ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ»

Басманова Н.И., Бобкова Н.Ю.

Технологический университет, г. Королев, Россия

В статье на примере дисциплины «История психологии» описан опыт внедрения в университете смешанного обучения при подготовке студентов очного отделения. Основное внимание уделено организации самостоятельной работы студентов, поиску оптимальных форм и методов педагогического взаимодействия всех участников процесса обучения. Проведен обзор и краткий анализ типов занятий и форм контроля, использованных в курсе.

Ключевые слова: самостоятельная работа студента, дистанционное обучение, дистанционные технологии.

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS WITH APPLICATION OF REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES ON THE EXAMPLE OF STUDY OF DISCIPLINE «HISTORY OF PSYCHOLOGY»

Basmanova N.L, Bobkova N.Y.

University of Technology, Korolev, Russia

The article describes the experience of implementation of the University blended learning on the example of discipline «History of psychology» for students in the intramural office. The main attention was paid to organization of independent work of students, search of optimal forms and methods of pedagogical interaction of all participants of the learning process. A review and brief analysis of the types of lessons and forms of control used in the course.

Keywords: independent work of students, distance learning, e-leaming technologies.

Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного ученика.

К.Д. Ушинский

Современное общество характеризуется повсеместным использованием информационно-коммуникационных технологий во всех сферах жизни, включая средства повышения качества образовательной и профессиональной деятельности, и определяется как общество глобальной коммуникации. Использование ИКТ в образовании позволяет обновить методы и средства информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса, а также социальными группами, образовательными учреждениями и предприятиями. Не только качество образования зависит от использования информационных технологий, но и развитие техники и технологий зависит от интеллектуального потенциала общества, и, следовательно, от уровня развития образования [1].

Профессиональные качества будущего выпускника вуза во многом зависят от его способности самостоятельно осваивать, анализировать и перерабатывать большие объемы информации, применять в своей работе новые методы и средства обучения, в том числе, дистанционные.

Обучение в ВУЗе складывается из двух частей: аудиторной нагрузки, которая характеризуется непосредственным участием преподавателя, и самообразования, где ведущая роль отводится самому студенту. Однако при постоянно возрастающей информационной нагрузке студентов актуализируется проблема снижения мотивации к самостоятельному усидчивому поступательному получению знаний.

Классический подход в определении цели самостоятельной работы студента вуза заключается в «овладении фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, развитии творческого подхода к выполнению профессиональных задач, формировании навыков научно-исследовательской работы» [2]. В современных условиях при формировании тенденции развития непрерывного образования к целям СРС добавляется умение непрерывного повышения своей профессиональной квалификации с использованием возможностей ИКТ.

Эффективность самостоятельной работы студента определяется целым рядом факторов, но в первую очередь - готовностью самого студента к самостоятельной работе и тем, как осуществляется организация и контроль обучения со стороны преподавателя.

При организации обучения с применением дистанционных технологий изменяется и работа самого преподавателя. Наряду с задачами традиционного обучения перед ним ставится ряд дополнительных требований, а именно:

  • - приобретение навыков работы в системе дистанционного обучения университета;
  • - ознакомление студентов с правилами организации работы на курсе и обучение работе в системе дистанционного обучения (СДО) и дальнейшее ее сопровождение;
  • - структурирование учебного материала с учетом применения разных видов деятельности;
  • - организация контрольных мероприятий, разработка критериев оценки эффективности изучения материалов курса в целом и его частей в отдельности;
  • - организация обратной связи в ходе обучения: форумы, чаты, рассылки и т.п.
  • - организация консультационно-методической помощи студентам;
  • - решение проблемы адаптации студента к курсу, которая заключается в разработке индивидуальной образовательной траектории с учетом начальных знаний обучающегося, его возможностей и предпочтений;
  • - формирование мотивации студента при организации самостоятельной работы.

Все вместе эти задачи представляют единый процесс, состоящий из планирования, организации, систематического контроля, диагностики обучения и мотивации.

В ГБОУ ВО МО «Технологический университет» в рамках обучения дисциплине «История психологии» для студентов очного отделения разработана и апробирована в образовательном процессе методика смешанного обучения с применением дистанционных технологий. Ее цель - углубление, наращивание и расширение знаний студентов при сохранении полного объема аудиторных занятий, предусмотренных учебным планом. Она предусматривает оптимальное сочетание различных видов деятельности на аудиторных занятиях и занятиях, проводимых в дистанционной форме.

В алгоритме планирования обучения дисциплине «История психологии» с применением дистанционных технологий отдано предпочтение модульному структурированию материала: весь учебный контент разбивается на разделы - модули, в соответствии с темами, определёнными рабочей программой дисциплины. Доступ к материалам очередного модуля открывается постепенно, по мере рассмотрения темы на аудиторном занятии, выполнения задания и прохождения тестирования по теме дистанционно. Для каждого модуля определяется свой блок текущих и итоговых контрольных мероприятий. При неудовлетворительном результате прохождения контроля происходит возврат к началу теоретического блока (Рис.1).

Успешное освоение темы

«История психологии»

Успешное освоение темы

--------1

I

Тема не |

освоена I

I

I

СРСв СПО

i

I

I

I

________!

---------( I Тема не I

освоена I I

СРС в СДО

I I

I I ________|

Рис.1 Алгоритм освоения дисциплины с применением дистанционных технологий при организации СРС

Организация обучения в СДО университета предусматривает наличие виртуального личного кабинета для каждого студента. В личном кабинете осуществляется доступ ко всем материалам дисциплины и отображается прогресс прохождения учебного плана.

Подбирает и структурирует изложение материала по дисциплине преподаватель.

Так называемая «неконтактная» работа студента - самостоятельная работа в СДО, достаточно объемна и разнообразна. Типы занятий, используемых в СДО по дисциплине «История психологии».

  • 1. Лекция/презентация - теоретический материал для закрепления, пройденного в аудитории с преподавателем. В СДО представляется в презентационной форме, как правило, содержит расширенный обзорный материал по теме; глоссарий; ссылки на источники и электронные ресурсы.
  • 2. Задание (самостоятельная работа) - текущий элемент контроля. Для данной дисциплины - это творческие задания, состоящие из одного или нескольких вариантов и выполняемые студентами непосредственно в СДО, они предназначены для определения степени понимания и усвоения темы обучающимся. В СДО университета предусмотрена возможность виртуального диалога между преподавателем и студентом при проверке задания: студент может задать вопрос, преподаватель - ответить на него, прокомментировать выполнение задания, отправить задание на доработку, выставить оценку. Положительной чертой таких заданий является исключение эффекта угадывания ответа и необходимость углубленного изучения теории.

Одним из способов повышения мотивации является применение элементов геймификации в представлении учебного контента. К примеру, студент должен на изображении фрески Рафаэля Санти «Афинская школа» определить имена персонажей в постепенно появляющихся пустых окнах. Задания такого типа вызывают большой интерес у студентов: с одной стороны, необычен формат представления задания, с другой, - для его решения вместо обычного поиска в сети Интернет студентам приходится возвращаться к лекционному материалу.

3. Тесты - завершающий элемент электронного контроля усвоения материала темы или всего курса. В курсе «История психологии» использовались небольшие тесты (10-15 вопросов) для текущего контроля по теме. Существует также различие между организацией тестов для текущего и итогового контроля: в тестах, направленных на контроль усвоения материала по теме, разрешено ознакомление с правильными ответами на вопрос, в то время как итоговое тестирование ограничено во времени, а также в получении комментариев и подробных отчетов о его прохождении.

В условиях дистанционного обучения возможны две формы контроля знаний: проверка минимального уровня знаний, предусмотренных программой курса, и дополнительных, приобретенных в результате ознакомления не только с материалами курса, размещенного в СДО, но и с содержимым ресурсов, размещенных по ссылкам на источники вне СДО [4]. Правильно подобранный и структурированный преподавателем дополнительный материал помогает студенту сконструировать собственный маршрут самостоятельной работы и при изучении дисциплины не потеряться в огромном мире информации.

Особое внимание уделялось организации удаленного взаимодействия преподавателя и студентов, поиск наиболее эффективных методов и средств общения в СДО. Для этого использовались форумы и чаты, в рамках которых формировалось не просто общение, а педагогическое взаимодействие, мотивирующее студента к самостоятельной работе. Общение преподавателя со студентами в чате в режиме онлайн дает возможность преподавателю диагностировать правильность выбранной траектории СРС. Форум использовался для проведения семинара с возможностью получения развернутых ответов студентов на поставленные преподавателем вопросы, общения студентов между собой, работы в виртуальных группах для обсуждения проблематики заданий.

Введение дистанционного обучения с необходимостью должно включать предварительную подготовку студентов, их сопровождение (контроль, мотивацию, консультативную помощь) и только затем их полностью самостоятельную работу. Система дистанционного обучения позволяет индивидуализировать процесс освоения знаний. Здесь существует возможность создавать и соответственно открывать доступ к различным заданиям в различном темпе для разных групп обучающихся. [3]

Подводя итоги внедрения смешанного обучения дисциплине «История психологии» студентов очного отделения и организации их самостоятельной работы, отметим, что при всех достоинствах такой формы обучения есть и ряд недостатков. К достоинствам, несомненно, следует отнести индивидуализацию обучения, возможность учиться в собственном режиме и без территориальной привязки к месту обучения. Учет своих стартовых знаний и способностей позволяет студенту спроектировать с помощью преподавателя индивидуальный маршрут самостоятельной работы, максимально соответствующий эффективному обучению. В то же время на начальных этапах самостоятельной работы в СДО студентам требуется значительно больше времени, чем определено учебным планом. Несмотря на то, что каждый обучающийся имеет навыки общения в сети и поиска источников, готовностью к самостоятельной работе в разных формах обладает далеко не каждый. Решением этой проблемы может стать постепенное внедрение информационных технологий, формирование навыков работы в СДО университета не только у преподавателей, но и у студентов, а также такое моделирование процесса взаимодействия, при котором студент будет максимально включен в процесс обучения.

Список использованных источников:

  • 1. Дочкин С.А. Концепция модернизации дополнительного профессионального образования: сущность, особенности, реализация [Текст]: монография /С.А. Дочкин,-СПб.: Арден, 2009 - 294с.
  • 2. Козловская С.Н. Самостоятельная работа в профессионально-компетентностно становлении бакалавров социальной работы. Учебно-методическое пособие. -М: Инфра-М. Znanium.com. 2016 - 170с.
  • 3. Никуличева Н.В. Дистанционное обучение в образовании: организация и реализация. -М.: LAP LAMBERT AcademicPublishing, 2012 - 220 с.
  • 4. Симонов В.П. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров: Учеб.пособие. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2015 - 320 с.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >