Современные подходы к совершенствованию содержания занятий физической культурой студентов вузов

Актуальные направления совершенствования содержания учебных занятий по дисциплине «Физическая культура»

В физической культуре - одной из сфер жизнедеятельности человека - его способности выполняют определяющую роль в процессе расширения его индивидуальных возможностей.

Основные положения, раскрывающие понятие способностей, в ряде фундаментальных исследований [142, 154-156, 175] сводились к следующему:

  • 1) под способностями понимались индивидуальные особенности, отличающие одного индивида от другого, однако только те из них, которые оказывали влияние на успешность деятельности;
  • 2) в структуру способностей не входили знания, умения и навыки, приобретенные в процессе жизни; ядро способностей составляли задатки - врожденные способности человека.

Считается, что попытки конкретизировать представления о способностях человека в связи с его различными видами деятельности нередко приводят к недооценке активности самой личности, которая имеет возможности использования способностей в ходе ее развития.

По этому поводу Н.С. Лейтес [97] также отмечал, что способности не могут быть простым проявлением извне, поскольку они всегда несут отпечаток индивидуальности. Индивидуальные различия по способностям понимают в контексте степени выраженности либо по их своеобразию. В этих условиях, подчеркивает автор, особенно важным является изучение роли психических компонентов в структуре двигательных способностей. В.С. Фарфель [181], определяя понятие двигательных способностей, в связи с этим упоминал, что они обеспечиваются физиологическими системами организма.

В связи с проявлением различных качеств и свойств организма при выполнении спортивных упражнений многие специалисты (например, Е.П. Ильин [67, 68], В.М. Волков [31], В.И. Гончаров [37, 38]) считают необходимым разделять представления о задатках, двигательных умениях, навыках и способностях, определяя способности к различным проявлениям мышечной деятельности как отражение комплекса центральных нервных и периферических факторов. Считается, что сложные признаки и качества организма не предопределены наследственностью, однако в процессах развития генетически задается лишь «норма реакции» - возможный диапазон долговременной адаптации, который составляет сущность биологических предпосылок (задатков) и контролируется генотипом. При этом задатки характеризуются как биологические структуры, оказывающие влияние на морфологические и функциональные особенности организма, психическое развитие человека и его способности [32, 38]. В этом отношении необходимо понимать значимость лабильных и консервативных признаков. Лабильные признаки легко изменяются в ходе спортивного совершенствования, в то время как консервативные характеризуются слабой изменчивостью, обусловленной генетически. Авторы обраща ют внимание, что существенной особенностью двигательных способностей, отличающей их от других способностей, является высокая избирательность.

В настоящее время проблема способностей остается дискуссионной, особенно применительно к специфике конкретной деятельности. Основное различие между умениями и навыками, с одной стороны, и способностями - с другой стороны, заключается в том, что знания и навыки приобретаются в процессе обучения и тренировки, причем лучшего качества и в большем объеме у индивидов с определенными врожденными способностями. В этой связи высказывается предположение [158], что наиболее важная функция способностей человека заключается в более совершенном преобразовании его последующей деятельности. В работах других авторов [24, 68, 185, 188, 189, 195, 202, 208, 215, 220, 230, 232, 235] также подчеркивается роль психических качеств в проявлении двигательных способностей.

В.А. Сальников [157, 158] связывает эти факты и наблюдения с тем, что отдельные свойства в структуре индивидуальности образуют сложные динамические комплексы, которые глубоко индивидуальны для конкретной личности. Эти комплексы, с одной стороны, являются достаточно устойчивыми образованиями и, с другой стороны, могут оказывать существенное влияние на характер спортивной деятельности в рамках требований специализации. Поэтому чаще говорят не столько о наличии общих связей, сколько об их проявлении в конкретных условиях физкультурноспортивной деятельности.

По-видимому, к наиболее сложным в возрастном аспекте можно отнести представления о координационных способностях человека как с теоретических позиций, так и по многим практическим аспектам занятий спортивными упражнениями [19, 20]. Литературные данные за последние 15-20 лет раскрывают новые знания и расширяют представления об этой категории способностей [15, 16, 37, 38, 69, 93, 105, 139, 148, 206,212].

Обобщение теоретических и экспериментальных исследований [104, 127, 44] позволило специалистам выделить следующие виды координационных способностей: специальные, специфические и общие. Специальные координационные способности относятся к целостным целенаправленным двигательным действиям, упорядоченным по возрастанию их сложности - координационные способности в циклических и ациклических локомоциях, в акробатических и гимнастических упражнениях на снарядах, в спортивно-игровых действиях. Специфические (или частные) координационные способности отражаются в способности к удержанию равновесия, ориентированию в пространстве, ритму, дифференцированию и воспроизведению пространственных, силовых и временных параметров движений, в способности к реакциям, быстроте перестроения двигательной деятельности, в статокинетической устойчивости и способности к произвольному мышечному расслаблению.

Под общими координационными способностями понимают «потенциальные и реализованные возможности, определяющие готовность студента к оптимальному управлению сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями» ([104], с. 19). С математической точки зрения на проявления общей координационной готовности указывает наличие определенного числа достоверных положительных корреляций между разнородными показателями в возрасте от 7 до 17 лет. Однако с возрастом доля (общего) генерального фактора в сфере координационных способностей, согласно данным автора, снижается.

При обсуждении роли коррекций в формировании и реализации двигательных навыков Е.П. Ильин [66] подчеркивал, что с каждым повторением элементов движения организация выполняемых действий осуществляется на различном афферентном фоне. Постоянное и одинаковое по силе воздействие оказывает неодинаковый эффект в зависимости от того, на какой фон (от предшествующих попыток) оно накладывается. Однако адекватная и наиболее эффективная реакция организма на стимул обеспечивается в том случае, подчеркивает автор, когда оптимальное по величине воздействие накладывается на оптимальное состояние покоя. К улучшению техники выполнения двигательного действия приводит не столько само по себе упражнение, сколько та коррекция неточностей, которая способствует качественному улучшению движения в последующих попытках путем осмысленного исправления ошибок. Поэтому уже на первой стадии обучения осознание неточностей и ошибок в двигательных действиях является обязательным условием, чтобы не закреплять ошибочные элементы действия при повторениях.

Основываясь на экспериментально установленном факте, что общим для каждой способности является свойство, основу которого составляет реализация конкретной психической функции [117, 130, 175], можно заключить, что способности являются свойствами функциональных систем (в нашем случае - обеспечивающих двигательные функции), а задатки - свойствами компонентов этих систем.

В этой связи нельзя не согласиться с позицией авторов [159], которые считают, что здоровый образ жизни у молодежи необходимо формировать на основе осознанного понимания особенностей двигательной деятельности и закономерностей тренировки, которое можно привнести через теорию оздоровительной физической культуры. Такая теория, очевидно, могла бы способствовать разработке целенаправленных и эффективных средств и методов физического воспитания, а по существу - структуры и содержания занятий, направленных на повышение функциональных и физических возможностей организма.

Новые формы социально-экономических отношений в нашей стране вскрыли противоречия, с одной стороны, между требованиями стандартно-нормативной системы преподавания физической культуры и, с другой стороны, учетом индивидуальных потребностей личности студентов вузов. По-видимому, это не могло не отразиться на определенной трансформации ранее разработанных подходов к построению и содержанию учебных занятий по физическому воспитанию в вузах [30, 64, 123].

Последующие работы [15, 17, 100, 101, 104, 182, 194] в значительной мере продолжили исследования в направлении общей проблематики и перспектив развития физической культуры. Однако при этом назревала необходимость разработки более эффективных подходов к формированию интереса подростков и молодежи к занятиям физической культурой.

В некоторых работах [6, 112] высказывается мнение о том, что на современном этапе проблема разработки структуры и содержания процесса обучения по дисциплине «Физическая культура» заключается в «относительной неготовности» существующей теории и методики физической культуры вписаться в процесс модернизации из-за отсутствия педагогических методик дифференцированного подхода к реализации так называемого субъектного опыта личности [6].

В целях повышения мотивации студентов к занятиям многие авторы рекомендуют придерживаться принципов свободного выбора форм занятий, обозначают контуры обновления, преемственности, оптимизации и усовершенствования учебного процесса по физическому воспитанию студентов вузов [5, 13, 27, 28, 48, 196, 227]. Обобщая результаты работ этих авторов, можно отметить, что «на основе освобождения от всеобщей унификации и стандартизации» предлагается альтернативное решение данного вопроса - выстраивание нового типа отношений между преподавателями и учащимися на основе внедрения эффективных технологий воздействия на личность студента, реализации гибкого подхода к содержанию учебного процесса, с учетом их мотива ционной и интеллектуальной составляющих физкультурноспортивной деятельности.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >