Противодействие коррупции в таможенных органах: теория, практика, проблемы и пути их решения

Эффективность предупредительно-профилактических мер, направленных на устранение причин и условий допускаемых проступков: опыт, проблемы и пути их решения

ФТС России особое внимание уделяет вопросу воспитательнопрофилактической работы по борьбе с коррупционными проявлениями в таможенных органах.

В развитие аналитической программы ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах РФ» и в соответствии с приказом ФТС России от 28 октября 2010 года, утвердившим перспективный план Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации на период 2010-2012 гг., проводится серьезная работа по исполнению предусмотренных данными документами мероприятий.

Основной задачей кадровых подразделений в борьбе с коррупционными проявлениями является их профилактика. В этой связи следует расширить эту задачу, объединяя борьбу с коррупцией с наведением порядка в служебной дисциплине и неукоснительном исполнении должностных обязанностей. С этой целью в системе государственной службы РФ подготовлен ряд нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы отбора граждан, изъявляющих желание поступить на службу в таможенные органы. Также при приеме на службу тщательно изучается каждый кандидат, путем специальной проверки представленных им документов и сведений, как о нем самом, так и о его близких родственниках. Все кандидаты на службу в таможенные

органы проходят обязательное психологическое тестирование, организована работа по психологическому обследованию кандидатов на руководящие должности номенклатуры назначения ФТС России и начальника регионального таможенного управления. Новым направлением стала организация и проведение обследований с использованием компьютерного полиграфа в отношении кандидатов на службу и действующих должностных лиц на предмет наличия определенных «факторов риска». Данная категория проходит обследование с помощью компьютерного полиграфа. И результаты не заставили себя ждать. Так, исследование показало, что у 30-40 % опрашиваемых, выявлены различные факторы риска, препятствующие поступлению и прохождению службы в таможенных органах. Это, прежде всего проблемы с законом у родственников кандидата, а также и у самого кандидата. Но были и такие, которые состояли на учете в различных лечебных учреждениях (наркологический диспансер).

В ходе реализации аналитической программы ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах» проведен обстоятельный анализ причин и условий, порождающих и питающих коррупцию, с учетом особенностей регионов деятельности и специфики выполняемых таможенными органами задач, и разработан определенный механизм профилактической работы с кадрами. Это и явилось следующим шагом профилактики коррупционных проявлений в системе государственной службы. Одним из звеньев данной работы является аттестация должностных лиц таможенных органов, как одно из приоритетных направлений кадровой политики. Оценка результатов профессиональной деятельности государственных служащих посредством проведения аттестаций и квалификационных экзаменов способствует повышению профессионального уровня должностных лиц и является одним из ключевых факторов повышения эффективности функционирования таможенных органов.

В служебных характеристиках, в материалах по итогам проведения аттестации отражаются факты соблюдения или несоблюдения должностными лицами норм Кодекса этики и служебного поведения должностных лиц, личной примерности в выполнении должностных обязанностей и другие показатели. Практика применения Кодекса этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации зарекомендовала себя эффективной формой предупреждения коррупционных деяний.

Результатом явилось значительное сокращение общего числа нарушений дисциплины со стороны должностных лиц таможенных органов (рис. 1).

о

Рис. 1. Количество нарушений служебной дисциплины за 1998-2011 гг.

Проблемы противодействия коррупции регулярно обсуждаются на коллегиях региональных таможенных управлений. Реализация практических мер, направленных на предупреждение коррупционных явлений, осуществляется в тесном взаимодействии с правоохранительными органами на местах.

Проблема коррупции зачастую заключается не только в нарушении должностными лицами таможенных органов своих функциональных обязанностей, но и в стремлении ряда участников внешнеэкономической деятельности обойти таможенное законодательство, провоцируя таможенников на нарушения. Одним из условий, способных снизить уровень коррупции в государственных органах, должна быть нетерпимость к таким проявлениям как самих государственных служащих, так и неравнодуших граждан и добросовестных участников внешнеэкономической деятельности.

Важным шагом в предупреждении коррупционных проявлений является создание во всех таможенных органах комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов. Основной задачей комиссий является содействие государственным органам: в обеспечении соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими федеральными законами; в осуществлении в государственном органе мер по предупреждению коррупции.

Так, с начала года в таможне проведено 6 заседаний, на которых обсуждены и рассмотрены вопросы в отношении 7 должностных лиц таможни, рассмотрено 6 обращений граждан, в том числе и уволенных из таможенных органов. Нарушителям дисциплины на заседаниях комиссии вручаются «Предостережения» о возможном применении к ним более жестких мер наказания за совершение повторных правонарушений. Как правило, люди делают для себя соответствующие выводы, подтверждая их успешной работой. Но есть и такие, которые продолжают совершать правонарушения, что в конечном итоге приводит в лучшем случае к увольнению из таможенных органов, в худшем случае -к возбуждению уголовного дела по деяниям коррупционной направленности.

С целью противодействия злоупотреблениям и нарушениям законодательства, предупреждения коррупционных проявлений в таможенных органах России созданы и активно функционируют комиссии по противодействию коррупции, должностным преступлениям и нарушению дисциплины -антикоррупционные комиссии, которые возглавляют, как правило, руководители таможенных органов. На заседаниях комиссий рассматриваются вопросы организации противодействия коррупционным проявлениям в структурных подразделениях таможни. Также проводятся заслушивания начальников подразделений по организации ими антикоррупционных мероприятий с подчиненными должностными лицами, вырабатывается комплекс антикоррупционных мероприятий с должностными лицами.

По итогам трех заседаний в 2011 г. заслушаны: 2 начальника таможенных постов, 4 начальника структурных подразделений таможни и 3 должностных лица.

В рамках выполнения требований антикоррупционного законодательства РФ кадровыми подразделениями таможен во взаимодействии с отделами собственной безопасности, а также транспортной прокуратурой на постоянной основе проводятся плановые и внеплановые мероприятия антикоррупционной и воспитательно-профилактической направленности.

В качестве профилактических мероприятий ежеквартально на оперативных совещаниях у начальника таможни доводится анализ состояния служебной дисциплины в таможне и иных таможенных органах Дальневосточного региона, заслушиваются начальники таможенных постов о состоянии дисциплины в подчиненных подразделениях и проведенных мероприятиях с подчиненными должностными лицами по данному направлению.

Наряду с этим в рамках профессиональной учебы должностных лиц на рабочем месте в таможне регулярно организуется обучение, с последующим тестированием по вопросам, касающимся знания должностными лицами нормативной правовой базы, направленной на противодействие коррупции в таможенных органах. Каждому должностному лицу таможни вручена памятка о действиях должностных лиц таможни в случае поступления предложений коррупционной направленности.

В целях реализации профилактических мероприятий в таможне реализуется План противодействия коррупции Находкинской таможни, во исполнение которого в таможне организовано взаимодействие с правоохранительными органами Находкинского городского округа. Ежеквартально представитель таможни принимает участие в работе постоянной межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции при Находкинской транспортной прокуратуре. Наряду с этим проводятся встречи с руководством налоговой службы.

Одной из основных форм профилактики правонарушений в таможне явля-

Проверки позволяют выявить причины, мотивы и обстоятельства нарушений, определить виновных должностных лиц, выработать предупредительные меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих совершению дисциплинарного проступка (рис. 3).

Объявлено взысканий за период 1998-2011 гг

Рис. 3. Объявлено взысканий за период 1998-2011 гг.

По итогам служебных проверок должностные лица - нарушители служебной дисциплины привлекаются к дисциплинарной либо материальной ответственности (рис. 4).

Меры материального взаимодействия и предупреждений в соответствии с п. 21 Дисциплинарного устава сотрудников таможенных органов

Рис. 4. Меры материального взаимодействия и предупреждений в соответствии с п. 21 Дисциплинарного устава сотрудников таможенных органов

Работа с ними продолжается до тех пор, пока не снято дисциплинарное взыскание. Причем необходимо отметить, что профилактикой занимается не только руководитель структурного подразделения, но и начальник таможенного поста с заместителями, а также заместители начальника таможенного органа по направлениям деятельности. Поэтому данная форма перевоспитания также дает свои результаты.

В настоящее время, когда наиболее остро стоит вопрос о противодействии коррупционным проявлениям среди должностных лиц таможенных органов, кадровые подразделения совместно с отделом собственной безопасности таможни призывают проявлять гражданскую сознательность и мужество всех, кто каким-либо образом в своей деятельности сталкивался с незаконными действиями должностных лиц таможенных органов, участников ВЭД, и информировать руководство таможенного органа о данных фактах.

Можно сделать вывод, что кадровая служба в системе таможенных органов занимает важное место, так как от правильного подбора и расстановки специалистов во многом зависит конечный результат работы. Таможенная служба находится на переломном этапе, суть которого заключается в том, что качественно меняются предъявляемые к ней требования в части выполнения возложенных задач и функций, возрастает ответственность всех должностных лиц за выполнение служебных обязанностей и соблюдение требований законодательства. В этой связи кадровая политика является одним из основных средств обеспечения и повышения эффективности функционирования системы таможенных органов и реализуется посредством формирования кадрового потенциала, так как решение любой задачи в первую очередь зависит от того, кто будет решать эти задачи и организовывать их исполнение, насколько он профессионально подготовлен и ответственен.

Таким образом, успешное функционирование невозможно без улучшения подбора, расстановки и подготовки кадров, без создания действенного, хорошо изученного и подготовленного резерва.

Грамотная кадровая политика является основным инструментом обеспечения качественной реализации возложенных функций, а высокий кадровый потенциал - основной ресурс таможенных органов.

Список источников

  • 1. Об утверждении перспективного плана Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации на период 2010-2012 гг.: приказ ФТС от 28.10.2010 № 1983.
  • 2. О службе в таможенных органах Российской Федерации: федер. закон от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ.
  • 3. О противодействии коррупции: федер. закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ.
  • 4. Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации.
  • 5. О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы: указ Президента Российской Федерации от 13.04.2010 г. № 460.
  • 6. О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: указ Президента РФ от 18.05.2009 г. № 559.
  • 7. О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению: указ Президента РФ от 21.09.2009 г. № 1065.
  • 8. Национальный план противодействия коррупции (утв. Президентом Российской Федерации от 31.07.2008 № Пр-1568).
  • 9. Кодекс Этики и Служебного Поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации.
  • 10. Перспективный план Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации на период 2010-2012 гг.
  • 11. Об утверждении порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в таможенных органах Российской Федерации, и федеральными государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы в таможенных органах Российской Федерации, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей: приказ ФТС России от 12.01.2011 г. № 14.
  • 12. О внесении изменения в приказ ФТС России от 18 января 2010 г. № 57: приказ ФТС России от 01.09.2010 г. № 1609.
  • 13. Об утверждении перспективного плана Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации на период 2010-2012 гг.: приказ ФТС России от 28.10.2010 г. № 1983.
  • 14. Об утверждении Порядка уведомления должностными лицами таможенных органов начальников таможенных органов о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений: приказ ФТС России от 18.01.2010 №57.
  • 15. О представлении должностными лицами ФТС России сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2009 год: распоряжение ФТС России от 30.12.2009 № 246-р.
  • 16. О представлении в ФТС России сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2010 год и размещении представленных сведений на официальном сайте ФТС России: распоряжение ФТС России от 08.02.2011 г. № 19-р.
  • 17. Об организации работы в таможенных органах по противодействию коррупции: распоряжение ФТС России от 10.03.2009 № 38-р.

С.В. ГРИГОРОВ

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >