МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Международные организации, занимающиеся вопросами безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды

В нашей стране международное сотрудничество осуществляется во взаимодействии таких ведомств России, как Министерство иностранных дел, Министерство экономического развития, Министерство труда и социального развития, посольств и представительств страны за рубежом других организаций.

В рамках реализации Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 12 июля 2008 г., проводится внешнеполитическая деятельность России. Концепция представляет собой системы взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности страны. Высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства.

Современный мир переживает фундаментальные и динамичные перемены, глубоко затрагивающие интересы страны и ее граждан. Россия — активный участник этого процесса, являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, обладая значительным потенциалом и ресурсами во всех областях жизнедеятельности, поддерживая интенсивные отношения с ведущими государствами мира, она оказывает существенное влияние на формирование нового мироустройства.

Неизбежное пересечение интересов государств в различных сферах международных отношений — источник кризисов и конфликтов — лежит в основе блокирования государств, имеющих совпадающие либо сходные интересы. Высшие интересы международного сообщества, а именно интересы выживания человеческой цивилизации, диктуют необходимость формирования систем международной безопасности (глобальной и региональных), отвечающих чаяниям всех субъектов международных отношений.

Международная безопасность — это состояние международных и военно-политических отношений, при котором гарантируется внешняя составляющая национальной безопасности каждой страны, практически исключается угроза войн и военных конфликтов в процессе разрешения международных и региональных противоречий.

Международное сотрудничество в решении глобальных проблем взаимодействия общества и природы является объективной потребностью эпохи, условием существования и прогресса человечества.

Единство и взаимосвязь биосферных процессов и условность государственных границ приводят к тому, что ни одна самая образцовая страна в деле бережного отношения к природе, с самым разумным природоохранным законодательством и законопослушными гражданами не может быть ограждена от ухудшения качества воды, воздуха, почвы, гибели животного и растительного мира.

Поэтому мало совершенствовать законодательство и систему природопользования только в своей стране, необходимо всячески способствовать развитию международного сотрудничества и международного законодательства, регулирующего совместные усилия всех стран в области обеспечения безопасности жизнедеятельности человечества.

Международная организация — постоянное объединение межправительственного или неправительственного характера, созданное на основе международного соглашения в целях содействия решению оговоренных в соглашении международных проблем. Международные организации характеризуются:

  • — наличием учредительного документа;
  • — постоянным или регулярным характером деятельности;
  • — использованием в качестве основного метода деятельности многосторонних переговоров и обсуждения проблем;
  • — принятием решений путем голосования или консенсуса;
  • — рекомендательным (обычно) характером решений.

Международные организации как постоянно действующие структуры, располагающие собственными интеллектуальными, техническими и финансовыми ресурсами и обладающие определенной политической независимостью по отношению к участвующим государствам, представляют собой инструмент, наилучшим образом приспособленный для решения тех задач, которые возникают в ходе осуществления международного природоохранительного и жизнеобеспечивающего сотрудничества. Международные организации, занимающиеся вопросами безопасности жизнедеятельности, осуществляют контроль за выполнением принятых договоренностей, координацию совместных усилий по охране окружающей среды и привлечению внимания общественности к экологическим проблемам, способствующим оздоровлению человечества.

Они могут быть межгосударственными (межправительственными) или неправительственными (общественными), всемирными и региональными международными организациями.

Каждая организация имеет свои определенные особенности по кругу участников, функциональному предназначению, характеру полномочий. Рассмотрим некоторые из них.

Организация Объединенных Наций (ООН) — занимает центральное место в системе межгосударственных организаций и играет исключительную роль в современном международно-политическом развитии. ООН создана в 1945 г. как универсальная международная организация, имеющая своей целью поддержание мира и международной безопасности и развитие сотрудничества между государствами. Воздействие ООН на современные международные отношения весомо и многогранно, оно определяется следующими основными факторами:

  • — ООН является самым представительным форумом для дискуссий между государствами по актуальным проблемам международного развития;
  • — устав ООН является фундаментом современного международного права, своего рода общепризнанным кодексом поведения государств и их взаимоотношений; по нему сверяют другие международные договоры и соглашения;
  • — ООН сама стала важным механизмом международного нормотворчества и занимает совершенно особое место среди других организаций — источников международного права;
  • — в принципах построения ООН (прежде всего в предоставлении особого статуса постоянным членам Совета Безопасности) нашли свое отражение объективные реалии международно-политической системы, а их изменение стало главным стимулом для ведущейся работы по реформированию этой организации;
  • — ООН наделена исключительно важной компетенцией решать вопросы войны и мира, в том числе и путем использования вооруженной силы.

В соответствии со ст. 7 Устава ООН в качестве главных органов учреждаются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет, совет по Опеке, Международный суд и Секретариат.

Генеральная Ассамблея является главным форумом ООН для проведения обсуждений. Она состоит из представителей всех государств-членов, каждое из которых обладает одним голосом. Решения по важным вопросам, таким как вопросы мира и безопасности, прием новых членов и вопросы бюджета, принимаются большинством в две трети голосов. Решения по другим вопросам принимаются простым большинством голосов.

Совет Безопасности состоит из 15 членов; 5 из них постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные избираются Генеральной Ассамблеей на два года, в ней каждое государство имеет один голос. Решения принимаются большинством в 9 голосов из 15, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. При рассмотрении вопросов, связанных с возникновением угрозы международному миру, Совет Безопасности обладает исклю чительно широкими правами, включая право вводить экономические санкции и принимать решение о применении вооруженных сил.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) — представляет собой систему консультаций, процессов обсуждений, проводящихся на различном уровне по различным аспектам международной безопасности. ОБСЕ — общеевропейская организация, занимающаяся вопросами безопасности. Организация, являющаяся региональным соглашением в контексте главы 8 Устава ООН, создана в качестве главного инструмента для раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления в Европе.

ОБСЕ ведет свое происхождение с момента создания в начале 1970-х гг. совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в качестве многостороннего форума для ведения диалога и переговоров между Востоком и Западом. Хельсинский заключительный акт 1975 г. зафиксировал основные принципы поведения государств-участников совещания по отношению к своим гражданам, а также в отношениях между собой.

До 1990 г. СБСЕ функционировало в виде серии встреч и конференций, на которых вырабатывались нормы и обязательства, периодически проводилось рассмотрение их выполнения.

Поворотным моментом в его деятельности стала Парижская встреча на высшем уровне 1990 г. В Парижской хартии для новой Европы перед СБСЕ была поставлена задача внести свой вклад в управление процессом исторических перемен в Европе и дать ответ на новые вызовы, возникающие после окончания холодной войны. Для решения этих задач было создано несколько учреждений и институтов, проведение встреч поставлено на регулярную основу, а работа совещания приобрела более систематизированный характер.

В ноябре 1990 г. на переговорах в рамках процесса СБСЕ было выработано важное соглашение по контролю над вооружением — Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).

На Будапештской встрече на высшем уровне в 1994 г. было принято решение о переименовании СБСЕ в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Это придало работе Организации новый политический импульс и одновременно стало отражением того пути институционального развития, который был пройден ею с момента окончания холодной войны.

Подход ОБСЕ к обеспечению безопасности носит всесторонний характер и основан на сотрудничестве. Организация занимается широким кругом вопросов, связанных с упрочением безопасности, включая контроль над вооружениями, превентивную дипломатию, меры укрепления доверия и безопасности, права человека, наблю дение за выборами, а также экономическую и экологическую безопасность.

С точки зрения масштабности воздействия на международные отношения, значительную роль играет Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), наделенное специальными функциями в плане нераспространения ядерного оружия. МАГАТЭ является ведущим мировым международным правительственным форумом научно-технического сотрудничества в области мирного использования ядерной технологии. МАГАТЭ, созданное в рамках Организации Объединенных Наций (ООН) в 1957 г. в качестве автономной организации, представляет собой кульминацию международных усилий по воплощению в реальность предложения, которое президент США Эйзенхауэр высказал в своей речи «Атом для мира» на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1953 г. Он предвидел создание международного органа по контролю и развитию использования атомной энергии. Штаб-квартира МАГАТЭ находится в Вене.

В Уставе МАГАТЭ сказано, что «Агентство стремится к достижению более скорого и широкого использования атомной энергии для поддержания мира, здоровья и благосостояния во всем мире. По мере возможности Агентство обеспечивает, чтобы помощь, предоставляемая им, или по его требованию, или под его наблюдением, или контролем, не была использована таким образом, чтобы способствовать какой-либо военной цели».

В рамках глобальных усилий по предотвращению распространения ядерного оружия МАГАТЭ осуществляет проверку того, чтобы ядерные материалы не переключались с законного мирного использования на военные цели. После того как какое-либо государство-член становится участником соглашения о гарантиях, инспектора Агентства контролируют весь заявленный ядерный материал путем проведения инспекций на местах, осуществления дистанционного наблюдения и проверки учетных документов. Без такой четкой системы гарантий было бы невозможно осуществлять связанные с ядер-ными методами торговлю и передачу технологии.

Директивными органами МАГАТЭ являются Совет управляющих и Генеральная конференция. Генеральная конференция состоит из представителей всех государств-членов МАГАТЭ.

Будущая роль ядерной энергии зависит от подтвержденных устойчивых результатов безопасного применения всех ядерных методов. Хотя МАГАТЭ и не является международным регулирующим органом, его усилия в области ядерной безопасности направлены на разработку многосторонних юридически обязательных соглашений, которые приобретают все более важное значение в качестве механизмов повышения ядерной безопасности, радиационной безопасности и безопасности отходов во всем мире.

Международная шкала ядерных событий — INES — разработана Международным агентством по атомной энергии в 1988 г. и с 1990 г. использовалась в целях единообразия оценки чрезвычайных случаев, связанных с аварийными радиационными выбросами в окружающую среду на атомных станциях, а позднее стала применяться ко всем установкам, связанным с гражданской атомной промышленностью. По шкале ИНЕС ядерные и радиологические аварии и инциденты классифицируются 8 уровнями, а также областью воздействия.

Уровень 0 — событие с отклонением ниже шкалы.

Уровень 1 — аномальная ситуация.

Уровень 2 — инцидент.

Уровень 3 — серьезный инцидент.

Уровень 4 — авария без значительного риска для окружающей среды.

Уровень 5 — авария с риском для окружающей среды.

Уровень 6 — серьезная авария.

Уровень 7 — крупная авария.

Например'. 1. Авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г. оценена 7 уровнем (крупная авария). Сильный выброс: тяжелые последствия для здоровья населения и окружающей среды.

2. Авария на АЭС Фукусима-1 (Япония) в 2011 г. оценена 4 уровнем (авария без значительного риска для окружающей среды). Минимальный выброс: облучение населения в пределах допустимого.

Рекомендации МАГАТЭ в области безопасности используются многими странами в качестве основы для разработки внутригосударственных норм и правил. Разработаны своды положений и руководства по безопасности в отношении выбора площадки, проектирования, эксплуатации и качества АЭС. В целях дальнейшего повышения эксплуатационной безопасности во всем мире Агентство по запросу проводит оценки безопасности, включая рассмотрение группами международных экспертов непосредственно на площадке вопросов эксплуатации АЭС.

Всемирная ассоциация операторов атомных электростанций (ВАО АЭС) — создана в 1989 г. в г. Москве. В ВАО АЭС входят все организации мира, эксплуатирующие АЭС, всего в их составе насчитывается около 450 энергоблоков. Цель деятельности этой организации — совершенствование безопасности на всех АЭС мира. Ассоциация готова помочь своим членам достигнуть самого высокого уровня эксплуатационной безопасности путем предоставления им доступа к общемировому опыту эксплуатации, она не является коммерческой организацией и не ищет материальной выгоды, не является надзорным органом, не является финансовой организацией, у нее нет других интересов, кроме обеспечения ядерной безопасности.

Высшим руководящим органом ВАО АЭС является Генеральная Ассамблея, которая проводится один раз в два года и на этой встрече избирается Президент на двухгодичный срок. Одна из главных программ Ассоциации — «партнерские проверки». Их цель — предоставление членам организации возможности сравнивать эксплуатацию своих станций с лучшей мировой практикой с помощью глубокого и объективного анализа вопросов эксплуатации АЭС независимой группой экспертов из других организаций. Партнерскую проверку, проводимую на добровольной основе по заявке станции, осуществляет международная группа, состоящая из экспертов других членов ВАО АЭС, которая дает критическую оценку производственной деятельности АЭС в следующих областях: организация и администрация; эксплуатация; ремонт; инженерная поддержка; радиационная безопасность; опыт эксплуатации; химия; подготовка персонала; пожарная безопасность; аварийная готовность.

Обмен самой современной информацией происходит на различных семинарах, совещаниях экспертов и курсах. Также Ассоциация выпускает ежеквартальный журнал Inside WANO.

Деятельность по улучшению здоровья всех стран осуществляет специализированное учреждение ООН — Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Она создана в 1948 г. Местопребывание — Женева.

Стратегическая цель ВОЗ — это принцип «Здоровье для всех».

Высший орган ВОЗ — Всемирная ассамблея здравоохранения, сессии которой созываются ежегодно. Ассамблея определяет направление деятельности ВОЗ, назначает генерального директора, рассматривает и утверждает перспективные и годовые планы работы, бюджет, вопросы приема в ВОЗ и лишения права голоса, вопросы сотрудничества с другими организациями. Основным источником средств организации, составляющих регулярный бюджет, являются взносы стран-членов. Деятельность ВОЗ финансируют также добровольный фонд укрепления здоровья (учрежденный в 1960 г.), который складывается из добровольных пожертвований стран-членов ВОЗ, фонд программы развития ООН и детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).

Посредством прямой технической кооперации со странами-членами и путем стимулирования такой кооперации между ними, ВОЗ способствует развитию всеобъемлющих служб здравоохранения, предупреждению и контролю заболеваний, улучшению условий окружающей среды, развитию здоровой рабочей силы, координации и развитию исследований службы здравоохранения и биомедицинских исследований, планированию и внедрению здравоохранительных программ.

Такое широкое поле усилий включает большое разнообразие видов деятельности, таких как развитие систем первичного здравоохранения, которые достигали бы всего населения стран-членов; содей ствие охране здоровья матери и ребенка; преодоление дефектов недостаточного питания; контроль малярии и других заразных заболеваний, включая туберкулез и лепру, достижение устранения оспы, содействие массовой иммунизации против ряда других заболеваний, которые можно предупредить; улучшение психического здоровья; обеспечение безопасных источников воды и подготовка персонала всех категорий в области здравоохранения.

Прогресс к улучшению здоровья по всему миру также требует международного сотрудничества в таких вопросах, как установление международных стандартов биологических веществ, пестицидов и фармацевтических препаратов; формулирование критериев здоровой окружающей среды; рекомендации международных названий лекарств; применение международного регулирования в области здравоохранения; пересмотр международной классификации заболеваний, травм и причин смерти; сбор и распространение статистической информации в области здоровья.

Международная организация Красного Креста и Красного полумесяца создана в 1863 г. Международная конференция Красного Креста собирается раз в четыре года и является высшим совещательным органом. Штаб-квартира находится в Женеве. Во время войн и внутренних конфликтов Международный комитет Красного Креста выступает в качестве нейтрального посредника с целью обеспечить жертвам военных действий помощь и защиту, наблюдает за условиями содержания военнопленных и дает рекомендации по улучшению этих условий. Мирные задачи Красного Креста направлены на преодоление последствий стихийных бедствий и развитие здравоохранения. На сегодняшний день эти задачи решаются в рамках широкой сети программ по охране здоровья, оказанию гуманитарной помощи и укреплению безопасности.

Деятельность Красного Креста базируется на нескольких основополагающих принципах.

Гуманность. Красный Крест всегда и везде стремится предупредить, облегчить человеческие страдания. Его цель — защита жизни и здоровья людей, человеческого достоинства, содействие взаимопониманию между народами во имя достижения устойчивого мира.

Беспристрастность. Красный Крест стремится облегчить страдания людей, не делая различий между ними по национальной, расовой и классовой принадлежности, религиозным и политическим убеждениям.

Нейтральность. Организация воздерживается от комментариев при возникновении конфликтных ситуаций и не вмешивается в противоречия политического, религиозного или идеологического характера.

Независимость. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца независимо. Национальные общества, содей ствуя правительствам своих стран в решении гуманитарных вопросов, сохраняют автономию, чтобы всегда иметь возможность действовать в соответствии с принципами движения.

Добровольность. Помощь Красного Креста основывается на добровольности и безвозмездности.

Единство. В каждой стране может быть только одно Общество Красного Креста и Красного Полумесяца, которое действует на всей территории страны и открыто для всех ее граждан.

Универсальность. Красный Крест — всемирная организация, в которой все общества равны и несут равную ответственность и обязанности по оказанию помощи друг другу.

Помощь пострадавшим — не единственная цель Красного Креста. Оказывая поддержку, он служит не менее важной задаче: отстоять во время войны идею солидарности людей и уважения человеческого достоинства, когда реальные или мнимые нужды войны отодвигают моральные ценности на второй план. За долгие годы работы Красный Крест накопил уникальный опыт работы и стал поистине крупнейшей в мире гуманитарной организацией. Тесное сотрудничество между региональными организациями позволяет быстро и эффективно реагировать на проблемные ситуации, возникающие по всему миру.

Международная организация труда (МОТ) — создана в 1919 г. на основании уставного принципа, согласно которому всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости.

В 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением в системе вновь созданной Организации Объединенных Наций. Штаб-квартира располагается в Женеве. МОТ имеет уникальную трехстороннюю структуру, в рамках которой представители работодателей и трудящихся — «социальные партнеры» в экономике — имеют равный с представителями правительств голос при разработке ее мер и программ.

Минимальные международные трудовые нормы и широкий круг мер МОТ принимаются на Международной конференции труда, которая проводится ежегодно. Каждые два года Конференция принимает двухгодичную программу деятельности и бюджет МОТ, который финансируется государствами -членами.

В своей работе МОТ использует различные методы:

  • — развитие социального партнерства правительств, организаций трудящихся и предпринимательства (трипартизм);
  • — разработка и принятие международных трудовых норм: конвенций и рекомендаций и контроль за их использованием (нормотворческая деятельность);
  • — оказание странам помощи в решение социально-трудовых проблем (техническое сотрудничество);

— проведение исследований и осуществление публикаций по социально-трудовым проблемам.

Основными сферами деятельности МОТ являются:

  • — занятость и безработица, достойный труд — борьба за полную и продуктивную занятость; предупреждение и сокращение безработицы были и остаются важнейшими задачами МОТ;
  • — профессиональная подготовка и переподготовка кадров — рассматривается как проблема развития людских ресурсов, включая вопросы развития управления, профессиональной ориентации и профессиональной реабилитации;
  • — права человека — располагает целой системой контрольных органов, которые рассматривают нарушение прав человека в разных странах;
  • — совершенствование управления и развитие предприятий — оказывает помощь странам в осуществлении политики и программ по развитию предпринимательства и частных предприятий;
  • — условия, безопасность и гигиена труда. Производственная и окружающая среда — гуманизация труда и повышение удовлетворенности работой;
  • — заработная плата — профсоюзная группа настоятельно ставит вопрос о принятии общего, всеохватывающего и всеобязывающего международного акта по вопросам минимальной заработной платы;
  • — социальное обеспечение;
  • — социальная защита женщин, молодежи, инвалидов, трудящихся-мигрантов;
  • — устранение детского труда;
  • — моряки, рыбаки и портовые рабочие — разработан трудовой кодекс, который охватывает все вопросы жизни, быта и социальной защиты этих трудящихся.

МОТ ведет большую научно-исследовательскую и издательскую деятельность. Международный учебный центр, находящийся в Турине, обеспечивает широкое разнообразие программ в областях, представляющих первостепенный интерес для МОТ и системы ООН в целом. Ежегодное количество мероприятий насчитывает свыше 300 стандартных курсов, специальных программ, всесторонних учебных проектов, консультативных услуг, а также разработку и производство учебных материалов.

Международный институт социально-трудовых исследований МОТ в Женеве содействует проведению политических исследований и общественных дискуссий по возникающим вопросам, представляющим интерес для МОТ и ее учредителей — трудящихся, предпринимателей и правительств. Институт обеспечивает три основные направления деятельности:

— глобальный форум по вопросам социальной политики;

  • — международные исследовательские программы и сети, связывающие научных деятелей с практиками, представляющими работодателей, трудящихся и правительства;
  • — учебные программы в помощь профсоюзам, организациям работодателей и администрации труда при развитии их организационного потенциала по исследованию, анализу и формулированию политики в экономической и социальной областях.

Издания МОТ охватывают вопросы занятости, социального обеспечения, техники безопасности и гигиены труда, трудовых отношений, трудового права, подготовки кадров, развития предприятий и другие аспекты в мире труда: журналы «Занятость в мире», «Ежегодник статистики труда», «Основные показатели рынка труда», «Международный обзор труда», «Рабочее образование», «Трудовой мир».

Международная организация гражданской обороны (МОГО) создана в 1931 г. Штаб-квартира находится в Женеве. С момента создания Организации сфера деятельности гражданской защиты расширилась, и ныне она функционирует не только во время военных действий. При чрезвычайных случаях в большинстве стран именно национальные службы гражданской защиты занимаются управлением и координацией действий различных служб, привлекаемых для оказания помощи жертвам катастроф.

Среди направлений деятельности МОГО следует выделить следующие:

  • — подготовка национальных кадров в области управления в период чрезвычайных ситуаций;
  • — оказание технической помощи государствам в создании и совершенствовании систем предупреждения ЧС и защиты населения;
  • — пропаганда опыта и знаний по ГО и вопросам управления в период ЧС. Подготовка специалистов проводится в Учебном центре ГО в Швейцарии.

Распространение мирового опыта по гражданской обороне осуществляется через центр документации МОГО, создаваемый на четырех языках (в том числе и на русском) журнал «Гражданская защита».

Россия вступила в Международную организацию гражданской обороны в 1993 г. С этого периода МЧС России является активным полноправным членом и участвует во всех кампаниях, проводимых этой организацией. За это время МЧС внесло огромный вклад в укрепление МОГО как Международной специализированной структуры, углубило ее научно-практическую базу, открыло перспективу сотрудничества с европейскими странами, придало новый импульс процессу вступления в ее ряды стран СНГ и других государств. МОГО распространяет и пропагандирует передовые российские наработки в данной области, в том числе по гуманитарному разминированию, медицине катастроф, «спасательной» кинологии и т.д.

Постоянный секретариат МОГО начал в 2005 г. публикацию Международного реестра служб гражданской защиты, созданный на основе информации, предоставленной самими государствами. Реестр дает четкое и стройное представление об управлении в чрезвычайных ситуациях в большинстве стран мира.

Всемирная метеорологическая организация (ВМО) — международная межправительственная организация начала деятельность с 1950 г. Местопребывание — Женева. ВМО специализированное учреждение ООН в области метеорологии (погода и климат), оперативной гидрологии и связанных с ними наук. Это авторитетный орган системы ООН по вопросам состояния и поведения атмосферы Земли, ее взаимодействия с океанами, образуемого им климата и формирующегося в результате этого распределения водных ресурсов. Цели ВМО:

  • — координация деятельности стран-членов по выпуску информации о погоде, водных ресурсах и климате в соответствии с согласованными на международном уровне стандартами; научно-исследовательская деятельность в национальном, международном и глобальном масштабе; профессиональная подготовка специалистов до признанных международных уровней;
  • — содействие развитию обслуживания, направленного на повышение благосостояния и безопасности общин, стран и всего человечества. В 1976 г. ВМО выступила с первым заявлением об угрозе климату.

В 1979 г. ВМО учредила Всемирную климатическую программу (ВКП), которая стала основой международной деятельности в области климата. Программа имеет своим результатом укрепление возможностей стран-членов в области мониторинга климата, обнаружения изменения климата, разработки баз климатических данных, спасения ранее полученных и исчезающих данных и проведения исторических обследований, а также применения климатической информации в различных видах социально-экономической деятельности. Важным компонентом ВКП является Всемирная программа исследований климата (ВПИК), которая координирует научные исследования климатической системы, ее изменчивости и предсказуемости с помощью различных проектов, включая проекты и циркуляции мирового океана, а также по глобальному циклу энергии и воды. В последнее десятилетие наступила новая эра для сезонных и климатических прогнозов, которая последовала за успешным осуществлением проекта ВПИК по исследованиям глобальной атмосферы и тропической зоны океана. Данный проект привел к созданию научной базы для успешных предсказаний аномалий температуры поверхности моря, Эль-Ниньо[1], и соответствующих изменений в циркуляции атмосферы во временных масштабах от нескольких сезонов до межгодовых.

В МО внесла важный вклад в продовольственную безопасность. В некоторых странах для оказания помощи в разработке экономически эффективных и устойчивых сельскохозяйственных систем успешно применяются агрометеорологические практики.

Гринпис — «Зеленый мир» — общественная международная неправительственная и некоммерческая экологическая организация, образована в 1971 г. Штаб-квартира находится в Амстердаме. В 1992 г. образовался Гринпис в России. Главная цель Гринпис — сохранение жизни на Земле во всем ее многообразии.

В нашей стране Гринпис содействует сохранению последних уголков нетронутой природы, борется с ядерной опасностью, стремится устранить угрозы, вызванные химическим и генетическим загрязнением, работает для спасения озера Байкал.

Гринпис с первых дней своего существования и до настоящего времени строго придерживается определенных принципов.

Независимость — Гринпис существует на пожертвования граждан и частных благотворительных фондов, не принимает финансовой поддержки от государственных организаций, коммерческих структур и политических партий. Гринпис не поддерживает ни одну политическую партию. Тем не менее он ведет диалог со всеми силами и добивается принятия решений и законов во благо окружающей среды.

Ненасильственность — Гринпис не приемлет никаких форм насилия в качестве метода достижения своих целей. Все акции — исключительно выражение мирного протеста.

Протест действием — протестные акции — первое, с чем ассоциируется Гринпис в общественном сознании. Это один из способов привлечь внимание к экологической проблеме и добиться нужных изменений, но далеко не единственный инструмент нашей работы. При проведении акций всегда соблюдается важный принцип — ненасильственность.

Свидетельствование. Задача организации — побывать на месте экологического преступления и предоставить людям независимую и достоверную информацию.

Основными направлениями деятельности Гринпис являются:

  • 1. Кампания по биоразнообразию', борьба против уничтожения лесов, варварского лова рыбы и охоты на китов, добивается сохранения существующих и создания новых охраняемых природных территорий ит.д.
  • 2. Кампания по защите атмосферы, добивается сокращения выброса «парниковых газов», вызывающих «парниковый эффект», прекращения использования озоноразрушающих веществ.
  • 3. Антиядерная кампания', добивается сокращения ядерных арсеналов, запрещения ядерных испытаний, свертывания опасных программ развития ядерной энергетики и постепенного отказа от нее.

4. Кампания по токсическим веществам: добивается запрещения опасных технологий, решает проблемы, связанные с образованием и переработкой опасных отходов, а также загрязнением окружающей среды сильно ядовитыми веществами.

Основные направления деятельности и достижения публикуются в информационном бюллетене «Greenpeace в России».

Всемирный Фонд Дикой Природы (WWF) — крупнейшая в мире неправительственная международная экологическая организация, основанная в 1961 г. Деятельность Фонда нацелена на сохранение биоразнообразия, продвижения устойчивого использования природных ресурсов, а также предотвращения бытового загрязнения. Международный секретариат WWFнаходится в Швейцарии, откуда происходит координация действий всей сети WWF. Деятельность WWF охватывает несколько основных направлений.

Климатическая программа. Изменение климата, больше известное как глобальное потепление — реальная проблема, с которой человечество столкнулось уже сегодня. Климатическая программа WWFпытается сделать все, чтобы стабилизировать ситуацию.

Лесная программа. Каждую секунду Земля теряет более 1,5 гектаров леса — естественных легких планеты, места обитания многих животных и растений. А всего их уничтожено более 65%. Лесная программа WWFработает для того, чтобы люди научились любить лес и использовать его только рационально.

Морская программа. Ежегодно используется 70% мирового запаса рыбы, и это значительно превышает возможности ее естественного восстановления. Многие морские животные исчезли навсегда. Морская программа WWF пытается остановить разрушение самых обширных, богатых и в то же время уязвимых экосистем — морей и океанов.

Охрана редких видов. IVIVFуделяет большое внимание охране видов, оказавшихся под угрозой исчезновения. Это виды, за сохранение которых Россия несет ответственность в мировом масштабе: амурский тигр, дальневосточный леопард, стерх, ирбис, русская выхухоль, зубр. Усилиями WWFбыли созданы десятки особо охраняемых природных территорий там, где расположены места обитания редких видов.

Поддержка природоохранного просвещения и образования, призванного показать связь между каждодневными интересами человека и сохранением живой природы для обеспечения жизнедеятельности человечества.

Для России целесообразно гибкое участие в международных системах безопасности с дальнейшим увеличением своего «удельного веса» в них. Целесообразно укрепление связей России с Китаем, Индией и рядом других государств Азиатско-Тихоокеанского региона.

  • [1] Эль-Ниньо — теплое сезонное поверхностное течение в восточной части Тихого океана, у берегов Эквадора и Перу. Развивается эпизодически летом при прохождении у экватора циклонов.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >