Введение

Применительно к детскому возрасту роль питания оказывается во много раз более значимой, чем у взрослого человека, так как питание растущего организма формирует не только его состояние на данный момент времени, но и механизмы, и уровни функционирования физиологических систем в будущем. Через питание трансформируются все механизмы реактивности, пато- и саноге-неза. Самая основная специфика детства - это интенсивный непрерывный рост и развитие, дифференцировка тканевых, клеточных и субклеточных структур. Именно питание имеет отношение к качеству дифференцировки, которое генетически запрограммировано и связано с возрастом ребенка. Поэтому упущенный срок необходимого пищевого обеспечения или стимуляции, то есть пройденные критические сроки дифференцировки, уже не могут восстановить оптимальных характеристик развития даже при самом адекватном питании. Нарушения дифференцировочных процессов могут проявлять себя в отдаленные возрастные периоды снижением физического потенциала, интеллекта, ранним проявлением болезней инволютивного периода и т. д. Питание ребенка раннего возраста в значительной степени определяет полноту и полноценность всех процессов роста и дифференцировки органов и систем, становление нейроэндокринной регуляции, метаболиза-ции, глубинные основы социальной адаптации.

Качество питания в детстве, особенно в раннем детстве, не может быть безразлично для судьбы человека, не может не сказаться на совершенстве адаптации, на реализации творческих функций, на сроках возникновения инволютивных заболеваний пожилого возраста и длительности жизни, на вероятности достижения полноценного полового, родительского и социального поведения.

Физическое и интеллектуальное развитие ребенка, а также формирование его психоэмоционального статуса напрямую связано с организацией питания в первый год жизни.

Искусственное вскармливание ребенка первого года жизни следует рассматривать, по определению ряда исследователей, как «метаболический стресс». Установлена связь между искусственным вскармливанием и повышенным риском возникновения ожире-4

ния, диабета, кардиоваскулярных и других заболеваний. В связи с этим дети, находящиеся на искусственном вскармливании, должны находиться под особым наблюдением педиатров.

При переводе ребенка первого года жизни на смешанное или искусственное вскармливание предпочтение необходимо отдавать специализированным продуктам детского питания промышленного выпуска - заменителям женского молока, по химическому составу максимально приближенным к нему.

При принятии решения об искусственном вскармливании, очень важно обучить женщину методам правильного приготовления питания, обращая особое внимание на то, что использование некипяченой воды, нестерилизованных бутылочек, а также неправильное разведение порошка могут явиться причиной заболевания ребенка. Необходима оценка эффективности длительного искусственного вскармливания указанными смесями в каждом конкретном случае по параметрам развития ребенка с учетом социальных и финансовых последствий для семьи. Женщинам необходимо напомнить, что грудное молоко не только самое лучшее средство вскармливания, но и экономичное.

Быстрый рост и нарастание массы тела у ребенка первого года жизни связаны с высокой активностью биохимических процессов в его организме и создают повышенную потребность в пищевых веществах. Однако анатомо-физиологические и функциональные особенности органов пищеварения в этот период таковы, что не всякая пища может быть хорошо обработана и усвоена. Если не учитывать этого, любое нарушение во вскармливании может повести к острому расстройству пищеварения.

Так, у детей для обеспечения их нормального роста и развития должен быть положительным азотистый баланс, тогда как у взрослого человека он находится в состоянии равновесия. При недостатке белка в пище у ребенка могут нарушаться процессы роста и даже психического развития, особенно если недостаток вводимого белка имеет место в первые 3 года жизни, когда на 80% формируется мозг человека.

С помощью тестов Бине-Сиона было показано, что более высокие показатели интеллектуального развития были у школьников, получавших грудное вскармливание в течение первых 4-9 месяцев, в сравнении со школьниками, рано переведенными на искусственное вскармливание.

Решение о переводе на смешанное или искусственное вскармливание, по мнению ведущего отечественного педиатра И. М. Воронцова, является таким же ответственным, как решение о проведении сложного хирургического вмешательства или химиотерапии высокого риска.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >