Осуществление таможенными органами отдельных видов государственного контроля в связи с передачей полномочий в соответствии с федеральным законом Российской Федерации от 28.12.2010 № 394-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации»

Проблемы межведомственного характера, возникшие при реализации федерального закона № 394-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации»

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 1724-р «О пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» на сегодняшний день в регионе деятельности таможенных органов, подчиненных ДВТУ, расположено 65 пунктов пропуска через внешнюю границу Таможенного союза (далее - ПП), в том числе: морских - 35, воздушных - 10, смешанных - 10, автомобильных - 6, железнодорожных - 3, речной - 1.

Функционирующих пунктов пропуска - 54, нефункционирующих - 11 (через указанные пункты пропуска не осуществляется перемещение физических лиц, транспортных средств и товаров, таможенные органы в них не располагаются, какая-либо таможенная инфраструктура отсутствует). В 50 пунктах пропуска (ПП) находятся должностные лица таможенных органов.

Основные объемы перемещения товаров и транспортных средств через государственную границу Российской Федерации приходятся на морские ПП. При этом необходимо отметить, что большинство ПП, расположенных в регионах деятельности таможенных органов, подчиненных ДВТУ, не соответствуют Типовым требованиям к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденным приказом ФТС России от 31.10.2008 г. № 1349 (далее - приказ № 1349), и функционируют по временной схеме, так как отсутствуют нормативные правовые акты соответствующего органа исполнительной власти об открытии пунктов пропуска. Кроме того, преобладающая часть зданий и помещений, расположенных на территории ПП, находится в собственности коммерческих организаций и отсутствует механизм их перевода

* Сидоров Александр Сергеевич - начальник отделения организации и функционирования пунктов пропуска службы организации таможенного контроля Дальневосточного таможенного управления. в федеральную собственность этих объектов. Это является основной причиной низкой пропускной способности ПП.

В рамках реализации технологии «одного окна» в целях сокращения времени на пересечение таможенной границы Таможенного союза и увеличения пропускной способности ПП в соответствии с федеральным законом от 28.12.2010 г. № 394-ФЗ (далее - 394-ФЗ) с 29.06.2011 г. государственный контроль за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок, а также проверка документов при ветеринарном, карантинно-фитосанитарном, санитарно-карантинном и государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности в ПП возложены на таможенные органы.

До вступления в силу 394-ФЗ ДВТУ и подчиненными таможенными органами проведен ряд подготовительных мероприятий:

  • 1) осуществлено перераспределение штатной численности структурных подразделений, уполномоченных на совершение операций в рамках 394-ФЗ;
  • 2) проведено оснащение пунктов пропуска необходимыми техническими средствами транспортного контроля, программными продуктами;
  • 3) внесены изменения в должностные регламенты уполномоченных на проведение иных видов государственного контроля должностных лиц таможенных органов;
  • 4) во всех пунктах пропуска установлен Интернет;
  • 5) проведено обучение более 500 должностных лиц таможенных органов иным видам государственного контроля (на базе факультета повышения квалификации Владивостокского филиала Российской таможенной академии, а также непосредственно на рабочих местах);
  • 6) организовано взаимодействие со всеми контролирующими органами;
  • 7) обеспечено массовое освещение в СМИ и на различного уровня совещаниях с представителями органов государственной власти, контролирующих органов, участниками ВЭД изменений порядка пропуска товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза в связи с вступлением в силу 394-ФЗ.

Применение 394-ФЗ привело к сокращению числа контролирующих органов на границе: пункты пропуска покинули территориальные подразделения Ространснадзора. В то же время территориальные подразделения Россельхознадзора и Роспотребнадзора по-прежнему располагаются в пунктах пропуска и осуществляют досмотр и осмотр подконтрольных товаров в случае возникновения у должностных лиц таможенных органов сомнений в подлинности документов или, например, при нарушении условий транспортировки, целостности контейнеров, повреждения упаковки.

Положениями 394-ФЗ предусмотрено, что ввоз товаров, подлежащих иным видам государственного контроля, должен осуществляться в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - специализированные пункты пропуска). Перечень специализированных пунктов пропуска определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Однако до настоящего времени специализированные пункты пропуска не установлены, иные виды государственного контроля осуществляются в пунктах пропуска, в которых находятся территориальные подразделения соответствующих контролирующих органов.

По итогам деятельности таможенных органов за 2,5 месяца после вступления в силу 394-ФЗ выявлены следующие основные тенденции:

  • 1. Около 60 % товаров, подлежащих карантинно-фитосанитарному, санитарно-карантинному и государственному надзору и контролю в области обеспечения качества и безопасности, направляется на фактический контроль территориальным подразделениям соответствующих контролирующих органов, которыми и принимается решение о возможности ввоза данных товаров.
  • 2. Перемещение товаров, подлежащих иным видам государственного контроля, происходит в основном через пункты пропуска, расположенные в регионах деятельности Владивостокской, Уссурийской и Находкинской таможен (более 80 %).
  • 3. Случаи выявления правонарушений при осуществлении транспортного контроля составляют менее 1 % от общего количества пересекающих таможенную границу Таможенного союза транспортных средств (в среднем ежедневно через пункты пропуска, расположенные в регионе деятельности таможенных органов, подчиненных ДВТУ, перемещается 280 автотранспортных средств, количество выявленных правонарушений - 2).

Приказом ФТС России от 01.08.2011 г. № 1564 установлены контрольные значения времени совершения таможенными органами операций, связанных с осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. В 3 и 4 кварталах 2011 года для таможенных органов установлен норматив в 80 минут. При этом необходимо отметить, что данное контрольное значение установлено только для таможенных органов, в регионе деятельности которых расположены автомобильные пункты пропуска (далее - АПП), у которых оборудование и техническое оснащение зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля, соответствуют Типовым требованиям, утвержденным приказом ФТС России от 31.10.2008 г. № 1349, а в регионе деятельности таможенных органов, подчиненных ДВТУ, подобные пункты пропуска отсутствуют.

В то же время в целях повышения ответственности таможенных органов, подчиненных ДВТУ, осуществления контроля за их деятельностью и мониторинга ситуации в пунктах пропуска в части реализации положений 394-ФЗ ДВТУ принято решение об установлении аналогичного показателя для автомобильных пунктов пропуска, расположенных в регионе деятельности Уссурийской и Хасанской таможен, а также для смешанных пунктов пропуска в регионе деятельности Биробиджанской, Благовещенской и Хабаровской таможен - на период действия ледовой переправы.

Кроме того, ДВТУ и таможнями региона осуществляется постоянный хронометраж времени совершения государственного контроля таможенными органами в пунктах пропуска. По результатам данного хронометража в настоящий момент среднее время осуществления таможенными органами контроля составляет 92 минуты, в том числе:

  • 20 мин - транспортный;
  • 12 мин - санитарно-карантинный;
  • 10 мин - карантинный фитосанитарный;
  • 20 мин - ветеринарный;
  • 30 мин - таможенный контроль.

Среднее время нахождения автотранспортного средства в АПП составляет около 3 часов.

Наибольшее время занимает внесение сведений в различные программные средства. Решениями данной проблемы представляется скорейшее внедрение МЕАИС, а также переход на 100 %-ное предварительное информирование.

Вступление в силу 394-ФЗ внесло изменения в действующий порядок перемещения через таможенную границу товаров, перевозимых морским и воздушным видом транспорта, в части представления разрешительных документов на ввоз непосредственно при прибытии транспортного средства. На начальном этапе реализации положений 394-ФЗ данные изменения привели к увеличению срока оформления морских и воздушных судов по причине неготовности участников ВЭД представлять необходимые документы. В настоящий момент ФТС России готовятся изменения в действующий порядок, в соответствии с которыми иные виды государственного контроля при перемещении товаров морским и воздушным видом транспорта будут осуществляться в порту доставки товаров после их выгрузки.

К положительным моментам реализации 394-ФЗ относится введение в действие информационной подсистемы ПС «АРГУС», позволяющей принимать решение о ввозе подконтрольных товаров в автоматическом режиме, вследствие чего сократилось время проведения проверки документов при ветеринарном надзоре и количество совершаемых должностными лицами таможенных органов ошибок.

По результатам деятельности таможенных органов в рамках 394-ФЗ выявлены следующие проблемные вопросы.

I. Кадровые:

1. Основной проблемой является недостаточная штатная численность подразделений таможенных постов.

Передача таможенным органам части функций по осуществлению иных видов государственного контроля не сопровождалась увеличением их штатной численности. По результатам проведенного хронометража времени осуществления операций должностными лицами таможенными органов при оформлении одного транспортного средства в ПП выявлено увеличение нагрузки после вступления в силу 394-ФЗ в 4 раза. По состоянию на сегодняшний день для обеспечения реализации положений 394-ФЗ таможенным органам, в регионе деятельности которых расположены ПП, требуется минимум 152 единицы дополнительной штатной численности.

2. Отсутствие у должностных лиц таможенных органов опыта осуществления иных видов государственного контроля, отличных от таможенного.

II. Организационные:

  • 1. Отсутствие инструкции о порядке действий должностных лиц таможенных органов, расположенных в ПП, при проведении транспортного контроля и проверке документов, необходимых для осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора.
  • 2. Пп. «4г» п. 19 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 15.09.2010 № 197, проверка расписания движения рейсовых (регулярных) автобусов, установленного Министерством транспорта РФ, и автобусов, следующих вне расписания (нерегулярных), при проведении документального контроля входила в функции транспортной инспекции. После вступления в силу 394-ФЗ контроль за соблюдением расписания движения пассажирских транспортных средств в пункте пропуска не осуществляется ни одним государственным контрольным органом. Как следствие - частые нарушения расписания рейсов регулярных пассажирских международных автомобильных перевозок и появление новых нерегулярных рейсов.
  • 3. Невозможность внесения изменений в технологические схемы пропуска товаров и транспортных средств через ПП до внесения соответствующих изменений в Типовые схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденные приказами Минтранса РФ от 22.12.2009 г. №247, от 09.02.2010 г. № 31, от 29.01.2010 г. № 21, от 09.10.2009 г. № 177, вследствие чего возникают проблемы взаимодействия в ПП при передаче документов между таможенными и иными государственными контролирующими органами.
  • 4. Отсутствие в товаросопроводительных документов подробного описания товаров, перемещаемых морским транспортом.

III. Технические:

  • 1. Отсутствие в ряде автомобильных и смешанных ПП весового оборудования (в 4 ПП) и некоторых технических средств транспортного контроля (шесты телескопические для измерения высоты автотранспортных средств, курвиметры). В настоящее время ДВТУ выделены необходимые денежные средства таможням региона для закупки технических средств транспортного контроля, направлено обращение в ДВТУ Росграницы о необходимости оснащения всех автомобильных и смешанных ПП весовым оборудованием и обеспечения их системой автоматического считывания номеров транспортных средств.
  • 2. Отсутствие возможности передачи информации по транспортному контролю. Территориальные подразделения транспортной инспекции до настоящего времени не оснащены ПС «СКАТ-ТК», в связи с чем информация о выявленных таможенными органами нарушениях передается на бумажных носителях в форме уведомлений.
  • 3. Незначительное количество участников ВЭД, применяющих технологию предварительного информирования при перемещении товаров морским видом транспорта. Для решения данной проблемы требуется скорейший ввод в эксплуатацию соответствующего модуля КПС морской пункт пропуска.
  • 4. Необходимость дублирования информации, вносимой в ИС «СКАТ-ТК» и КПС АПП, значительно увеличивает время на осуществление операций при осуществлении операций по оформлению процедуры прибы-тия/убытия автотранспортных средств. Решение данной проблемы возможно за счет внедрения ME АИС.
  • 5. Отсутствие в некоторых пунктах пропуска технической возможности установки ПС «Фитоконтроль» по причине отсутствия в данном ПС модуля подключения к Интернет. Данная проблема в настоящее время решается во взаимодействии с территориальными подразделениями Россельхознадзора, расположенными в данных пунктах пропуска.
  • 6. Отсутствие информационных подсистем автоматического выявления рисков при проведении документального карантинно-фитосанитарного, санитарно-карантинного и государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности.
  • 7. Отсутствие до настоящего времени у должностных лиц таможенных органов прав администраторов для корректировки сведений в ПС «АРГУС».
  • 8. Отсутствие надлежащим образом оборудованных специализированных пунктов пропуска для осуществления ветеринарного, карантинно-фитосанитарного, санитарно-карантинного и государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности.

Часть из перечисленных проблемных вопросов решается ДВТУ и подчиненными таможенными органами самостоятельно, часть - во взаимодействии с иными контрольными органами. Некоторые проблемы требуют решения на федеральном уровне.

ДВТУ осуществляется постоянный мониторинг общественного мнения результатов реализации положений 394-ФЗ и ежемесячно проводятся опросы участников ВЭД, перевозчиков и должностных лиц иных контролирующих органов.

Таким образом, в целом, даже учитывая существующие проблемные вопросы, можно говорить о положительных результатах первого этапа реализации положений 394-ФЗ таможенными органами, подчиненными ДВТУ.

С.Н. КОВАЛЬ

Проблемы межведомственного характера, возникшие при реализации федерального закона № 394-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации»

I. Общие положения

Со вступлением в силу с 29 июня 2011 года федерального закона Российской Федерации от 28.12.2010 г. № 394-ФЗ таможенные органы получили полномочия по проверке документов, подтверждающих соответствие товаров требованиям, установленным в области ветеринарии, карантина растений, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и принятию по результатам проверки таких документов решений о ввозе товаров в целях их дальнейшей перевозки в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, либо об их вывозе, либо о направлении на оценку (осмотр / досмотр) специалистами Роспотребнадзора и Россельхознадзора.

В развитие положений закона 394-ФЗ Правительством Российской Федерации определены Правила осуществления указанных видов государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

1. Правила осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 г. № 500.

Санитарно-карантинный контроль осуществляется таможенными органами в отношении товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 г. № 299 «О применении санитарных мер в Таможенном союзе».

Исключение составляют товары, ввозимые физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, а также продукция морского промысла. Проведение санитарно-карантинного контроля в отношении указанных категорий товаров отнесено только к компетенции Роспотребнадзора.

* Коваль Светлана Николаевна — и.о. заместителя начальника службы федеральных таможенных доходов Дальневосточного таможенного управления.

Ввоз подконтрольных товаров осуществляется при наличии документа, подтверждающего их соответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям. Наличие указанного документа может быть подтверждено, помимо прочего:

  • - сведениями из электронной базы данных Реестра на официальном сайте Таможенного союза в сети Интернет;
  • - выпиской из Реестра свидетельств о государственной регистрации на товары;
  • - информацией о номере и дате выдачи документа, содержащейся в сопроводительной документации, на товаре, либо на его потребительской упаковке.

В пункте пропуска на границе должностное лицо таможенного органа проводит проверку наличия документов и сведений, подтверждающих безопасность ввозимых товаров, в том числе их соответствие транспортным (перевозочным) и (или) коммерческим документам. При установлении соответствия -принимает решение о ввозе подконтрольных товаров в целях их дальнейшей перевозки в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Решение оформляется штампом «Ввоз разрешен» в 3-х экземплярах одного из транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документов.

При установлении несоответствия принимается решение о запрете ввоза подконтрольных товаров, что фиксируется штампом «Ввоз запрещен».

При выявлении подконтрольных товаров, подлежащих оценке специалистами Роспотребнадзора, такие товары направляются должностным лицом таможенного органа в специально оборудованные и оснащенные места для проведения оценки, решение формализуется штампом «Подлежит оценке. Санитарно-карантинный контроль». При этом документы на товары передаются должностным лицам Роспотребнадзора и решение в отношении товара принимается уже специалистами Роспотребнадзора.

2. Правила осуществления государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 г. № 501.

Государственный ветеринарный надзор осуществляется таможенными органами в отношении товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. № 317 «О применении ветеринарносанитарных мер в Таможенном союзе» (за исключением товаров, ввозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, а также продукции морского промысла).

В пункте пропуска на границе должностное лицо таможенного органа проводит проверку разрешения на ввоз ветеринарной продукции и ветеринарного сертификата страны экспортёра. При проверке используется автоматизированная информационная система «АРГУС».

При установлении соответствия представленных документов должностное лицо таможенного органа принимает решение о разрешении ввоза подконтрольных товаров, либо, в случаях, определяемых ИС «Аргус» на основании системы управления рисками, о их направлении на осмотр (досмотр) специалистам Россельхознадзора.

Решение о направлении товаров на осмотр (досмотр) специалистам Россельхознадзора также принимается в случае установления несоответствия подконтрольных товаров данным, указанным в предъявленных документах.

При отсутствии разрешительных ветеринарных документов, а также в случае введения Россельхознадзором ситуационного запрета на ввоз подконтрольных товаров, должностное лицо таможенного органа принимает решение о запрете их ввоза.

Решение должностного лица таможенного органа фиксируется соответствующим штампом: «Ввоз разрешён», «Предъявить ветнадзору», «Ввоз запрещен».

3. Правила осуществления государственного карантинного фитосани-тарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 г. № 502.

Проверка документов, подтверждающих карантинную фитосанитарную безопасность, осуществляется таможенными органами в отношении товаров, включенных в Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Таможенного союза и таможенной территории Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. № 318 «Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе» (за исключением посадочного, семенного материала или картофеля, а также продукции, ввозимой физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд).

При наличии всех необходимых документов в отношении товаров низкого фитосанитарного риска должностное лицо таможенного органа принимает решение о разрешении ввоза подкарантинной продукции.

Товары высокого фитосанитарного риска направляются на осмотр (досмотр) специалистам Россельхознадзора.

Решения формализуются соответствующими штампами «Ввоз разрешен» или «Подлежит досмотру. Карантинный фитосанитарный контроль».

Должностное лицо таможенного органа принимает решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции в случаях, если:

  • - на продукцию высокого фитосанитарного риска не представлен фито-санитарный сертификат;
  • - сведения в фитосанитарном сертификате не соответствуют информации в транспортных (перевозочных) и коммерческих документах;
  • - выявлено превышение фактического количества подкарантинной продукции на 10 и более процентов от количества, указанного в фитосанитарном сертификате;

введён ситуационный запрет на ввоз товаров с определённых территорий.

Решение о запрете ввоза оформляется путем составления акта карантинного фитосанитарного контроля (надзора) и проставления на транспортном (перевозочном) документе штампа «Ввоз запрещен».

II. Анализ решений, принимаемых таможенными органами

Анализ сведений, предоставляемых таможенными органами, показал:

  • - 60 % товаров, подлежащих санитарно-карантинному, ветеринарному и карантинному фитосанитарному контролю, направляются на оценку (досмотр, осмотр) должностным лицам Роспотребнадзора и Россельхознадзора;
  • - в отношении 37 % подконтрольных товаров таможенными органами ДВ региона приняты решения об их ввозе в пунктах пропуска на границе;
  • - 3 % подконтрольных товаров запрещены таможенными органами к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза.

Всего за период действия закона 394-ФЗ таможенными органами приняты решения в отношении:

  • - порядка 1 400 партий товаров, подлежащих санитарно-карантинному контролю;
  • - 2 500 партий товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю;
  • 1 100 партий товаров, подлежащих ветеринарному контролю.

Информация по решениям, принятым по каждому виду контроля приведена в таблице.

'^^Вид контроля

Решение

Санитарнокарантинный, %

Карантинный фитосанитарный, %

Ветеринарный, %

Направлен на оценку (досмотр, осмотр)

3,0

98,4

37,0

Ввоз разрешен

95,5

1,2

54,3

Запрет ввоза

1,5

0,4

8,7

III. Проблемные вопросы, возникающие при реализации Закона № 394-ФЗ

В рамках реализации положений закона 394-ФЗ таможенные органы региона, наряду с ранее озвученными проблемами, столкнулись с рядом вопросов межведомственного характера.

1. При осуществлении санитарного карантинного контроля - проблема отсутствия однозначной нормативной регламентации.

Как отмечено ранее, на таможенные органы возложены функции по проведению документарного санитарного карантинного контроля и принятию решения о ввозе товаров на территорию Российской Федерации только в целях их дальнейшей перевозки в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

В Правилах осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 г. № 500, не указано, что их действие распространяется только на товары, помещаемые в пунктах пропуска под таможенную процедуру таможенного транзита. По этой причине должностные лица территориальных органов Роспотребнадзора распространяют их действие на все случаи ввоза подконтрольных товаров и фактически не реализуют свои полномочия по проверке документов и принятию решений о ввозе в отношении товаров, предполагаемых к помещению в пунктах пропуска под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

2. При осуществлении фитосанитарного карантинного контроля -несоответствие порядка оформления должностными лицами территориальных органов Россельхознадзора решения о ввозе товаров, принимаемого по результатам досмотра подконтрольных товаров.

Согласно Правилам осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 г. № 502, в случае соответствия подкарантинной продукции фитосанитарным требованиям по результатам проведенного осмотра или досмотра должностное лицо Россельхознадзора принимает решение о разрешении ввоза подкарантинной продукции, которое оформляется штампом «Ввоз разрешен».

На практике этот порядок не соблюдается. По результатам осмотра или досмотра подкарантинной продукции при принятии решения о разрешении её ввоза должностными лицами территориальных органов Россельхознадзора проставляется штамп «Подлежит фитосанитарному контролю по месту доставки груза», поскольку штамп «Ввоз разрешен» в органах Россельхознадзора отсутствует (он не предусмотрен приказом Россельхознадзора от 20.05.2005 г. № 171 «Об утверждении образцов печатей и штампов»).

3. При осуществлении ветеринарного контроля - проблема неадаптированное™ ИС «Аргус» к специфике перевозки товаров морским транспортом.

Как было отмечено ранее, при внесении должностными лицами таможенных органов информации о товарах, подлежащих ветеринарному контролю, в ИС «Аргус», в 37 % случаев программным средством выдается решение о направлении товаров для проведения досмотра (осмотра) должностными лицами Россельхознадзора («Предъявить ветнадзору»). Такие решения выдаются программным средством, в том числе и в отношении товаров, предполагаемых к перевозке в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита без выгрузки с борта морского судна, на котором они прибыли на таможенную территорию Российской Федерации.

В соответствии с Правилами осуществления государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 г. № 501, в случае принятия программным средством решения о необходимости представления товаров для осмотра (досмотра) специалистам Россельхознадзора, его исполнение должно быть реализовано.

На практике необходимость предъявления товаров, предназначенных для дальнейшего перемещения по таможенной процедуре таможенного транзита на морском судне, осуществлявшем предшествующую международную перевозку, для досмотра (осмотра) должностными лицами Россельхознадзора товаров в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации (в пункте пропуска) требует незапланированной выгрузки товаров с борта морского судна (в ряде случаев, в зависимости от места нахождения конкретных товаров на морском судне, требуется почти полная выгрузка) и сопряжено с простоем морского судна на период выгрузки, ожидания и непосредственно проведения фактического ветеринарного контроля должностными лицами Россельхознадзора и погрузки товаров на морское судно. Это, в свою очередь, приводит к значительным финансовым затратам для перевозчиков, экспедиторов и иных лиц, имеющих отношение к перемещаемым товарам.

Информация об обозначенных проблемах и предложения по их урегулированию направлены в ФТС России для совместного рассмотрения с Россельхознадзором и Роспотребнадзором.

Полагаем, что в ближайшее время они будут урегулированы.

Е.А. ШУШИНА

Предоставление государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >