Право в системе регулирования общественных отношений

Право и социальные нормы: соотношение, взаимосвязи и различия

соотношение, взаимосвязи и различия

Социальные нормы догосударственного общества

существовал обряд приносить на могилу к покойному что-либо из еды и питье, что символизировало заботу живых об умершем.

В качестве специальных норм можно рассматривать и мифы — разные народные сказки, былины, которые учат людей тому, как нужно себя вести и как не нужно. Мифы объясняли многие стороны нашей жизни, тайну появления человека, его быта, растений и животных, характер отношений в семье и др. Но все же главное в мифах — это их нормативно-регулятивная особенность. Например, сербская сказка «Кто не работает, тот не ест» учит всех, и прежде всего молодых, что надо трудиться, чтобы жить. И тем самым эта сказка помогает регулировать в этой тонкой сфере отношения. Другой пример. В известной русской народной сказке «Репка» есть правила поведения, согласно которым надо многим людям строить свою жизнь. В сказке можно выделить следующие «регулятивные» мысли: даже самое трудное дело можно выполнить сообща; нельзя пренебрегать даже самыми малыми усилиями, поскольку они могут оказаться решающими в достижении цели.

Общепризнанными социальными нормами считались также обычаи, т.е. правила поведения, сложившиеся исторически и регулирующие устойчивые общественные отношения на протяжении длительного периода времени, в течение жизни нескольких десятков поколений. Одним словом, за каждым обычаем тянется большой исторический период. Обычаи выражают какую-то жизненную закономерность, нарушение которой грозит неприятностями для человека (например, решение дела на основе обычая, передача имущества умершего близким родственникам, воспитание детей матерью, почитание старших, употребление весной постной пищи и др.). В отличие, допустим, от ритуалов обычай затрагивает суть общественных отношений и поэтому включается в систему практического регулирования поведения людей.

Религиозные нормы — это тоже вид социальных норм, причем очень важных. Они выступают как особые правила поведения, регулирующие отношения между людьми сквозь призму требований Всевышнего Творца, Бога. В этих нормах проповедуется тесный духовный союз человека с богами (Богом). Этот союз состоит в том, что Бог открывает человеку свое сердце и свою волю, а человек, пребывая в общении с божеством, делает его волю своей нормой и отдает свои силы на ее реализацию. Верующий человек воспринимает волю Божью в качестве нормы своего поведения и видит в божестве установителя заповедей. Религиозные нормы указывали людям путь к спасению, избавлению от страданий, достижению бессмертия. Позднее они начали играть чисто регулятивную функцию: предписывали правила поведения сквозь призму божест венного начала, адресовались людям и упорядочивали их поведение. Тем самым в обществе устанавливался нужный порядок взамен возможной анархии и вседозволенности.

Нормы морали тоже рассматривались как важнейшие регуляторы жизни людей, ибо в них отражались правила поведения, определяющие, что есть добро и что есть зло.

Нормы морали в отличие от норм религии не навязываются со стороны, а основываются на свободном и самостоятельном убеждении. В установлении этих правил человек предоставлен себе и своей воле. Понятно, что такого убеждения никто ни у кого заимствовать не может; даже внешним авторитетом нормы морали не могут быть установлены, потому что единственным авторитетом здесь является голос совести, живущий в глубине души.

Это, конечно, не значит, что, формулируя в себе нормы морали и поступая морально, человек должен отбросить свои личные интересы и потребности. Нет, конечно. Но наряду с ними он должен поставить перед своей совестью вопрос: что есть самое лучшее в личном поведении и в отношении к другим людям. В первобытном обществе таковой считались, например, норма, согласно которой нельзя было покидать поле боя и оставлять соплеменников, даже если явно было проиграно сражение.

Одна из разновидностей социальных норм — правила этикета. Считается аксиомой, что люди без них никогда не обходились и обходиться не могут, так как в этом случае речь о правилах поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям, причем отношения благоприятного, располагающего к общению, к разговору, заключению соглашений и т.д. Так, например, в догосудар-ственном обществе существовали особые правила обхождения с вышестоящими лицами, которые в обществе занимали высокие посты. Им клялись, их приветствовали какими-то жестами, для них устраивали праздники, им старались отдать драгоценности, боготворить и т.д.

Становится очевидным, что в догосударственном обществе социальные отношения регулировались с помощью самых различных норм, правил поведения, требований и т.д. При этом ряд из этих норм нашли, на наш взгляд, свое проявление и в так называемых мононормах (нормах-запретах, нормах-ожиданиях, обрядах и т.д.).

Анализ показал, что и сегодня право нисколько не уступило своего первенства другим видам социальных норм, а скорее наоборот.

1

Хотя, с другой стороны, сегодня налицо признание, тесная взаимосвязь и бесконфликтное действие (наряду с нормами права) и иных обозначенных выше видов всех социальных норм. Так, например, несмотря на известную «древность», в современном демократическом обществе мирно живут, взаимодействуют и применяются многие «старые» (но не на новый лад!) социальные нормы: ритуалы (церемонии регистрации брака, венчания, и др.); обряды (обряды захоронения лидеров государства, героев страны, обряды похищения невесты на Кавказе, обряды приношения на могилу умершего съестного и др.); мифы (сказка о добром герое, о милой Красной шапочке и злом волке и др.); обычаи (делового оборота, передачи после умершего имущества младшему ребенку, почитание стариков и др.); нормы морали (нормы нравственности рабочего, жителя села, бизнесмена, их представления о добре, зле и др.); религиозные нормы (правила поведения человека в храме вообще, во время пасхального богослужения, крестного хода, причащения и т.д.); нормы этикета (во время дипломатических приемов, заседаний депутатских комиссий, комитетов, ученых советов и т.д.) и др.

Однако встает закономерный вопрос: чем же современное право, будучи взаимосвязанным и взаимодействуя с этими социальными нормами, отличается от всех них? Нынешнее право возникает одновременно с государством, оно тесно связано с этим государством и реализуется его органами; в то время как иные виды социальных норм появляются по инициативе людей в результате их признания и длительного применения как регуляторов общественных отношений; право имеет всеобщий характер, распространяется на всех граждан, тогда как другие социальные нормы действуют в определенной сфере и их реализация ограниченна; в ходе применения права используются, когда это необходимо, меры государственного принуждения и наказания, тогда как иные социальные нормы воспринимаются и реализуются людьми по доброй воле, без властного воздействия; нормы права закрепляются официально, в форме законов и иных нормативных актов, в то время как указанные социальные нормы во всем этом не нуждаются.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >