НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ

Социально-технологическая мобильность специалистов учебно-вспомогательного персонала кафедры физического воспитания и спорта НИУ МГСУ

Аннотация. В статье рассматривается усложнение профессиональной деятельности специалистов учебно-вспомогательного персонала (УВП) в условиях модернизации высшего образования и структурной «перестройке» исторически сложившихся традиций организации учебного процесса на кафедре физического воспитания и спорта НИУ МГСУ.

Описываются содержание и сущность социально-технологической деятельности специалистов УВП образовательных учреждений и трудности, возникающие при перестройке с одного вида деятельности (коммуникация) на другой (работы с программными продуктами и сервисами).

Рассматривается роль грамотного взаимодействия специалистов УВП с профессорско-преподавательским составом (ППС) и с информационновычислительной сетью (ИВС) вуза.

Ключевые слова: инновационная деятельность; учебновспомогательный персонал; содержание профессиональной деятельности; модернизация высшего образования; информационно-вычислительная сеть, социально-технологическая мобильность специалистов.

В настоящее время в НИУ МГСУ развернута современная многофункциональная ИВС. Существует «Положение об организации технического обслуживания компьютерной и офисной техники НИУ МГСУ», СК И ПВД 03-274-2014 от 21.04.2014.

Установлен единый порядок технического обслуживания компьютерной и офисной техники находящейся в пользовании у сотрудников НИУ МГСУ с использованием системы ServiceDesk.

Но для работы с этой системой необходимы квалифицированные, инициативные специалисты, решающие профессиональные задачи в условиях информатизации общества, изменяющей содержание трудовой деятельности современных работников.

Мобильный, гибкий тип личности должен быстро приспосабливаться к любым стремительным и постоянным изменениям в профессиональной деятельности.

Новые социально-экономические условия функционирования образовательных учреждений определяются постоянными технологическими изменениями, ужесточением нормативных сроков реализации учебных процессов, революционными открытиями в области информационных и коммуникационных технологий и вызванным ими быстрым темпом социальных перемен [1]. Наиболее значимые изменения в деятельности кафедры ФВиС НИУ МГСУ связаны с техническим прогрессом, обилием сервисов и программных продуктов, с которыми должен уметь работать специалист УВП. Для работы на кафедре необходимо знание MS Office: Word, Excel, Power Point, приличная скорость машинописи, умение работать с проектором.

При бесспорном желании данных специалистов выполнять свою профессиональную деятельность быстро и квалифицированно, качество и соответствие подготовки их профессиональной сфере находятся в некотором противоречии, выражающемся в недостатке кадров, способных на высоком профессиональном уровне решать сложные технологические, коммуникационные, управленческие задачи, предполагающие взаимодействие между структурными подразделениями вуза, в частности с ИВС НИУ МГСУ [2].

Социально-технологическая мобильность специалиста учебновспомогательного состава может стать тем условием, которое позволит адаптироваться к постоянному изменению содержания профессиональной деятельности, чему будет способствовать постоянное повышение профессиональной квалификации в ходе освоения [3].

Повышение квалификации данных специалистов и желательное повышение заработной платы, обеспечит условия для формирования их профессиональной мобильности.

Анализируя профессиональную деятельность специалистов учебновспомогательного персонала: бывших ведущих инженеров, должность, которую сократили, учебных мастеров, лаборантов кафедры ФВиС НИУ МГСУ, выявилось увеличение объемов документооборота, программных продуктов и сервисов, которые используются для сбора, обработки и представления информации; увеличение сроков согласования документов, диапазона пространственных и временных перемещений для согласования, способов коммуникации внутри кафедры и вне ее, общей информационной перегрузки специалистов.

Изменение содержания работы вызывает неудовлетворенность своей деятельностью и деятельностью коллег, которая становится основным конфликтогеном как в самом структурном подразделении, так и между несколькими структурными подразделениями, вызывая срыв сроков выполнения управленческих, организационных, учебных заданий [4].

Таким образом, специфика профессиональной деятельности специалистов УВП заключается в установлении грамотного социального взаимодействия различными способами коммуникации, чему будет способствовать социально-технологическая мобильность специалиста [5].

Кадровый учебно-вспомогательный состав представляют в основном люди с высшим техническим образованием, которые живут в районе нахождения вуза или общежитии, и, как правило, не имеют опыта организационно-управленческой работы в образовании, в силу тех или иных причин.

Постоянное изменение содержания труда в условиях цейтнота приводит к низкой мотивации своей деятельности.

Мобильность специалиста УВП кафедры ФВиС предполагает наличие необходимых компетенций освоения изменяющегося контекста профессиональной деятельности. Формы проявления мобильности специалистов УВП разнообразны: смена должностей, отличающихся содержанием работ; изменение специализации, области их профессиональной деятельности; совмещение специалистами должностей и профессий.

Следовательно, профессиональная мобильность специалиста УВП интегрирует в себе характеристики, как деятельности, так и личности.

В качестве исходных позиций, обеспечивающих профессиональную мобильность специалиста УВП кафедры ФВиС, выделяю ряд личностных характеристик:

  • - способность взаимодействовать в различных профессиональных ситуациях, проектах разной содержательной направленности;
  • - интерес к разным сферам социальной и профессиональной деятельности;
  • - способность к самообразованию и саморазвитию;
  • - настроенность на творческое отношение к любому делу, творческое преобразование любой ситуации;
  • - высокая адаптивность к различным общественным ситуациям, функционально различным видам деятельности;
  • - способность быстро получать качественный результат своей деятельности.

Таким образом, профессиональную мобильность специалиста учебновспомогательного состава образовательного учреждения представляю как свойство личности и как процесс деятельности.

Социальная мобильность проявляется в процессе профессионального общения со студентами, коллегами, партнерами по выполнению задания в инновационных условиях и обеспечивает комфортное состояние личности в профессиональном социуме, способной быстро адаптироваться к изменениям в нем [6].

Технологическая мобильность представляется знаниями о структуре образовательного учреждения, его кадровом составе; о правилах эксплуатации оргтехники и ведения делопроизводства, о технологиях и информационных ресурсах для создания, обработки, передачи и хранения документов, а также о критериях анализа.

Анализ деятельности специалистов УВП структурных подразделений показал, что разница в традициях и целях подготовки специалистов проявляется в стиле коммуникации, способах взаимодействия и режиме выполнения поручений: специалисты, работающие в парадигме классического образования, адекватно воспринимают суть и контекст профессиональной ситуации; проявляют гибкость в ходе коммуникации с коллегами, осознавая значимость выполняемых действий, как связана их деятельность с деятельностью других структурных подразделений; осуществляют коммуникацию с учетом норм профессиональной этики.

Специалисты УВП, работающие в условиях режимного объекта, в своей деятельности основываются на формализованных нормах в ходе взаимодействия с коллегами, с ППС, со студентами [7].

Однако на практике это приводит к увеличению сроков согласования документов. Формализация деятельности структурных подразделений образовательного учреждения является источником недопонимания, вызывающего конфликты и нарушение норм профессионального общения.

Неудовлетворенность своей работой и работой своих коллег ведет к потере смысла выполнения этой деятельности. Вместе с тем, независимо от того, в какой традиции работали специалисты по УВП, все они испытывают трудности при освоении новых программных продуктов по сбору, обработке и хранению информации, которые необходимы для эффективной деятельности национального исследовательского университета.

Высшее образование развивается во взаимодействии со сферой труда, со всеми отраслями экономики и социальной сферы и производства, что диктует новый формат организации работы учебно-вспомогательных служб образовательного учреждения.

Постоянное расширение сферы деятельности специалистов, отвечающих за организацию методического, учебного, воспитательного, научно-исследовательского процессов в вузе, ускоряющийся процесс морального старения всех компонентов профессионального опыта требуют от современного специалиста готовности к непрерывному самообразованию.

Постоянное повышение квалификации таких специалистов является условием формирования их социально-технологической мобильности!

Технологическая мобильность может быть сформирована, например, в ходе освоения курсов «Электронные средства обучения», «Система 1С: предприятие». Но, к сожалению, это привилегия только руководящего состава кафедры ФВиС и университета в целом.

Считаю, что внедрение такой практики в деятельность национального исследовательского университета приведет к снижению конфликтных ситуаций, уменьшению сроков документооборота и к более эффективному управлению вуза.

Однако условием эффективности вуза является четко организованная и согласованная деятельность всех структурных подразделений на всех этапах реализации учебных, научно-исследовательских, воспитательных и иных процессов.

Таким образом, социально-технологическая мобильность специалиста учебно-вспомогательного состава может быть условием успешности и конкурентоспособности вуза в целом.

Список используемой литературы

  • 1. Смирнова М.Е. Специфика нормирования труда учебно-вспомогательного персонала в условиях совершенствования системы образования // Управленческие науки в современном мире. 2015. Т. 1. № 1. С. 589-593.
  • 2. Николаева А.А., Караханян К.Г. Инновации в образовании: развитие, деятельность, мышление // Инновации и инвестиции. 2015. № 11. С. 15-18.
  • 3. Архангельский А.И. Формирование профессиональной мобильности у студентов в процессе обучения в технических вузах: дис. канд. пед. наук. М., 2006. 146 с.
  • 4. Никулина И.В. Конфликтологическая компетентность преподавателя вуза // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 9 (120). С. 222-226.
  • 5. Калмыкова О.Ю., Соловова Н.В. Кадровая политика организации. Самара: Самарский университет, 2015. 70 с.
  • 6. Игошев Б.М. Сущностно-логический анализ мобильности как международного понятия // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 105111.
  • 7. Горюнова Л. В. Мобильность как принцип модернизации высшего педагогического образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2013. № 6. С. 31-36.

Санько А.М. /Специфика деятельности специалистов учебно-вспомогательного состава. 13.00.00 - педагогические науки/

Информация оба авторе:

Баева Э.Н., учебный мастер I категории кафедры ФВиС

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), Москва, Россия.

Туревский И.М., Борц Г.В.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >