Проектирование программ повышения квалификации работников сферы физической культуры с позиций компетентностого подхода

Аннотация. В статье впервые в практике повышения квалификации работников физической культуры используется компетентностный подход. Новый подход в образовании, от знаниевого к практическим умениям, предполагает создание новых методик обучения, и новых средств проверки эффективности обучения.

Ключевые слова: программирование, физическая культура, компетентностный подход, модернизация образования, цель, результаты обучения, спортивная тренировка.

Изменения в образовательных стандартах Российской Федерации происходит на фоне, усовершенствования Российского образования, основной целью которого является обеспечение современного качества образования. Исторический смысл реформирования образования состоит в гуманистической ориентации: от абсолютистских установок на формирование людей как "исполнителей", к развитию личности способной действовать не только внутри социальной структуры, но и способной изменить ее. Запущен механизм развития и саморазвития системы образования. [1]. Одним из основных критериев образования становиться принцип формирования личности готовой к эффективной профессиональной деятельности и решению производственных задач. Одним из факторов для решения этих задач является модернизация системы повышения квалификации работников образования, в том числе работников физической культуры и фитнес сферы [2,3].

Основной задачей повышения квалификации работника любой сферы является не только необходимость получения определенных навыков и знаний, но и получение определенных практических умений. Это и отличает систему повышения квалификации от базового образования [4,5].

В последние годы происходит переориентация целей и оценки результатов образования с понятий "готовность", "образованность", "общая культура" на понятия "профессионализм и компетентность" это обуславливает смещение направления программ повышения квалификации с "когнитивного" на "компетентностный"[6].

В настоящее время многие программы повышения квалификации работников образования строятся на приобретении обучающимися знаний, умений и навыков, но начинают появляться программы, которые основываются на компетентностном подходе. В данной статье мы провели сравнение некоторых образовательных программ учителей физической культуры, тренеров фитнес клубов, тренеров спортивных школ, тренеров частных спортивных секций [7,8].

Были рассмотрены следующие программы повышения квалификации.

  • 1. Программа повышения квалификации учителей физической культуры. (Традиционный подход).
  • 2. Программа повышения квалификации "здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе" (Компетентностный подход).
  • 3. Программа переподготовки "теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки" (Компетентностный подход).

Таблица №1

Основные отличия компетентного подхода от традиционного

Критерии сравнения

Компетентностный подход

Традиционный подход

Цель обучения

Способность применять знания и умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, так же в определенной широкой области.

Передача абстрактных знаний умений и навыков преимущественно составляющих содержания образования

Результат обучения

"Знаю что делать"

"Знаю, как делать"

Направленность образовательного процесса

Репродуктивный

Продуктивный

Преобладающий компонент образовательного процесса

Контролирование деятельности

Практические занятия, самостоятельная работа

Контроль результатов

Конкретные задания, конкретные оценивания.

Общая отметка по факту достижений.

Дополнительная программа "Теория и методика спортивной тренировки" (Компетентностный подход).

4. Повышение квалификации "персональный тренер по бодибилдингу и фитнесу" (Традиционный подход).

Исследование проводилось на предмет оценки качества образования по следующей схеме.

  • 1. Уровень знания пройденных предметов в рамках программы повышения квалификации.
  • 2. Применение на практике полученных знаний умений и опыта деятельности.
  • 3. Уровень полученных компетенций.

Для выявления необходимых оценок использовались методы:

Беседа, письменный опрос (тестирование), наблюдения во время урока либо тренировки.

Анализ программ повышения квалификации.

В эксперименте участвовали 20 человек слушателей вышеперечисленных программ. Для письменного опроса использовались выпускные тестирования каждого из курсов.

В беседе обсуждалось личное мнение по поводу той или иной программы повышения квалификации по вопросам.

Что понравилось?

Что не понравилось?

Получается ли использовать опыт, полученный в ходе обучения на курсах?

В ходе наблюдения ставились интегральные оценки:

Заинтересованность обучающихся.

Использование полученных навыков на практике.

Исследование проводилось спустя 1-2 года после прохождения курсов повышения квалификации.

Были получены следующие результаты:

Уровень знаний предметов изученных во время курсов высокий.

Знания применяются на практике независимо от подхода примененного в ходе курсов повышения квалификации.

Качество применения полученного образования на практике по субъективной оценке (учителей, преподавателей, тренеров) выше при использовании компетентного подхода в системе повышения квалификации.

Процесс обучения интереснее, если применяется компетентный подход при построении учебных программ. Проще запомнить и применить опыт, полученный во время программ, строящихся на применении компетентного подхода.

На основании этих результатов можно сделать следующие выводы.

Принципиального изменения в качестве образования при использовании компетентного подхода не происходит, скорее можно отметить, что компетентный подход усовершенствует традиционный и тесно переплетается с ним, делая качество образования более высоким.

«Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года», а теперь и проекты «Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения» зафиксировали тенденцию к переводу содержания Российского образования на уровень ключевых образовательных компетенций. Это значит, что компетентный подход в нашей стране приходит на смену знаниевому.

Новый подход в образовании предполагает создание новых методик обучения, и новых методик проверки эффективности обучения. В этой связи требуется модернизация системы повышения квалификации, с учетом компетентного подхода, работников образования, в том числе работников сферы физической культуры и спорта.

Список используемой литературы

  • 1. Довгопол И. И. Профессиональная компетентность педагога: методика комплексного исследования. - Симферополь, «Ната»,2006. -72 с.
  • 2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. - № 5. - С.35 41
  • 3. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.,1990, - с.9
  • 4. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - № 5. - С.3-12.
  • 5. Рогожникова Р. А. Профессиональная компетентность будущего учителя по формированию дисциплинированности школьника. [Текст] /Р. А. Рогожэникова, - Пермь: Перм.гос.ун-т,1996. -152(2) с.
  • 6. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос». www/eidos.ru/news/compat/htm
  • 7. Шишов С. Е., Агапов И. Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002, март-апрель. -С.58-62.
  • 8. Краевский В.В. О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания образования / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2005 г.). - М, 2005. - С. 17-23.

Информация об авторах:

Туревский И.М., доктор педагогических наук, профессор;

Борц Г.В., магистрант направления «Педагогическое направление» специальности «Физическая культура и спорт»

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тула, Россия.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ