АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКСТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННОМ УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

А.С. Брайко

Московский государственный областной университет

Научный руководитель: Э.Х. Надысева, к.ю.н. доцент Московский государственный областной университет

Ввиду активного сотрудничества стран в целях борьбы с преступностью, в современном уголовном судопроизводстве проблема выдачи лиц, совершивших преступление, бесспорно, является актуальной, о чём свидетельствует увеличение количества запросов об экстрадиции. Как показывает практика, в связи со стремительными темпами развития науки и техники в наше время существует большая вероятность появления у преступника возможности скрыться от правосудия в другом государстве. Выше сказанное ведёт к необходимости усовершенствования института экстрадиции в Российской Федерации, а именно усовершенствования правовой базы, касающейся данной процедуры.

В частности, по сообщению Травникова М.А., замминистра юстиции, в Объединённых Арабских Эмиратах в январе этого года на рассмотрении находились девять запросов об экстрадиции россиян. Однако это ещё не гарантирует их выдачу. К примеру, между Великобританией и Российской Федерацией не заключён соответствующий международный договор, следовательно, запросы о выдаче осуществляются только на началах международной вежливости, поэтому чаще всего влекут за собой отказ в экстрадиции. По мнению практикующего адвоката Кочерина В., «отказ в экстрадиции мотивируется предоставлением лицу специального статуса аналогичного статусу беженца, то есть суд устанавливает, что человек покинул страну в связи с преследованием по политическим или иным мотивам» [3]. Наиболее известные нашумевшие дела, повлёкшие отказ в экстрадиции, Бориса Березовского, Евгения Чичваркина, Ахмеда Закаева и др.

Подобная практика затрагивает такие взаимосвязанные проблемы, как:

• недостаточность законодательного регламентирования положений, касающихся процедуры экстрадиции, в Федеральных законах и Уголовнопроцессуальном кодексе Российской Федерации;

• длительность срока процесса экстрадиции.

Основными источниками, содержащими положения об экстрадиции, являются международные конвенции и международные договоры, в которых процедура выдачи лиц осуществляется по договорённости двух и более стран. Равным образом процесс экстрадиции регулируется национальным законодательством Российской Федерации, где правила выдачи применяются только в пределах компетенции данной страны.

В национальном законодательстве Российской Федерации, в частности в Уголовном и Уголовно-процессуальном Кодексах, нет положений, содержащих такую правовую категорию, как экстрадиция, хотя «выдача лица» и «передача осуждённого лица» неразрывно с ней связаны.

В связи с чем представляется необходимым внести в законодательство значение термина экстрадиции в следующей редакции: «Экстрадиция является формой международного сотрудничество государств в борьбе с преступностью, заключается в аресте и передаче одним государством другому (по запросу последнего) лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления (для судебного разбирательства), либо лиц, уже осуждённых судебными органами этого государства (для исполнения приговора)» [5].

Как показывает практика, большинство сотрудников правоохранительных органов в своей деятельности ссылаются именно на национальное законодательство, хотя оно не содержит исчерпывающий перечень данных. К примеру, в Уголовно-процессуальном кодексе не обозначено, на каком языке составлять запрос о правовой помощи, поэтому следует руководствоваться ст. 23 Европейской конвенции о выдаче 1957 г. По этой причине принятие Федерального закона «Об экстрадиции» Российской Федерации поспособствовало бы сотрудникам правоохранительных органов в их деятельности, поскольку в настоящий момент отсутствует специальный закон о выдаче преступников.

Таким образом, если восполнить пробелы национального законодательства, то внутри страны сотрудничество государственных органов станет скоординировано, ведь в том случае, если между государствами не заключён международный договор, в вопросах выдачи лиц они ссылаются на национальное законодательство. А в процедуре экстрадиции задействованы институты административного, уголовного и уголовно-процессуального права. Административный вопрос возникает, когда правительство или другие органы государственной власти участвуют в процессе выдачи лиц. Уголовный вопрос касается передачи осуждённых лиц для исполнения наказания. Уголовнопроцессуальный институт обеспечивает соблюдение процессуальных норм и гарантий.

Литература

  • 1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. В силу с 15.09.2015).
  • 2. Государственная Дума Федерального Собрания РФ, шестой созыв 29.01.2016. О проекте федерального закона № 929250-6 «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Объединёнными Арабскими Эмиратами о выдаче». Бюлл. N 278(1516) Ч.1:Стр.24, 30-32, 71-72.
  • 3. Кондратьева И. Россия зовёт: выдача Сергея Пугачёва и другие вопросы экстрадиции. - 2015.
  • 4. Феоктистова Е.Е. Актуальные проблемы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства // Российский следователь, 2006, № 6.
  • 5. Шарафутдинова Ю.А., Чернова О.А. К проблеме реализации норм международного права и национального уголовного законодательства РФ о выдаче преступников (экстрадиции) // «Ученые заметки ТОГУ» 2014, Том 5, № 4, С. 275 -280.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >