ВВЕДЕНИЕ

Большинство современных специалистов по физической культуре сходятся во мнении, что суммарный объем занятий по дисциплине «Физическая культура» в рамках Примерной программы подготовки студентов вузов не всегда способствует желаемому улучшению двигательных возможностей и здоровья занимающихся. Однако многие специалисты стремятся творчески построить учебный процесс, реализовать нестандартные подходы к подбору развивающих и тестовых упражнений, использовать разные критерии подготовленности студентов по данной дисциплине [7, 23, 43, 80, 95, 135, 187].

Вместе с тем, для повышения качества занятий также предполагается усовершенствование контроля учебного процесса на основе программных требований. С этих позиций подход С.В. Малиновского [108, 109] к оценке структуры подготовленности студентов, по-видимому, представляет собой наиболее успешный вариант, реализованный в практической работе со студентами вуза. С использованием компьютерных и тренажерных комплексов и различных вариантов моделирования на ЭВМ, включая методики оценки психологических состояний в экспериментальных условиях, были получены и проанализированы около двухсот показателей, отражающих универсальную модель профессионально-прикладной подготовленности более 400 будущих специалистов. В результате предложено объединить характеристики физических способностей с психофизиологическими и общими интеллектуальними качествами учащихся, что по существу определяет интегральную структуру их способностей.

Заслуживает внимания и подход Г.А. Вайник [23], которая предложила алгоритм интегральной оценки психофизического состояния студентов на основе показателей физической подготовленности студентов и их медико-биологических показателей, личностных особенностей, некоторых свойств нервной системы, характеристик памяти и внимания, акцентируя при этом внимание на оценке психофизического состояния студентов.

В работе А.Ю. Анисимовой [7] величина функциональной нагрузки для студентов с различным уровнем подготовленности соотнесена с содержанием и преимущественной направленностью упражнений, выполняемых студентами на занятиях по физической культуре. Содержание занятия определяется автором как набор упражнений из разных видов спорта, что позволило выявить из них наиболее нагрузочные (легкая атлетика, игровые виды спорта) и наименее нагрузочные (настольный теннис). Применение разработанного варианта организации занятий в данном исследовании обеспечило такой же прирост физических качеств, как у студентов, занимавшихся по Примерной программе, и, кроме того, способствовало снижению умственного утомления на занятиях по другим учебным дисциплинам, проводившимся после уроков физической культуры как у девушек, так и у юношей [7]. Значимость этого исследования определяется обоснованием организации занятий по учебному расписанию для студентов с разным уровнем функциональной и физической подготовленности, что имеет несомненную практическую ценность.

Следует отметить, что в утвержденной Примерной программе [145] не различаются требования к уровню подготовленности студентов из разных регионов мира. Однако уровни подготовленности студентов из разных регионов до начала обучения в вузе едва ли сопоставимы для иностранцев и россиян, поскольку были неодинаковы условия занятий, интенсивность двигательной активности. В этом аспекте один из путей совершенствования двигательных способностей студентов, очевидно, требует разработки подхода, ориентированного на частичную (дифференцированную) коррекцию основной части занятия, в ходе которого должны быть задействованы когнитивные, регуляторные и поведенческие механизмы. Также в Примерной программе подготовки [145] утверждены контрольные показатели физической и функциональной подготовленности, однако в программе отсутствуют рекомендации по оценке психологического состояния студентов, тесно связанного с учебным процессом и результатами контрольных испытаний.

Вместе с тем, в хрестоматийных трудах известных советских и российских спортивных психологов - В.П. Рудика,

А.Ц. Пуни, Е.П. Ильина, М.П. Ивановой, В.В. Горбунова, А.В. Родионова - прослеживается тесная взаимосвязь результатов двигательной деятельности с состоянием психофизиологических и психологических функций человека.

Эти положения, в известной мере, нашли подтверждение в работе А.В. Фурсова [184], в которой показано, что физические нагрузки у студентов в учебном процессе из года в год снижаются как по объему, так и по интенсивности. В то же время ступенчато повышающиеся психические нагрузки в ходе учебного процесса, напротив, имеют тенденцию к снижению, однако при этом значительно увеличивается размах показателей функциональной подвижности нервных процессов и скорости переработки информации, что может указывать на дисбаланс обменных и психических процессов. По данным автора, психические нагрузки могут оказывать большее суммарное воздействие на организм, чем, например, нагрузки в соревнованиях студентов-спортсменов.

Практически важен и другой аспект изучаемого вопроса. В рамках контроля учебного процесса, как известно, нормативная оценка двигательных возможностей студентов рег ламентирована Примерной программой подготовки студентов вузов. При этом игнорируется психологическая составляющая адаптации студентов к учебному процессу, и многие специалисты нередко используют дополнительные контрольные упражнения при оценке уровня подготовленности студентов.

Исходя из вышеперечисленного, на первый план выдвигается разработка гибкого, дифференцированного подхода к выбору упражнений и их вариативности в занятиях по физической культуре российских и иностранных студентов. Повышение качества контроля подготовленности студентов, очевидно, предполагает изучение характеристик не только физической и функциональной подготовленности студентов, но и особенно психологических характеристик, значимых в структуре предстоящей профессиональной деятельности.

Такой подход может способствовать оптимизации учебного процесса в вузе, поскольку требует обоснованного выбора упражнений в занятиях, направленных на совершенствование двигательных возможностей студентов, представляющих различные регионы мира и имеющих неодинаковый уровень подготовленности по дисциплине «Физическая культура».

В ходе практической работы требовалось решить следующие важные задачи:

  • 1. Выявить отстающие звенья функциональной, физической и психологической подготовленности студентов из разных регионов мира путем выявления количественных и качественных отличий в структуре так называемой психофизической подготовленности.
  • 2. Обосновать подход к оптимальному варьированию содержания занятий студентов и выбору упражнений, направленных на устранение «слабых» звеньев подготовленности в ходе учебного процесса.

Глава 1

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >