Проблемы реализации повышенных требований к экологическому классу автомобилей

Настоящая статья готовилась как аналитическая по актуальной недавно проблеме, связанной с реализацией розничными продавцами после 1 января 2008 г. автомобилей экологического класса 2 («Евро-2»), произведенных или импортированных на территорию РФ до 31 декабря 2007 г., а точнее, с рисками таких продаж.

Сегодня практика подтвердила основные выводы, сформулированные в статье. Нам представляется, что важнейшие ее аргументы могут пригодиться читателям и на новом витке развития ситуации: если, предположим, правительство установит еще более жесткие требования к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ — «Евро-4». Каковы в таком случае будут правовые возможности реализации после определенной даты автомобилей экологического класса 3 («Евро-3»)? Полагаем, что и сегодня есть смысл изучить некоторые следующие ниже доводы.

Итак, в сертификатах соответствия («Одобрениях типа транспортного средства») на автомобили класса «Евро-2» указывалось, что срок их действия истекает 31 декабря 2007 г. При этом нужно отметить, что в соответствии с законода тельством РФ не допускается продажа товара, в том числе импортного, без информации об обязательном подтверждении его соответствия обязательным требованиям, обеспечивающим его безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя.

Какие риски возникали у розничных продавцов в связи с реализацией ими после 1 января 2008 г. автомобилей класса «Евро-2», произведенных в РФ или импортированных на территорию РФ до 31декабря 2007 г., т.е. после даты истечения срока, указанного в сертификатах соответствия в качестве срока их действия?

Сначала кратко ответим на данный вопрос, а потом дадим развернутую аргументацию.

Итак, проанализировав применимое законодательство и судебную практику по указанным вопросам, можно прийти к следующим выводам.

  • 1. На наш взгляд, автомобили класса «Евро-2», произведенные в РФ или импортированные на территорию РФ до 31 декабря 2007 г., могли быть реализованы потребителям после 1 января 2008 г. Вместе с тем нечеткость законодательства и непоследовательность судебной практики по данному вопросу порождали определенные правовые риски.
  • 2. В случае продажи указанных выше автомобилей класса «Евро-2» риск предъявления к розничным продавцам соответствующих претензий со стороны государственных органов, связанных с продажей таких автомобилей после истечения срока действия сертификатов на них, является низким.
  • 3. Риск удовлетворения претензий потребителей о возврате уплаченных за автомобиль денежных средств мы оцениваем «выше среднего», поскольку возможна позиция суда о том, что потребителю не представлена полная информация о товаре в связи с истечением срока действия сертификатов на них. Снизить риск можно, если продавец сообщит потребителю полную информацию при продаже транспортных средств и, в частности, информацию о том, что в силу положений соответствующего технического регламента автомобили данного экологического класса более не могут производиться в РФ и импортироваться на территорию РФ, а также что срок действия сертификата соответствия на автомобили данного экологического класса истек.

Данная позиция основана на нижеизложенных обстоятельствах.

Допустимость реализации автомобилей класса «Евро-2» после 1 января 2008 г.

Как уже говорилось выше, не допускается продажа товара, в том числе импортного, без информации об обязательном подтверждении его соответствия обязательным требованиям, обеспечивающим его безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя. Обязательное подтверждение соответствия автомобилей указанным требованиям предполагает выдачу в установленном порядке сертификата соответствия (одобрения типа транспортного средства). Продавец обязан приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия истек либо действие сертификата соответствия приостановлено или прекращено.

В соответствии с п. 14 специального технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 октября 2005 г. № 609 (далее — Регламент), с 1 января 2008 г. В отношении автомобильной техники, впервые изготовленной в России или ввозимой на таможенную территорию России, вводится в действие стандарт «Евро-3», что означает запрет на производство и импорт с этой даты автомобилей класса «Евро-2». При этом в соответствии с п. 13 Регламента срок действия сертификатов соответствия на автомобили ограничивается датой вступления в силу требований к следующему экологическому классу, т. е. срок действия сертификатов соответствия на автомобили класса «Евро-2» истекает 1 января 2008 г.

В то же время, согласно п. 3.5.3 Порядка проведения сертификации продукции в РФ, утвержденного постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. № 15 (далее — Порядок сертификации), для продукции, реализуемой изготовителем в течение срока действия сертификата на серийно выпускаемую продукцию (серийный выпуск), сертификат действителен при ее поставке, продаже в течение срока годности (службы), установленного в соответствии с действующим законодательством РФ для предъявления требований по поводу недостатков продукции; в течение этих же сроков действителен и сертификат на партию продукции или изделие.

Соответствие указанного выше положения Порядка сертификации нормам законодательства РФ о техническом регулировании (сертификации), в том числе Закону о техническом регулировании, подтверждается судебно-арбитражной практикой по делам о привлечении к административной ответственности за реализацию потребителям продукции, срок действия сертификатов соответствия на которую истек.

По нашему мнению, п. 3.5.3 Порядка сертификации не противоречит также и указанным выше нормам Регламента, так как говорит не о «сроке действия» сертификата, а о его «действительности» в отношении конкретной партии про дукции, несмотря на истечение срока действия сертификата.

Таким образом, по нашему мнению, реализация потребителям после 1 января 2008 г. автомобилей класса «Евро-2», произведенных в РФ или импортированных на территорию РФ до 31 декабря 2007 г., допустима с точки зрения положений законодательства о защите прав потребителей, требующих наличия у продавца сертификата соответствия на продаваемый автомобиль. В частности, согласно указанным выше положениям п. 3.5.3 Порядка сертификации после 1 января 2008 г. сертификаты на автомобили класса «Евро-2» должны считаться действительными, несмотря на истечение их срока.

В то же время некоторые аргументы свидетельствуют об обратном:

  • а) в частности, существует пример иного толкования судом действующего законодательства РФ, согласно которому положение п. 3.5.3 Порядка сертификации противоречит положениям абз. 6 п. 2 ст. 28 Закона о техническом регулировании и п. 3.8 Правил сертификации;
  • б) соотношение п. 3.5.3 Порядка сертификации и пп. 13, 14 Регламента в части срока сертификата и его действительности, на которое мы указывали выше, не следует очевидно из действующего законодательства РФ, в силу чего суд может принять решение исключительно на основе положений Регламента. При этом ссылаясь на то, что п. 3.5.3 Порядка сертификации противоречит Регламенту и должны применяться именно нормы Регламента как акта, имеющего большую юридическую силу (Регламент утвержден постановлением Правительства РФ, тогда как Порядок сертификации — постановлением Госстандарта России) и принятого позже (Регламент принят в 2005 г., а Порядок сертификации — в 1994 г.).

С учетом вышесказанного есть определенный риск, что суд придет к выводу о недопустимости реализации потребителям после 1 января 2008 г. автомобилей класса «Евро-2», произведенных в РФ или импортированных на территорию РФ до 31 декабря 2007 г. Данный риск мы оценим далее, учитывая возможные претензии государственных органов и потребителей.

Претензии государственных органов

Как указано выше, Закон о техническом регулировании предусматривает обязанность продавца приостановить (прекратить) реализацию товара, срок действия сертификата на который истек. Продажа товара без сертификата соответствия влечет административную ответственность для юридических лиц в размере от 40 000 до 50 000 рублей с конфискацией товаров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией товаров или без таковой. В основном дела по данным правонарушением рассматриваются (протоколы составляются) органами государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ (в настоящее время — Роспотребнадзор). Помимо этого данные требования может предъявлять также прокуратура.

Роспотребнадзор допускает реализацию после 1 января 2008 г. розничными продавцами потребителям автомобилей класса «Евро-2», произведенных в РФ или импортированных на территорию РФ до 31 декабря 2007 г.

При этом следует отметить, что госорганы могут менять свою позицию относительно законности/незаконности тех или иных действий, в том числе отказываться от ранее данных официальных ответов.

Тем не менее риск предъявления претензий Роспотребнадзором и иными государственными органами можно оценить как низкий. И прежде всего потому, что в большинстве решений арбитражные суды делают вывод о возможности продажи товаров после истечения срока действия сертификатов на них согласно п. 3.5.3 Порядка сертификации.

Претензии потребителей

Риск предъявления потребителем требования

о возврате уплаченных за автомобиль денежных средств На наш взгляд, наиболее существенным риском для розничных продавцов в данной ситуации является предъявление потребителями требований об отказе от исполнения договора купли-продажи автомобиля, возврате уплаченной за автомобиль суммы и возмещении иных убытков. Подобное право дано потребителю в случае, если в момент заключения договора ему не предоставлена необходимая по закону информация о товаре.

Представляется, что в отношении автомобилей класса «Евро-2», произведенных (импортированных) до 31 декабря 2007 г., но реализованных потребителям после 1 января 2008 г., такой риск велик.

В качестве обоснования данных требований потребитель может ссылаться на следующее.

  • 1. Продавец обязан довести до сведения покупателей информацию о подтверждении соответствия товара требованиям технических регламентов, в том числе путем ознакомления покупателя, по его требованию, с одним из указанных в данном пункте документов (сертификат соответствия, его копия или товарно-сопроводительные документы с информацией о подтверждении соответствия). Данная обязанность может являться элементом раскрытия информации о товаре.
  • 2. В связи с тем, что срок действия сертификата истек (на основании положений Регламента), у продавца действующий сертификат на реализуемый автомобиль от сутствует, а значит, указанное выше требование Правил продажи товаров продавец не соблюдает, т. е. не доводит до покупателя информацию о подтверждении соответствия товара обязательным требованиям в установленном законодательством РФ порядке. При этом п. 3.5.3 Порядка сертификации в отношении действительности сертификатов после истечения их срока не должен приниматься во внимание по основаниям, которые мы привели ранее.
  • 3. Следовательно, на момент заключения договора купли-продажи автомобиля продавец не предоставил информацию о подтверждении соответствия товара обязательным требованиям в целом, что дает потребителю право заявить соответствующие требования об отказе от исполнения договора, возврате уплаченной за товар суммы и возмещении других убытков.

Риск удовлетворения подобных претензий потребителей мы оцениваем как выше среднего с учетом того, что суды общей юрисдикции в большинстве случаев принимают сторону потребителей как менее защищенной стороны по договору.

О том, как минимизировать риск, было сказано выше.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >