Дельфинотерапия способствует развитию мышц туловища, ног, рук, кистей, пальцев, мышц-разгибателей, формированию двигательных и культурно-гигиенических навыков и умений (дельфину можно чистить зубы, мыть мочалкой), совершенствованию навыков в жестикуляции, ходьбе, прыжках, плавании, манипулировании с мелкими и крупными предметами, и в целом закаливанию организма.

Информация об авторе:

Фищук Ю.С., кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики

ЧУО «Белорусский институт правоведения», дельфинотерапевт Минского дельфинария «Немо», Белоруссия.

ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ ВЫШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Борисов В.В.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >